Мадридские принципы – это вариант урегулирования нагорно-карабахского конфликта, который был предложен Минской группой ОБСЕ (США, Россия, Франция) в 2007 году в Мадриде. Тогда президентом Армении был Роберт Кочарян.
Согласно этим принципам, предполагались конкретные действия, в том числе, возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана. 2 ноября 2008 года уже новый президент Армении Серж Саргсян подписывает Майендорфскую декларацию (в замке Майендорф, (Московская область) вместе с Ильхамом Алиевым и Дмитрием Медведевым, в которой «подтверждают важное значение продолжения сопредседателями Минской группы ОБСЕ посреднических усилий с учётом их встречи со сторонами в Мадриде 29 ноября 2007 года и последующих дискуссий в целях дальнейшей разработки основных принципов политического урегулирования».
Фактически уже тогда Армения с одобрения двух президентов Кочаряна и Саргсяна признала Мадридские принципы и необходимость возвращения территорий Арцаха (Нагорного Карабаха) Азербайджану.
Но у двух армянских президентов возникал очень важный вопрос: кто из них объявит гражданам Армении о том, что нужно возвратить территорий вокруг Нагорного Карабаха Азербайджану? Ни Кочарян ни Саргсян не хотели этого делать от своего имени, так как вошли бы в историю своей страны, как предатели, враги и в течение короткого времени лишились бы власти потому, что армяне вышли бы на улицы с требованием отставки руководства Армении.
В 2017 году Серж Саргсян начал решать вопрос, каким образом реализовать Мадридские принципы? Нужен был человек в стране, который бы взял ответственность и будущее клеймо предателя, отдавшего земли на себя. Команда Саргсяна начинает активно искать в стране такого человека, которому было бы нечего особо терять в жизни, и который согласился бы на время возглавить страну и окончательно решить «Карабахский вопрос».
Этот человек находится: депутат, живший в скромной квартире, не имеющий особо больших доходов, зато имеющий четверых детей, которых нужно содержать. Им оказался Никол Пашинян, которому Саргсян рассказал, что он должен будет сделать, и как за это народ его в дальнейшем не полюбит, но зато он получит определенные гарантии безопасности в будущем, а также другие материальные выгоды.
Пашинян согласился, дальше началась репетиция будущей псевдореволюции. Организацию необходимых «оппозиционных» мероприятий взяла на себя власть: правоохранительным органам была дана команда не задерживать людей, в результате армяне выходили на, прославившиеся в Интернете, уличные танцы и шашлыки. Было выполнено обговоренное заранее кратковременное задержание и выпуск Пашиняна полицией, а также отрепетированная встреча в ереванском отеле «Marriott Armenia» с Саргсяном, которая продлилась три минуты, так как больше изобразить на публику и СМИ правдоподобные переговоры было сложно (Саргсян после трех минут встречи ушел, сказав, что не намерен общаться с человеком, разговаривающим с ним в плохом тоне).
Далее, Никол Пашинян осуществлял функции премьера, в конце 2020 года происходит вторая война в Нагорном Карабахе и, с некоторыми отклонениями от планирования, завершается с реализацией весомой долей Мадридских принципов.
По договоренностям, Никол Пашинян должен уйти с поста премьера. А вместо него должен прийти человек из команды Саргсяна или с пророссийской ориентацией для Армении. Рейтинг Пашиняна внепланово стал понижаться медленней, чем рассчитывалось, поэтому властям приходилось осуществлять дополнительные мероприятия в виде публикаций информации о взятии Азербайджаном сел Арцаха, уже после окончания войны или иное, чтобы принудительно понизить рейтинг Пашиняна и армянский народ потребовал его отставки.