Не секрет, что все производители сравнивают свои перспективные разработки с современными аналогами фирм конкурентов, и Советский Союз не был исключением. Каждый год на автополигоне НАМИ появлялись десятки иностранных грузовиков, которые тщательно изучались нашими специалистами. Зачастую «иностранцев» «сталкивали лбами» с детищами отечественного автопрома…
Так с апреля по июнь 1978 года на скоростной дороге Дмитровского автополигона четверка ЗИЛов сразилась с седельным тягачом Мерседес-Бенц. Что из этого вышло, расскажу ниже.
Отечественный автопром представляли сразу пять моделей:
- серийный бортовой грузовик ЗИЛ-130 с прицепом ГКБ-817;
- бортовой грузовик ЗИЛ-130Г/169 с двигателем Internatonal DV-170В в сцепке с прицепом ГКБ-8350;
- опытный бортовой грузовик ЗИЛ-8Э169Г с прицепом ГКБ-8350;
- опытный самосвал ЗИЛ-8Э169Д с прицепом ГКБ-8528;
- опытный седельный тягач ЗИЛ-8Э169В-6 с полуприцепом ОдАЗ-9370.
За «команду противника» выступал трехосный седельный тягач Mercedes-Benz 2232S в сцепке с интересным полуприцепом-контейнеровозом фирмы «Клаус» с функционалом самопогрузки.
Мероприятие проводилось в рамках программы заводских испытаний опытных образцов ЗИЛ. А основной задачей заездов стало сравнение динамических и экономических показателей автопоездов.
Скажу сразу, на первый взгляд подборка участников выглядит очень странно. Судите сами:
- ЗИЛ-130 – полная масса автопоезда – 18 500 кг, двигатель - 6-литровый ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с.;
- ЗИЛ-130Г/169 – полная масса автопоезда – 23 500 кг, двигатель - 9-литровый Internatonal DV-170В мощностью 180 л.с.;
- ЗИЛ-8Э169Г – полная масса автопоезда – 23 500 кг, двигатель - 8,7-литровый ЗИЛ-645 НАМИ мощностью 184 л.с.;
- ЗИЛ-8Э169Д – полная масса автопоезда – 21 000 кг, двигатель - 8,3-литровый ЗИЛ-645 мощностью 175 л.с.;
- ЗИЛ-8Э169В-6 – полная масса автопоезда – 23 500 кг, двигатель - 7-литровый ЗИЛ-375Ф мощностью 180 л.с.;
- Mercedes-Benz 2232S – полная масса автопоезда – 38 000 кг, двигатель - 16-литровый OM 403 мощностью 320 л.с.
Мало того, что автомобили разительно отличались полной массой и мощностью двигателя, так еще и ЗИЛ-130 и ЗИЛ-8Э169В-6 оснащались бензиновыми моторами, в отличие от «дизелей» остальных участников. Про «Мерс» с его ТХ и говорить не хочется – он был как Гулливер среди лилипутов.
Однако испытатели не даром ели свой хлеб и свели всю технику в единую команду по одной простой причине – удельная мощность л.с. на тонну веса у них была примерно равна от 7,66 у ЗИЛ-130Г/169 и ЗИЛ-8Э169В-6 до 8,44 у Mercedes-Benz 2232S. Так что, все по-честному.
Автопоезда катались по кольцевой скоростной дороге с одним 1700-метровым затяжным 4% подъемом и двумя 4% спусками. Или наоборот, когда круги наматывались в обратную сторону. Заезды проводились как на максимальной скорости, так и на максимально разрешенной по ПДД скорости для грузовиков – т.е. не выше 70 км/ч.
В отчете достаточно подробно описываются нюансы, сопутствующие проведению сравнительных испытаний, так что можно смело утверждать – все было максимально корректно.
К слову, самая большая «максималка» оказалась у самосвала ЗИЛ-8Э169Д – 91 км/ч, а самым динамичным на 500-метровом отрезке был ЗИЛ-130Г/169. Правда, 1000 метров быстрее преодолел уже Mercedes-Benz 2232S.
Как вы наверняка предположили, лучшим среди испытуемых оказался Mercedes-Benz 2232S. Он показал лучшую среднюю скорость движения – 83,05 км/ч и наименьший удельный расход топлива – 1,43 л/100 км на 1 тонну полного веса. Кроме того, он смог максимально приблизиться к рекомендованным 70 км/ч.
Самым быстрым из ЗИЛов оказался самосвал ЗИЛ-8Э169Д – средняя скорость 81,75 км/ч, а самым экономичным ЗИЛ-8Э169Г - 1,67 л/100 км на 1 тонну полного веса.
Аутсайдером оказался седельный тягач ЗИЛ-8Э169В-6. Мало того, что на максимальной скорости он потреблял бензина больше, чем Mercedes-Benz 2232S солярки (при том, что «немец» вез на 14,5 тонн больше), так еще и «максималка» его была всего 68,3 км/ч. А при попытке ехать все время в пределах 70 км/ч автопоезд и вовсе замедлился до 60,95 км/ч.
С учетом того, что в то время бензин стоил дороже дизтоплива, это походило на полный экономический провал применения бензиновых моторов на грузовиках…
Что еще стоит отметить. Судя по отчету, достаточно большие надежды возлагались на импортный двигатель Internatonal DV-170В, потому как его сравнение с «немцем» выделено отдельно. Однако разница по скорости составила 11%, а удельный расход топлива - 15…39%.
Относительно перспективных моторов ЗИЛ-645 было сказано, что в связи с тем, что двигатели находятся в стадии доводки, делать по ним выводы пока рано. Однако для улучшения процесса доводки семейства ЗИЛ-169 рекомендуется проводить подобные испытания не реже двух раз в год.
Мы благодарим страницу https://vk.com/amo_zis_zil за материалы, использованные при создании статьи