Найти тему
АвтоДвиж

Как перспективные ЗИЛы с «Мерсом» рубились, и что из этого вышло…

Не секрет, что все производители сравнивают свои перспективные разработки с современными аналогами фирм конкурентов, и Советский Союз не был исключением. Каждый год на автополигоне НАМИ появлялись десятки иностранных грузовиков, которые тщательно изучались нашими специалистами. Зачастую «иностранцев» «сталкивали лбами» с детищами отечественного автопрома…

Так с апреля по июнь 1978 года на скоростной дороге Дмитровского автополигона четверка ЗИЛов сразилась с седельным тягачом Мерседес-Бенц. Что из этого вышло, расскажу ниже.

Автопоезд с тягачом ЗИЛ-130 и прицепом ГКБ-817
Автопоезд с тягачом ЗИЛ-130 и прицепом ГКБ-817

Отечественный автопром представляли сразу пять моделей:

- серийный бортовой грузовик ЗИЛ-130 с прицепом ГКБ-817;

- бортовой грузовик ЗИЛ-130Г/169 с двигателем Internatonal DV-170В в сцепке с прицепом ГКБ-8350;

- опытный бортовой грузовик ЗИЛ-8Э169Г с прицепом ГКБ-8350;

- опытный самосвал ЗИЛ-8Э169Д с прицепом ГКБ-8528;

- опытный седельный тягач ЗИЛ-8Э169В-6 с полуприцепом ОдАЗ-9370.

За «команду противника» выступал трехосный седельный тягач Mercedes-Benz 2232S  в сцепке с интересным полуприцепом-контейнеровозом фирмы «Клаус» с функционалом самопогрузки.

Мероприятие проводилось в рамках программы заводских испытаний опытных образцов ЗИЛ. А основной задачей заездов стало сравнение динамических и экономических показателей автопоездов.

Автопоезд с тягачом ЗИЛ-8Э169Г и прицепом ГКБ-8350
Автопоезд с тягачом ЗИЛ-8Э169Г и прицепом ГКБ-8350

Скажу сразу, на первый взгляд подборка участников выглядит очень странно. Судите сами:

- ЗИЛ-130 – полная масса автопоезда – 18 500 кг, двигатель - 6-литровый ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с.;

- ЗИЛ-130Г/169 – полная масса автопоезда – 23 500 кг, двигатель - 9-литровый Internatonal DV-170В  мощностью 180 л.с.;

- ЗИЛ-8Э169Г – полная масса автопоезда – 23 500 кг, двигатель - 8,7-литровый ЗИЛ-645 НАМИ мощностью 184 л.с.;

- ЗИЛ-8Э169Д – полная масса автопоезда – 21 000 кг, двигатель - 8,3-литровый ЗИЛ-645 мощностью 175 л.с.;

- ЗИЛ-8Э169В-6 – полная масса автопоезда – 23 500 кг, двигатель - 7-литровый ЗИЛ-375Ф мощностью 180 л.с.;

- Mercedes-Benz 2232S – полная масса автопоезда – 38 000 кг, двигатель - 16-литровый OM 403 мощностью 320 л.с.

Мало того, что автомобили разительно отличались полной массой и мощностью двигателя, так еще и ЗИЛ-130 и ЗИЛ-8Э169В-6 оснащались бензиновыми моторами, в отличие от «дизелей» остальных участников. Про «Мерс» с его ТХ и говорить не хочется – он был как Гулливер среди лилипутов.

Однако испытатели не даром ели свой хлеб и свели всю технику в единую команду по одной простой причине – удельная мощность л.с. на тонну веса у них была примерно равна от 7,66 у ЗИЛ-130Г/169 и ЗИЛ-8Э169В-6 до 8,44 у Mercedes-Benz 2232S. Так что, все по-честному.

Автопоезд с тягачом ЗИЛ-8Э169В-6 и прицепом ОдАЗ-9370
Автопоезд с тягачом ЗИЛ-8Э169В-6 и прицепом ОдАЗ-9370

Автопоезда катались по кольцевой скоростной дороге с одним 1700-метровым затяжным 4% подъемом и двумя 4% спусками. Или наоборот, когда круги наматывались в обратную сторону. Заезды проводились как на максимальной скорости, так и на максимально разрешенной по ПДД скорости для грузовиков – т.е. не выше 70 км/ч.

В отчете достаточно подробно описываются нюансы, сопутствующие проведению сравнительных испытаний, так что можно смело утверждать – все было максимально корректно.

К слову, самая большая «максималка» оказалась у самосвала ЗИЛ-8Э169Д – 91 км/ч, а самым динамичным на 500-метровом отрезке был ЗИЛ-130Г/169. Правда, 1000 метров быстрее преодолел уже Mercedes-Benz 2232S.

Автопоезд с тягачом ЗИЛ-8Э169Д и прицепом ГКБ-8528
Автопоезд с тягачом ЗИЛ-8Э169Д и прицепом ГКБ-8528

Как вы наверняка предположили, лучшим среди испытуемых оказался Mercedes-Benz 2232S. Он показал лучшую среднюю скорость движения – 83,05 км/ч и наименьший удельный расход топлива – 1,43 л/100 км на 1 тонну полного веса. Кроме того, он смог максимально приблизиться к рекомендованным 70 км/ч.

Самым быстрым из ЗИЛов оказался самосвал ЗИЛ-8Э169Д – средняя скорость 81,75 км/ч, а самым экономичным ЗИЛ-8Э169Г - 1,67 л/100 км на 1 тонну полного веса.

Аутсайдером оказался седельный тягач ЗИЛ-8Э169В-6. Мало того, что на максимальной скорости он потреблял бензина больше, чем Mercedes-Benz 2232S солярки (при том, что «немец» вез на 14,5 тонн больше), так еще и «максималка» его была всего 68,3 км/ч. А при попытке ехать все время в пределах 70 км/ч автопоезд и вовсе замедлился до 60,95 км/ч.

С учетом того, что в то время бензин стоил дороже дизтоплива, это походило на полный экономический провал применения бензиновых моторов на грузовиках…

Автопоезд с тягачом Mercedes-Benz 2232S  и полуприцепом-контейнеровозом фирмы «Клаус»
Автопоезд с тягачом Mercedes-Benz 2232S и полуприцепом-контейнеровозом фирмы «Клаус»

Что еще стоит отметить. Судя по отчету, достаточно большие надежды возлагались на импортный двигатель Internatonal DV-170В, потому как его сравнение с «немцем» выделено отдельно. Однако разница по скорости составила 11%, а удельный расход топлива - 15…39%.

Относительно перспективных моторов ЗИЛ-645 было сказано, что в связи с тем, что двигатели находятся в стадии доводки, делать по ним выводы пока рано. Однако для улучшения процесса доводки семейства ЗИЛ-169 рекомендуется проводить подобные испытания не реже двух раз в год.

Автопоезд с тягачом ЗИЛ-130Г/169 (двигатель DV-170В) и прицепом ГКБ-8350
Автопоезд с тягачом ЗИЛ-130Г/169 (двигатель DV-170В) и прицепом ГКБ-8350

Мы благодарим страницу https://vk.com/amo_zis_zil за материалы, использованные при создании статьи