Найти тему

Европа-2002. Век "зоны" не видать

Туда: Москва - Петербург - Турку - Стокгольм - Хельсингфорс - Гамбург - Кассель - Аахен -Юпен (Бельгия) - Люксембург - Орлеан - Буа - Замки Луары - Клермон-Ферран - Канны - Ницца - Генуя - Венеция - Корфу.

Обратно: Корфу - Триест - Зальцбург - Инсбрук - Линдау - Кольмар - Винная дорога Эльзаса - Нанси - Шампанская дорога Шампани - Арденны - Льеж - Весель - Гамбург - Стокгольм - Турку - Петербург - Москва.

Логика нашего путешествия 2002-го года была такова: 1) вдоль Луары давно хотелось прокатиться, но всё как-то не удавалось; 2) проехав по южному средиземноморью Франции, мы рассчитывали найти какое-то местечко, которое могло бы заменить нам остров Корфу в Греции - всё-таки земля большая, а мы уже 5-е лето проводим здесь, - хочется перемен. Даже Джеральд Даррелл в конце жизни всё-таки поехал куда-то в Африку. Не устану, однако, повторять, что самые мелкие события имеют самые непредсказуемые последствия. Лучше Пастернака не скажешь: "И страшным, страшным креном к другим каким-нибудь, неведомым Вселенным повёрнут Млечный Путь". Кстати, Млечный Путь - дословный перевод с греческого слова Галактика (молочный путь). Кому-то кажется, что миром управляют два троечника, Буш с Блёром. Это совершенно не так. Представьте себе, что Ленин, катаясь в Шушенском по льду речки на коньках, вдруг провалился бы под лёд. Россия и весь мир были бы другими. Конечно, заучив с детства марксизм-ленинизм, мне хором ответят, что если назрела объективная необходимость, то вместо Ильича встал бы другой его товарищ и сделал бы то же самое. Отнюдь.

Словом, руководствуясь какой-то неведомой нам логикой, греки выдали визу мне на 3 месяца, а жене с ребёнком - на месяц. Либо надо ехать продлевать, либо выезжать из Зоны. На этот случай была изучена по сети Хорватия. Во-первых, она рядом с Грецией, во-вторых, там безвизовый режим. Вообще, сэры, нас заперли. Можно сказать, обложили. Кроме Украины с Белоруссией, Турции, Кипра (пока), Туниса, Кубы и Мальдивских островов никуда нельзя поехать! Украину, Белоруссию и Турцию нам не надо. На Кипр, Кубу и Мальдивы нет дороги. В Тунис дорога в принципе есть, но она проходит через Алжир, а там, по слухам, иностранца могут на кол посадить или просто очки разобьют - как ехать-то без очков? Этим живёхонько воспользовалась комсомольская братва. Тысячи турагенств, на которые разбилось Бюро Молодёжного Туризма "Спутник", разводят на бабки так называемых туристов. Ребятки, в августе мы останавливались в Германии, во Французских Альпах, в Австрии в самых волшебных местах за 30 евро в сутки на троих. Часто просто ставили палатку там, где захотелось. У нас при коммунизме так не было, как у них сейчас в Европе. Конечно, для тех, у кого денег немерено, и там построены "Кемпински-Балчуги" и "Шератон-отели". Но скромнее надо быть, скромнее. Это спонтанное решение греческой визовой офицерши повлекло за собой лавину совершенно непредсказуемых событий. В результате мы поехали не по тем дорогам, оказались не в тех местах, познакомились не с теми людьми и вообще постоянный перекосяк жизни то и дело превращает полёт в падение. Если крылышками не махать, тотчас шлёпаешься мордой об гравий. Ну, а теперь по порядку, по маршруту.

Надо Вам сказать, что в предыдущие годы мы уже много где проехались. Побывали и в Мамадыше и в Таганроге, и в Париже и в Риме. При выборе маршрута я руководствуюсь единственным принципом: максимально долго мы должны ехать по единственно правильной на свете стране - по Франции. При этом я даже особенно не смотрю карту, потому что в школьные годы, когда я был маленьким, мои небогатые родители вместо ковра повесили мне на стену карту мира и я, естественно, до сих пор помню, где какая страна. Эта карта тоже взялась не с бухты-барахты. Этому предшествовало открытие новой школы и книжного магазина, занявшего один из бараков старой школы (иначе где бы они купили карту в 1954-том году?!). Другой такой же барак был занят под "общежитие" учительниц. Помнится, мы им здорово досаждали, учительницам, потому что время от времени из барака выбегал голый по торс лейтенант и ненадолго отгонял нас от окон. Апофеозом переезда в новую школу была перевозка школьного скелета, который мы, первоклассники, впервые могли рассматривать без ограничения времени. История повторилась, как всегда, в виде фарса, когда будучи в командировке в Томске как раз в день коммунистического субботника, я увидел грузовик с мусором, в центре которого был воткнут портрет "маршала" Устинова, бывшего при Брежневе министром обороны.

С женой сложнее, потому что она постоянно с кем-то советуется. Так и в этом году - на мой предельно ясный по замыслу план - полюбоваться на орлеанских дев (но кто-ж это скажет жене) - легли две дополнительные задачи - посетить сафари в Германии, в Аахене (мальчик не может не посмотреть сафари), а также заехать в какой-то магазин в Италии, в Триесте, чтобы купить там шубу (почему в Триесте - да потому что там уже была какая-то её знакомая и шубу купила крайне удачно). Откуда сафари в центре Европы и почему вдруг в Триесте цены на шубы ниже, чем в Брюсселе, рассуждать не было дано.

Однако судьба начала бузить с самого начала. Греческая кэгэбэшка в консульстве Греции в Москве наотрез отказалась давать нам визы на 90 дней. Точнее тому, кто едет без ребёнка, давалось 90 дней, а тому, кто едет с ребёнком - на 30.  Если кто-нибудь понимает логику этого решения - объясните. Правда, бывалые люди в очереди около консульства разъяснили нам, что визу можно продлить и там, на месте, но никто конкректно не знал, где и как, - вроде бы надо идти в "Димархио" (местная власть), там должны наклеить какие-то марки в паспорт. В результате стартовая позиция выглядела так: у меня была многократная шенгенка на  90 дней, у жены с ребёнком - однократная шенгенка на 30 дней. Были построены фантастические планы с временным выездом из "Зоны" в прекрасную якобы страну Хорватию. Консультировались по сети с кем только можно. Проводились расчёты с точностью до одного дня. В результате мы выдвинулись только 31 мая, в пятницу, хотя могли бы уехать и 25-го мая, но и это пошло на пользу. Стоп. Полтора литра красного сухого. Кали нихта (спокойной ночи по-гречески).

1. Москва-Петербург

В прошлом году, возвращаясь из Европы, мы остановились на ночь в мотеле "Ретур", чуть не доехав до Санкт-Петербурга, попросту говоря, Ленинграда. Это уже почти в Сестрорецке, после знака, если ехать по Приморскому шоссе из Москвы. Этот отель-мотель-бордель в прошлые годы был резиденцией (базой) коменданта кронштадской крепости. Представляю, как по вечерам туда подруливали чёрные "Волги" с начальниками главков и их подругами. Теперь типичные его посетители - разбогатевшие до "Форда" питерские бывшие мэнээсы, приезжающие сюда поиграть в теннис, или парочка из толстого и щепкого, приезжающих в 10 утра в сауну, или парочка из банкира и ослепительно стройной секретарши, отъезжающих в это время на работу.

Но нам-то это всё равно. Нам только ночь продержаться, да утро простоять. Словом, выехали из Москвы в 9.30 утра, имея на счётчике 36433 километра. Светило солнце. По радио сказали, что над Скандинавией, куда мы стремились, завис антициклон. Это радовало. Московские алкаши, как грачи на весеннем поле, уселись на пенёчки и стали о чём-то разговаривать. Не приложу ума, о чём могут разговаривать поутру два алкаша. Всё давно сказано, жизнь сделана. Но тем не менее разговаривают - и в Москве, и в Стокгольме.

Дорога до Питера на этот раз обошлась без приключений. Кажется, я научился по ней ездить, притормаживая каждый раз перед ГАИшной засадой. Всё-таки это маразм, по поводу которого я не могу не высказаться при каждом удобном случае. Во! всей! Европе! нет! ни! одного! блин! блок! поста!!! Я бы назвал гаишника оккупантом, если бы не знал, что он Ваш или мой сосед и что вечером, сняв форму и подсчитав купюры, он смотрит такой же телевизор, как и я, пьёт такую же "Балтику" и так же орёт на орущую на него жену.

Заехав в Питер, мы уже примерно представляли, что делать. Сразу на въезде после универмага "Московский", вдоль которого, как и в Москве, прохаживаются мужички, каждый с бутылкой "Балтики" в руке, первый поворот зигзагом направо - проспект Типанова. Пилите по нему до моста Володарского (сначала будет мост через железнодорожные пути - не нервничайте). Теперь правым разворотом под мост на запад на  набережную Невы. С полчаса будете пилить по набережной. Всё было элементарно в прошлом году. В этом году питерцы устроили капкан, что-то ремонтируя на своей набережной, и посылая всех на какой-то объезд (в пятницу, в 8 вечера, на выезде из города). Никто, естественно, не знает, где Приморское шоссе, - пешком по улицам в Питере ходит только лимита, как и во всём остальном мире. Пришлось использовать наглый московский приём - включив фары, выехать на встречную полосу, и обогнать пробку. Не представляю, что бы сделали со мной финки (а там 3/4 водителей - женщины), если бы я сотворил что-то похожее в Финляндии. Засосали бы.

Достаточно успешно достигли цели - мотеля "Ретур". Теперь поставить палатку 320 р (в прошлом году было 200). Цена за дубль 1800 р . Ну, это для банкира с секретаршей, хотя по немецким меркам - нормал. Как и прошлом году, докучали комары, но не такие ещё свирепые. Туалет так и не переоборудовали, хотя лягушку, потонувшую в бассейне  в прошлом году, убрали или она растворилась в универсууме, что, к сожалению, скоро произойдёт и со мной. Не жалея себя, я совершенно не представляю себе, как это остановить, имея в виду своих сыновей и внуков. Злой, примитивный способ, которая выработала природа для передачи информации, - тихо умерщвлять предков, мне совершенно не подходит.

2. Петербург-Турку

Поехали в Турку. Дело в том, что вопрос был достаточно подробно изучен по сети. Ну, нет в России человека, способного организовать правильную переправу в Европу типа парома "Петербург - Кёльн". Толю Быка совершенно напрасно засадил в тюрягу "генерал Лебедь", которому это сделали ненужным с помощью вертолёта. Человек по кличке "Прыщ", обидевший, видимо, или лидера правых левых или лидера левых правых или его жену, тоже тянет срок в зоне. Балтийское пароходство, якобы убыточное, обанкротили и растащили по-тихому одним из первых.

В результате приходится делать так: максимально быстро мчишься до Турку, там вскакиваешь на паром Турку - Стокгольм, едва расслабившись за ночь, снова мчишься через Швецию и другие мелкие страны, попадающиеся по пути. Оказавшись уже в Германии или (лучше) во Франции, жмёшь на тормоз - приехали!

В прошлом году мы приехали в Турку крайне неудачно. Дело в том, что из Турку в Стокгольм ходят 3 парома: "Силья Лайнз", "Викинг Лайнз" и "Сивинд". Два первых якобы конкурируют друг с другом, всё время придумывая приколы типа шведского стола без ограничения пива. Ну, вот, - в прошлом году мы объявились в Турку за 20 минут до отправления конкурирующих паромов - на одном не было места для пассажиров, а на другом для машины. В результате пришлось ждать до утра и плыть дневным паромом, а это не очень удобно - мало остаётся времени, чтобы отъехать от Стокгольма. Учтя кляксу, выдвинулись из бордо-мотеля "Ретур" аж в 7.45, установив личный рекорд. Тем не менее в 10.30 повисли на погранпереходе в Брусничном (Торфяновку я избегаю, потому что там за средним окошком сидит погранка угро-финского вида, невзлюбившая меня, как мужчину). Здесь на каждом турникете было аж 16 машин - суббота! Самая правая очередь была как бы финская - все финны стремились попасть в неё. Но это не помогло ни им, ни нам. В час неожиданное ушли все - и таможенники и пограничники, оставив одного таможенника, проверяющего документы, и одного бойца, открывающего ворота в Европу. В результате все 4 очереди смешались в один поток и возник типично русский базар на тему, кто перед кем занимал. На финской границе слева очередь для нас, справа для шенгена. В нашей очереди 6 машин, в шенгенской - 2. Небольшой расчёт докажет Вам, что финская пограница работает в 8 раз эффективнее советской. Финскую границу прошли за 10 минут. Видимо, финские пограничники учат зимой, когда у них полярная ночь, русский язык, потому что в отличие от прошлого года, когда все разговоры велись по-фински с последующим неохотным переводом на английский, пограничник сросил у нас "Куда едете?". На ответ "В Грецию" он уже не нашёлся, что спросить, и шлёпнул в паспорта печати.

Однако надо уже было спешить. В какой-то совершенно крохотной деревушке заправились, впервые испытав  за границей мою карту "Виза", выданную "Альфа-банком". Всё прошло нормально и потом нам с трудом удавалось разыскивать места, где бы нельзя было проплатить "Визой". Скрупулёзно сохранив все квитанции, и потом проверив их в Москве, у меня всё же создалось впечатление, что изредка, кое-где порой, платежи всё же не достигают цели, хотя банковские работники говорят, что это невозможно.

Поскольку мы были с опытом и у нас была карта Финляндии, то ехать было просто. В прошлом году, мы, раздухарившись, добирались от Питера до Турку сельскими дорогами. В этот раз, стремясь успеть на паром, поехали по магистралям. Как Вы, сэры, понимаете, разумным людям типа финнов, шведов, датчан и немцев не приходит в голову делать платные дороги. Финны, как и немцы, не платят налогов на воздух, на звёзды, на солнце, на реликтовое микроволновое излучение. От Выборга сначала ехали по Е17, потом повернули на Е6 в сторону Хельсинки, которое плавно перешло в Е7. С Е7 свернули на третье кольцо Ring3 и примерно через 30 км выехали на Е18 и по нему приехали в Турку (если бы Вы преодолевали границу в Торфяновке, Вы бы сразу оказались на Е18, потому что это как раз шоссе Турку - Пьетари).

В Турку оказались в 18.50 местного. Сразу скажу, что ничто не совпало ни с чем. Всё, что было снято с Интернета, только приблизительно отражало реальность - даже официальные сайты паромщиков! Поехали для начала на SeaWind, как бы для разнообразия. Однако оказалось, что "Сивинды" по выходным не ходят. Правда, у причала "Сивиндов" стоял относительно небольшой паром "WindStar" и стояли грузовики, ждавшие погрузки на него. Русские дальнобойщики из очереди сказали, что если останутся места, могут и легковушку взять. Не проверяли - может быть, хотя менеджер на терминале "Силья Лайнз", сказал, что "ВиндСтар" - чисто грузовой паром.

На "Silja Lines" места были, но только в дорогие каюты. На "Viking Lines" было сказано "Full", но кассирша сказала, что можно поехать на терминал - если кто-нибудь не приедет, то могут взять. Приехав на терминал, встали первыми в самую левую очередь, где никого не было, - и правильно сделали. Ровно в 19-00 на машине приехали кассиры - пограничники, прыгнули в будки. Нам дали талончик, пропустили внутрь и велели ждать до 20.30. К концу таких, как мы, безбилетников, было уже 4 машины. Последние легковушки появились аж 20.45. Тут и нас запустили, поставив наши машины уже вплотную к задней крышке, на небольшой площадочке за фурами. Платить велели на ресепшен корабля. Выбор был - либо 2 дэка (70е за двоих, чайлд до 6 лет бесплатно), либо каюта на 2-й палубе на троих (128е - при этом чайлд учитывался, но в половинном размере). Посовещавшись, выбрали каюту, заплатили карточкой. Стюард пошёл с нами, открыл замок одной из верхних полок. Каюта достаточно просторная, побольше, чем железнодорожное купе. К сожалению, из-за того, что мы долго устраивались, было уже поздно идти в ресторан со шведским столом (20е с человека, чайлд до 6 лет бесплатно). Пошли в буфет и поужинали примерно на 15е на троих с пивом (3е). Прикупили на 20 долларов шведских крон, чтобы было, на что попить кофе в Швеции. Дело в том, что Швеция и Дания пока не перешли на евро, но крупные расходы мы рассчитывали оплачивать карточками. Итак, поплыли. Бросок Петербург - паром на этот раз составил 573 километра.

3. Стокгольм-Гельсингорф-Дания

Высадились в Стокгольме в 6.30 местного времени в воскресенье. Погода была прекрасная - тепло, голубое небо, ни ветерка. Так что в этот раз мне Сток понравился ещё больше, чем в прошлом году. В парках физкультурники бегают трусцой, подавляя плотские желания. По улицам степенно ходят шведские алкоголики с пластиковыми стаканами пива в руках, неспешно рассуждая о бытие. Люмпены ждут семи часов у дверей пивбаров, самые ранние из которых открываются в 7 утра, - места надо знать. Часа полтора или два бесцельно проездил по Стоку. В воскресенье рано утром очень приятно ездить по большим городам - останавливайся, где хочешь, нарушай правила - никому дела нет. Уже в 9.30 местного снова увидели указатель на шоссе Е4S. Отъехав от Стока, в 10.30 местного заехали в абсолютно пустынный крохотный городишко в 3-х километрах от трассы. С трудом нашли местечко, чтобы попить кофейку, - пригодились-таки шк (шведские кроны), прикупленные на пароме. Снова посмотрели карту. Дело в том, что примерно посередине между Стокгольмом и Гельсингборгом есть очень красивое озеро Ваттерн, причём трасса долгое время идёт вдоль его берега на расстоянии несколько километров. Решили в этот раз - погода благоприятствовала - не спешить и остановиться на ночлег у озера, рассчитывая, что там должны быть кэмпинги и (или) дешёвые гостиницы. Несколько раз для развлечения передавал руль жене. Доехали до южного конца озера в городке, название которого должно звучать, как Ёнкопинг (Jonkoping, но это неточно, потому что у шведов над некоторыми гласными ставятся двоеточия). Ещё раз убедились, что шоссе Е4 - самое лучшее шоссе Европы не только по качеству покрытия, но и по обустроенности. В правильном порядке, то слева, то справа устроены места отдыха и заправки. Было воскресенье и некоторые такие места отдыха с магазинами и детскими игровыми площадками были полны народа - чувствовалось, что шведы здесь тусуются. Кстати, на следующий день мы поняли, почему покрытие Е4 абсолютно ровное, без выбоин. Уже на мелкой "деревенской" дороге, такой же по качеству, как Е4, мы остановились, чтобы сфотографировать красивое озеро. Ступив на дорогу, мы почувствовали, что она мягкая и тёплая! Дорога представляет собой слой гудрона примерно 2 см толщиной, в который утоплены небольшие обточенные камешки. Видимо, камешки добываются тут же, потому что когда дорога прорезает скалу, то цвет скалы на срезе такой же, как у этих камешков. Поэтому она, дорога и не трескается - она уже разбита на мельчайшие кусочки. Воистину "Швеция. Сделано с умом".

От Ёнкопинга повернули на север в сторону городка, который шведы называют просто Ю (Yjo) с тем, чтобы проехав несколько километров по дальней стороне озера, попытаться найти кэмпинг или дешёвый отель. Однако, проехав достаточно далеко, нашли только один кэмп, довольно затоптанный. Поехали дальше. После деревеньки Habo отвернули к берегу, нашли как бы деревенский пляж, но там был указатель, что кэмпингование запрещено. Уже уезжая оттуда, заметили, что какая-то машина нырнула по грунтовке в кусты правее знака. Нырнули и мы. Метров через 200 обнаружили "дикий" кэмпинг из 2-десятков караванов на берегу озера. Поставили и мы палатку под сосёнками рядом с караванами. Никто не удивился. Более того, часам к 9 вечера почти все шведы собрались и уехали (завтра понедельник, надо на работу). Правда, часов в 10 вечера появился один швед в соседнем небольшом караване. Костя подошёл к нему, затеяв свой обычный разговор на тему "Вот а ю дуинг?". В результате проболтали до 12 ночи, благо у нас была ещё "Балтика", а у шведа - шведское пиво. Кстати, шведское пиво  - слабое - типа 2, максимум 3,5 градуса. Похоже на обычное коммунистическое жигулёвское пивко. Мне не понравилось.

Кстати, здесь, на берегу озера мы впервые опробовали две вещи. Во-первых, складной мангал с древесным углем и воспламеняющей жидкостью, которые мы купили в "Рамсторе" в Москве (набор для барбекью типа мини-шашлыка купили на последней заправке, когда уже точно было решено, что останавливаемся на озере). Это понравилось. Особенно Косте, который стал требовать сувлаки (так шашлык называется по-гречески) каждый день.

Второе - американскую воздуходувку, которую мне подарил журнал "За рулём". Это не понравилось. Несмотря на наличие трёх компрессоров и 10 или 12 насадок, мне с трудом, уже после двух бутылок "Балтики", удалось собрать систему для того, чтобы надуть обыкновенный чешский матрас с обычной трубкой без всякого клапана. Более того, в дальнейшем, на трезвую голову, мне уже не удавалось воспроизвести эту конструкцию! Ох, уж, эти американцы, делающие Шоу из простейших вещей. Впрочем, Вам, читающим эти строки, это понятно, если Вы знаете, что супер-Шоу под названием Windows сделано из Бейсика на языке С, придуманном для UNIX. В конце концов я всё же решил проблему надувания всего, что угодно, подсоединив к американскому аппарату шланг от итальянской ножной помпы, прихваченной мной на тот случай, если американское чудо надувательства выйдет из строя.

Швед сказал нам, что, когда им надо в Гельсингборг, они едут не по автостраде, а по параллельному шоссе местного значения. Наутро уже в машине рассмотрев карту, мы решили поступить так же - это давало нам возможность взглянуть на северное море в Халмштадте. Поехали по этому шоссе, проходящему, в основном, по дремучим лесам. Впрочем, среди лесов возникал вдруг небольшой уютный шведский городок или просто несколько домиков с примыкающим к ним ослепительно зелёным гольфовым полем. Однако в Хальштадте нам не очень повезло - мы выехали на берег в районе порта. Порт - как порт - корабли, яхты, причалы, элеваторы. Однако, выезжая из города, мы сбились с шоссе, идущего вдоль моря, на магистраль, ведущую напрямую в Гельсингборг. Поскольку мы хотели уже сегодня перебраться в Данию, не стали тратить время на поиски Северного моря. Так что толком мы его и не посмотрели. Возможно, оно прекрасно. Вообще у меня создалось впечатление (особенно на обратном пути), что мы необоснованно стараемся побыстрее проскочить эту Швецию, я думаю, неплохую страну, где всё сделано с умом. Если буду жив, в следующем году попробую проехать по шоссе Е22 в Мальмё. Тем более, что там вроде бы прокопан тоннель под проливом, ведущий в Данию.

В Гельсинборге были уже в 16 часов. За паром отдали последние 85 шк, доплатив остальное "Визой". Переехав в Данию, стали объезжать Коп (Копенгаген) по шоссе Е47, но где-то сбились с пути и поехали на восток. Это потому, что город, куда нам надо было стремиться, на картах назывался Redbyhaven, а на указателях было написано просто Redby. Километров за 30 до Redby стало ясно, что перебираться в Германию поздно. Нашли указатель на кэмпинг. Прямо перед кэмпингом увидели указатель Rooms, зашли - хороший двухместный номер с гостиной и спальней примерно 40е. Встали, однако, в кэмпе за 20е, заплатив карточкой, так что Данию мы пересекли, вообще не имея датских денег. Выдвинулись наутро в 9.30 с тем, чтобы следующую ночь провести уже в Германии.

4. Дания - Гамбург - Кассель - Аахен

Как я уже говорил, одной из целей нашего путешествия было покататься по Германии, в которой мы каждый раз обнаруживали что-нибудь неожиданное для нас (в прошлом году, в частности, неизгладимое впечатление на меня произвела рислинговая дорога вдоль Мозеля). Мы планировали пробраться в Аахен - это запад Германии, почти у Бельгии. Там надо было посмотреть "сафари" - якобы можно проехаться на автомобиле среди диких зверей. Потом мы планировали спуститься вниз, в Баварию, о которой слышали только хорошее, а уже потом отвернуть на запад, во Францию. Всё произошло совсем не так.

Довольно рано покинув датский кэмп, быстренько переправились на пароме в Германию. Для разнообразия Гамбург в этот раз объехали не с запада, а с востока, после Киля отвернув в сторону Любека. Уже почти доехав до Любека, вышли на шоссе №7 Любек - Ганновер. Минут 40, поразвлекавшись в казаки-разбойники на бане, свернули на сельские дороги. Дебелые немецкие коровы бежевого цвета смотрели на нас с откровенной тоской, почти с мольбой, в которой читалась скрытая ненависть к наступающему вечеру, когда их ненасытные хозяева снова будут дёргать их за титьки. Дорога наша была примерно такая: Любек - Гамбург - Ганновер - Хильдесхайм - Бад-Зальцденаурт. В этих местах, мы, собственно, поняли, зачем немцам автобаны. У нас была необычайно подробная карта Германии, купленная ещё в прошлом году. На мелких дорогах Германии указатели есть, но на следующий столь же или ещё более мелкий город. Ехать нет никакой возможности. В конце концов нам надоело продираться сквозь паутину немецких городков, отстоящих на 5 километров друг от друга, а часто вообще сливающихся общими коровниками.

Выехали на шоссе №3 и по нему стали стремиться в Кассель (красивый, по отзывам знакомых, город) с тем, чтобы там или около него переночевать, а уже наутро быть в Аахене. Заехали в Гёттинген, известный мне со студенческих лет, как центр мировой физики. Видимо, мы проехали только по полу-индустриальным окраинам городка, потому что он практически исчез из памяти. Помню только, что в автомагазине я приценивался к багажникам Thule (в 1,5 - 2 раза дешевле, чем в Москве).

За 30 км до Касселя, ещё на автобане, попали под абсолютно проливной дождь. Осторожненько встал в правую полосу, высовываясь влево только для обгона совсем уж тихоходных средств транспорта, типа фур, идущих со скоростью 100 км в час. По крайней левой полосе, подобно ракетам, со скоростью 200 км в час проносились "Мерсы", не обращающие никакого внимания на дождь. Более того, я подозреваю, что "Мерсы" по дождю вообще должны лучше ехать, чем в сухую погоду.  Это, собственно, было известно ещё во время второй мировой войны нашим авиатехникам, сооружавшим какие-то устройства для впрыска воды в бензиновые двигатели истребителей для форсажа. Мерс, прущий под проливным дождём со скоростью 200 километров в час, оставляет за собой такой же след, как ядро урана, влетевшее в камеру Вильсона. Очень впечатляет. Перед Касселем, посмотрев карту, удачно свернули на мелкие дороги, избежав пробки, и стали искать дешёвый отель или "Zimmer Frei". Сначала всё как-то попадались отели за полтинник или даже по 70 евро (по германским меркам это дешёвые отели), кэмпингов найти не удалось, несмотря на то что пару раз с нами разговаривали по-русски, а на одной из заправок даже вызвали местного "русского" - казаха или киргиза. Вообще в Германии наши бывшие соотечественники встречаются в самых неожиданных местах. Наконец, уже за несколько километров до Касселя пристроились в крошечном городке Laggersheim, сняв "Zimmer Frei" за 40е с завтраком.

5. Обратно: Корфу - Триест.

В этом году (2002) решили выдвинуться домой пораньше - 9 августа с тем, чтобы было побольше времени, чтобы покататься по Европе. Нам надо было успеть выехать из шенгенской "зоны" до 29 августа, так что у нас в запасе было примерно 3 недели. Кроме того, с 10 августа начинался "высокий сезон" на выбранный нами паром в Триест и билеты существенно дорожали. Из двух вариантов преодоления Италии - либо паромом в Венецию, либо паромом в Триест - выбрали второй, потому что в Венеции мы уже были. Кроме того, мы рассчитывали из Триеста, "пересеча" Австрию, проехать по южной Германии, по Баварии, которую нам не удалось посетить по пути "туда", и которую нам рекомендовали, как приятную страну, а уже потом отвернуть во Францию (путешествовать по Европе, не заехав во Францию, - просто глупость). После Франции можно было выехать на берег моря, вдоль которого продрейфовать в Германию, а там уже стандартным маршрутом через Данию, Стокгольм, Турку и Петербург - домой. Такой вот был приблизительно маршрут на 4 - 5 тысяч километров и 20 дней.

Билеты взяли заранее. Из экономии снова решили не брать каюту. Переправка машины и два дэка (чайлд бесплатно) - 196 евро. Время в пути - примерно сутки. Паром должен был отойти в 11-00 местного, но, поскольку шёл он от Патраса (порт вблизи Афин), то, естественно, опоздал. Накануне, прощаясь с хозяевами дома, посмотрели телевизор, по которому показывали наводнения в северной Италии, потоки воды на улицах и плавающие автомобили. Подивились коварству природы, даже не предполагая, что это может иметь отношение к нам: где мы, а где Милан с Турином. Проворство многокилометровых громадных туч невозможно понять крошечными человечьими мозгами объёмом у кого два, у кого три дециметра.

Расчётливость греков не всем понятна. В Греции Вам может показаться, что греческие автобусы не соблюдают расписание. Отнюдь! С начальной остановки автобус отходит точно по расписанию, как часы. Иначе наложат штраф. Я думаю, что гнев греческого начальства ужасен. Я сам видел, как за базарным киоском хозяин разговаривал с продавцом, который, видимо, чем-то провинился. Время от времени хозяин с такой силой шлёпал пачкой драхм по стене, что с той отлетала штукатурка. Более того, если народу на остановке наберётся много, больше, чем вмещается в один автобус, тотчас откуда-то берётся другой точно такой же автобус. Однако на промежуточных остановках для Вас указано не время прибытия автобуса к Вам, а время отправления с начальной остановки! И это правильно! Вы уж сами должны прикинуть, когда к Вам подплывёт автобус, потому что никто, кроме богов, не возьмёт на себя ответственность за то, что автобус придёт к Вам в то время, которое можно было бы написать в расписании, зная примерно скорость автобуса и расстояния между остановками. А если дождь, не говоря уж о граде? Знаменитый древнегреческий парадокс Эсхилла о движении стрелы, который в других странах описывается в учебниках логики и физики почти как хохма, в Греции реально учитывается в реальной жизни!

Паромы - да! Греческие паромы никогда не отправляются по расписанию. Но это совсем другое дело. Рулить паромом - примерно то же самое, что рулить земным шаром. Это дело не терпит никакой суеты. Вот тут грек предстаёт во всей своей красе. Весь в белом, предельно сосредоточенный, младший помощник капитана отдаёт по радиотелефону команды ещё более младшим помощникам, которые уже размахиванием рук, сверканьем глаз и криком "Эла!" управляют потоком машин и пассажиров. Сам капитан, как бы единственный, кто достоверно знает, куда направится шип, в это время занят беседой с наиболее уважаемыми пассажирами, если они есть. Наличие пассажиров совершенно необходимо. Если наступит чёрный день, и пассажиров не окажется, греки просто отвяжут верёвку (по-морскому - конец) и оттолкнут свой паром от берега сандалией, одетой на босу ногу. Через пару часов, попив узо и вздремнув, кто-нибудь обязательно выйдет на верхнюю палубу, чтобы проверить, не прибило ли посудину обратно к берегу.

Вообще управление миром, как бы на время переданное англо-саксам от греков, скоро, как здесь, в Греции, ожидается, могло бы вернуться обратно. Однако британцы, а потом их наследники американцы натворили столько бед, что Греция, возможно, возьмёт на себя только общие принципы управления миром и почту, оставив роль мирового жандарма Америке. Поразительно, но в прошлом году мы получили письмо с написанным по-английски адресом "Греция. Корфу. Скриперо. Марине". Для тех, кто не знает, скажу, что Скриперо - как бы райцентр в 15 км от нас.

В половине первого паром всё-таки пришёл. На остров с него, кажется, не высадился никто. Как только он причалил, в него толпой ринулись человек 400 чехов, немцев и итальянцев студенческого вида с рюкзаками. Это было для нас неожиданностью - мы не учли, что для чехов и немцев дорога через Триест - самый короткий и естественный путь домой. Мы-то вынуждены были ждать в очереди на погрузку машин. В результате, когда мы оказались на корабле, всё, что можно было использовать для того, чтобы поспать, было занято. День помогла скоротать прихваченная с собой "Ретцина" (вино, настоенное на сосновых шишках). В первые годы она мне совершенно не нравилась. Однако в этом году я стал пить только её - настолько обогречился. Дело в том, что греческие и итальянские вина в большинстве своём сухие, а "Ретцина" понежнее. Не исключено, что в этом есть какая-то химия - организм как-то чувствует, что ему лучше, что хуже. К вечеру в "Дьюти фри" прикупили бутылочку греческого портвейна, да ещё с собой была бутылка французского вина, купленного ещё на пути "туда" в Шенонсо, как бы бутылка фирменного вина из подвалов Дамского замка (Chateau de Dames). Как и ожидалось, мы заплатили за понт 5 евро - точно такое же вино можно купить в любом французском магазине за 3 евро.

В конце концов пристроились в уголке детской игровой площадки, постелив наше надувное имущество. Отлично проспавшись, наутро познакомились с семьёй возвращенцев на историческую родину, раньше живших в Москве, а теперь в Израиле - они собирались, высадившись в Триесте, по берегу проехать в Италию, а потом в Германию. У них был ребёночек в коляске. Лучше бы они остались в Израиле. По дороге в Триест с расстояния километров в 10 - 20 посмотрели Хорватию, в которую намеревались перебраться, если нам не удастся продлить шенгенскую визу жены. С моря смотрится очень хорошо эта Хорватия - покрытые лесом небольшие горы, бухты, острова с замками и маяками.

Ещё с вечера нам объявили, что в Италии нас ждёт паспортный контроль. Наутро повторили ещё раз, в результате чего весь коридор по направлению к выходу с парома плотно забили чешские студенты, стремящиеся побыстрее выбраться на волю. Найдя боковой коридор, мы все же пробрались к оголовку очереди. Часа в 2, наконец, выбрались из парома. Для нас это было связано с некоторыми беспокойствами. Дело в том, что в паспорт жены, у которой была виза только на 30 дней греки (за 300 евро!) поставили штампик, разрешающий ей пребывать в Греции ещё 2 месяца. Было неясно, продлевает ли этот штампик шенгенскую визу или распространяется только на Грецию. Однако обошлось - посмотрев мой паспорт и мою визу, итальянец посмотрел только на фото в паспорте жены. На выезде из парома стояли десятки автобусов чешских турфирм, в которые набивались студенты - вот куда они спешили.

В середине дня в субботу высадились в Триесте. Тем не менее жена решила осуществить задуманный ещё в Москве шопинг. Часа два мы промотались по Триесту, заглядывая в открытые магазины и прикупая какую-то мелочёвку. Город вблизи пешеходного центра очень приятный, и хорошо, наверное, по нему погулять. Наконец, между четырьмя и пятью полил абсолютно проливной дождь. Мы наивно думали, что его можно переждать. Посидев с полчаса в каком-то кафе, проскочили к машине, которая, к счастью, была недалеко, и двинулись на север в Австрию. Мы ещё не понимали, что это тот самый циклон, который затопил накануне северную Италию и теперь вдруг повернул наверх, туда же, куда стремились мы. И что именно эти два часа, почти бесполезно проведённые в Триесте, спасли нас от австрийского "Шок-Вассера".

Покинув Триест, славный на вид городишко, двинулись почти строго на север. Сначала дорога шла по берегу моря. Часам к семи, когда надо было искать отель (о кемпинге уже не было речи), снова полил дождь. Улучив минутку просветления, мы успели пристроиться в отеле "Аполло" на краю среднего по величине города Удине в северной Италии (62 евро с завтраком, который мы, кажется, выдавили из итальянца сквозь зубы). Стандартный номер, который во Франции стоит 20-25 евро. Завтрак - просто чашка кофе с крошечной булочкой. Ох, уж эти итальянцы. Лучше русских бандитов и комсомольцев, однако.

Наутро часов в 11 местного выдвинулись в Австрию. Дождь, поначалу моросивший, не позволил нам толком посмотреть Удине (мы с час поездили по нему), к обеду стал проливным. В этот момент мы, судя по карте, должны были въехать в горы, но их всё как-то не было. Наконец, мы поняли, почему. Тёмные силуэты за пеленой дождя как раз и были горы. К тому же дорога вышла на берег реки и дальше уже шла по берегу. Вспомнив вчерашние картины с плывущими в потоках воды автомобилями, мы стали следить за уровнем реки. В некоторых местах река явно вышла из естественных берегов, но до дороги ещё оставалось метров 3 - 5, так что мы ехали почти спокойно. Я, правда, левым глазом приглядывал повороты влево в горы на случай, если начнётся потоп.

6. Триест - Зальцбург. Австрийский капкан.

Итак, в Австрию. Об Австрии мы знали мало. В молодости жена была в Зальцбурге и он ей понравился. В Вене она тоже была и она ей тоже понравилась. Её отец (в возрасте 18 лет!!!) 20 раз (!!!!!) выбрасывался на Австрию с парашютом и калашом. В последний раз он выбросился с на Вену и был ранен в ногу ещё в небе. Вы не летали по небу с раненой ногой? Вы не пробовали найти санитарку в Австрии, спрыгнув на неё с парашютом? Попробуйте - наймите Дуглас, наденьте парашют, спрыгните для тренировки на Мамадыш под Казанью и поищите там амбуланс. Австрия - родина Моцарта и место проведения белых олимпиад. Ирвин Шоу писал про Австрию в романе "Молодые львы". Гитлер был австрийцем.  Где-то внутри Австрии есть Тироль, где все ходят в тирольских шляпах и поют тирольские песни. Вена. Вальс. Моцарт. Сальери. Вот, пожалуй, и всё. Его спас главный хирург Министерства Обороны Вишневский. При обходе он сказал" "Этого мальчика буду оперировать я". Австрияки, кстати, его никогда не забывали - каждый год присылали приглашение на концерт в Вене, не понимая, что наш пенсионер = ветеран войны не может купить билет на электричку от Вены до Зальцбурга (если она есть - не помню).

Решили проехать по дороге, рассекающей Австрию как бы пополам - для нас с юга на север. Однако дождь стал совсем уж проливным, и мы где-то сбились и в результате оказались на дороге, ведущей на северо-восток и утыкающейся в австрийский городок Vittach. Дождь, хоть и притих, но оставался абсолютно проливным. Сразу после пересечения границы мы стали замечать вывески "Zimmer Frei". Это вселяло надежду, что Австрия, как и Франция, правильная страна. Поездив с полчаса по городку, решили изменить своему принципу и дальше в Зальцбург ехать по бану - всё равно ничего не видно. Единственный в Австрии бан пересекает страну с юго-востока на северо-запад и втыкается в Германию где-то под Мюнхеном (Бавария). В Баварию мы уже третий год как-то не можем заехать, поэтому Австрия была как бы совершенно необязательным, но и совершенно необъезжаемым участком дороги на нашем пути в Баварию. С трудом мы выбрались из города на бан. Бан высококлассный, широкий, обычно идущий как-бы по эстакадам. Однако ехать было необычайно трудно. Слева и справа были смутно видны края дороги, с которой надо было не свалиться в пропасть, и силуэты гор. Изредка бросая на них взгляд, я понимал, что в хорошую погоду здесь должно быть необыкновенно красиво. Однако сейчас на горы лились потоки воды из туч, скрывавших их вершины, а навстречу вверх поднимались волны пара, которые мы всё время пронизывали. Было похоже на 5-ю баню в Казани, которую я с родителями посещал в пятилетнем возрасте. Все наши родственники ходили в эту баню. Надо было перейти по деревянному мостику через речку Казанку, а потом метров триста или пятьсот пройти влево по улице вдоль какого-то цеха или завода, делавшего что-то из тряпок, потому что там всегда ими пахло. Как я теперь понимаю, там, скорее всего, была текстильная фабрика, где шили гимнастёрки и штаны, которые раньше в армии называли бриджами, а теперь называют шароварами. Пройдя ещё 200 или 300 метров по дороге к бане, Вы обнаруживали школу, во дворе которой жили мои друзья - Серёжка и Женька Завгородние. Вообще-то школа должна была быть их домом, потому что их дед был графом и школа раньше была его усадьбой, но в результате октябрьской революции осталась в живых осталась только их бабушка, графиня, которая жила теперь в домике их садовника и преподавала французский язык детям пролетариев в своём собственном доме. Её дочка, в соответствии с нравами времени, вышла замуж за танкиста. Эта фотография 1945-го или 1946-го года, где счастливые мои папа и мама и папа и мама Серёжки (все, естественно, без детей, то есть, без нас и без наших детей и внуков) запечатлены вместе - просто шедевр невозможности предсказать будущее. Он (их папа) выскочил, как бы отстал, от поезда. Серёжка, будучи графом и унаследовав от предков графскую стать и интеллект, имел фантастический успех у казанских девушек. Всем им передаю привет, если они ещё живы. Однако сам Серёжа уже помер. С чем смириться не могу. Евгению, которому от предков достался талант, удалось найти правильную стезю в жизни. Скорее всего, он стал одним из петербуржских Митьков. Мой папа никуда не выскакивал, но однажды, будучи "сталинским соколом", в подпитии пострелял в ресторане из "табельного", как теперь говорят, оружия, в результате чего был отправлен в "ссылку" в небольшой гарнизон в Белоруссии. Естественно, эту историю от меня в семье скрывали. Я её составил, как мог, по обрывкам взрослых разговоров. У отца уж не спросишь, а у мамы, к сожалению, тоже. Именно там, в посёлке Болбасово Оршанского района Витебской области, будучи первоклассником, я влюбился в Галю Голомысову, что перевернуло мой взгляд на мир.

К несчастью, через время Волгу перегородили плотинами. Уровень воды поднялся, а речку Казанку отсекли от Волги плотиной. В результате этой операции, целью которой, я думаю, было стремление обеспечить возможность плавания по Волге подводным лодкам, Казанка в своём нижнем течении превратилась в гниющее вонючее болото, и ходить по мостику в 5-ю баню стало противно, а памятник, поставленный Иваном Грозным на месте, с которого начинался подкоп под стены Казанского Кремля, оказался крошечным островком.  Мысль, конечно, гениальная - если ракета летит 11000 км, то не всё ли равно, где плавать подводным лодкам, - в Атлантическом океане у берегов Кубы или просто по Волге! На месте волшебного яблочного сада, выходившего на берег Казанки, в левом углу которого были непролазные заросли малины, и полного загадок и тайн дома моих дедушки и бабушки, улица Кожевенная, дом 28, возникла панельная (или кирпичная?) пятиэтажка. В сенях стояла кадка, из которой можно было напиться совершенно студёной водой с помощью цинкового  черпака, плававшего в ней.

Так вот о 5-ой казанской бане. В её совершенно фантастической конструкции, во всех направлениях пронизанной медными трубами диаметром в метр, была металлическая лестница, по бокам которой откуда-то снизу клубами поднимался пар. Было совершенно ясно, что именно там находится топка преисподней, и что черти справляются с паром плохо, и если, не дай бог, оступишься, то пропадёшь. На австрийском бане в клубах пара были видны только габариты предыдущей машины. В конце концов я пристроился между двумя караванами, идущими со скоростью 90 км в час. Это позволяло ехать почти спокойно, потому что обгонять грузовики в такой компании было относительно легко.

Проехав с час по бану, встали в пробку. Рассмотрев карту, поняли, что эта пробка должна быть связана с платным тоннелем, до которого оставалось ещё несколько километров. Кстати, дороги в Австрии, как и в Германии, бесплатные. Правда, в туристическом справочнике мы читали, что на въезде в Австрию надо кому-то заплатить какой-то сбор за пользование австрийскими дорогами. Однако нам не удалось в дожде разглядеть не только места, где надо платить, но и саму границу мы заметили в последний момент. Мальчик захотел пи-пи. Как это сделать, было совершенно непонятно, потому что мы были в пробке, а во-вторых, если высунуть зонтик из машины, то его просто унесёт потоком воды. К счастью, подвернулся GastHause - расположенный на нашей стороне дороги островок с заправкой, магазинами и ресторанами. Раз уж нельзя ехать, решили пообедать. Это, видимо, нас и спасло от "Шок-Вассера", который уже начался в Зальцбурге, но мы этого ещё не знали.

Пообедав, снова вернулись в пробку, и потащились в Зальцбург. Надо Вам сказать, что обочина австрийского бана вполне позволяет по ней двигаться, однако редко кому приходит в голову выехать на неё, чтобы обогнать пробку. В этом есть логика - представьте себе полицейскую машину, или "скорую помощь", которой надо обогнать пробку в горах (да и не в горах, а на равнине все тоже). Однако в какой-то момент мы начали замечать, что количество нарушителей этого правила заметно увеличилось. Я предположил, что впереди должен быть отворот (на карте его не было), выехал на обочину и через 2 примерно километра уехал направо в какую-то деревню. Просквозив деревню, стали сначала подниматься на перевал, а потом с него спускаться вниз в совершенно дремучем лесу, почти в тайге. Дорога, впрочем, оставалась хорошей, хоть и узкой. На пике перевала двигались вообще на второй скорости. Возникала тщедушная трусливая мыслишка вернуться назад и, как все, снова встать в пробку. Однако свалившись с перевала, обнаружили необычайно красивую долину, похожую на окрестности Шамони во Франции. Более того, городок, в который мы въезжали, оказался обозначенным на карте и из него в нужном нам направлении вела дорога, параллельная автобану, с которого мы съехали с полчаса назад. Повеселев, снова нацелились на Зальцбург, до которого оставалось примерно 100 километров (сэры, Вы не поверите, но мы в него, в Зальцбург,  всё же заехали, но это произошло через 3 дня).

Поехали по шоссе А99, которое шло параллельно автобану, а потом должно было с ним слиться. Недолго проехав по нему, въехали в городок Mounterdorf. Уже почти проехав его, увидели плакатик "Zimmer Frei" и решили прицениться (было начало седьмого и в принципе можно было ещё ехать). Пока мы допрашивали постояльцев, во двор въехал, как у нас говорят, "внедорожник" с милой австрийкой за рулём и тремя детишками на заднем сидении. За 34 евро мы сняли прекрасные апартаменты на 2-м этаже, состоящие из спальни, небольшой кухоньки с телевизором и громадной лоджии, нависающей над хозяйским гаражом. Позже, оглядевшись в городке, мы узнали, что в нём всё сдаётся. Мы сначала подумали, что цены низкие, потому что не сезон, а зимой, когда сюда приезжают горнолыжники, всё в 3 раза дороже, но потом оказалось, что зимой это великолепие ещё дешевле! Просто Австрия, как и Франция, правильная страна, где евро в цене, а работать - это нормальный стиль жизни!

Словом, устроились в Mounterdorf. Вечером, улучив момент, когда дождик приутих, погуляли - сходили в центр, посмотрели местный замок. К счастью, хозяйка дома  очень прилично говорила по-английски. Насколько я понял их бизнес, она (невестка) была домашним менеджером по туристам, её муж работал где-то на стороне, отец мужа был домашним завгаром и домашним завдестским садом, а мама мужа - чистила и блистила всё это великолепие, состоящее из двух взаимно перпендикулярных домов - одного хозяйского и одного гостевого, ограничивающих с одной стороны двор и парковку, а с другой стороны открытых в сливовый, как мне показалось, сад.  Сам городок, судя по карте и по обнаружився на следующее утро проспектам, был центровым местом горнолыжного спорта в Австрии. На горе, в честь которой город получил название, виднелись просеки горнолыжных трасс, а в холле у хозяев были какие-то спортивные кубки, выигранные, я думаю, крепко сбитым сыном семейства. Впрочем, его жена тоже была необыкновенно хороша, и вполне могла бы выигрывать кубки.

Новости, переданные по ТВ, оказались тревожны. Практически не понимая немецкого (серьёзная жизненная оплошность), мы видели глазами, что по центру Зальцбурга, в который мы вчера стремились, несётся всё сметающий на пути водный поток. Наш телевизор принимал только три местные телеканала. Показав "Шок Вассеры", новости тут же переключались на показ совершенно не интересующих нас политиков. Полную картину происшествия было совершенно невозможно представить. Однако, схватив пару немецких слов и посмотрев на карту, я понял, что "Шок-Вассер" везде - и на севере и на западе от нас. Жена, естественно, давила на психику - завтра с утра едем в Мюнхен по автобану.

С трудом отговорив её ехать дальше, провели следующий день, как Чехов в Мелихове осенью. К вечеру, однако, на жену сошло благословенье, и она решила прогуляться по пиву (вместе с нами, естественно). Пошли по улицам городка, забредая время от времени в бары. Австрийцы - самые правильные люди на свете. Я это понял через 3 дня, но догадка возникла уже в  этот вечер.   Курортный, по-существу, город. Заходите в бар в 8.30 или в 9 вечера - Вас уже предупреждают, что в 9 вечера всё закроется. Могут разрешить посидеть до половины десятого, если Вы скажете, что Вы из России (чем дальше от границы, тем лучше к нам относятся). Всё дело в том, что завтра австрийцам рано вставать - у них много хлопот. Обошли весь городок. Пиво замечательное. Хотя я не люблю пиво, а предпочитаю вино. Однако в первый вечер мне не удалось заметить супермаркет, находящийся в 50 метрах от нашего временного дома! На прощанье перед сном прошли вдоль реки, ниспадающей с горы в нескольких метрах от нашего дома, и убедились, что несмотря на бешеный рёв и стремление выйти из берегов, река до нас не дойдёт.

Наутро за завтраком, который, естественно, входил в стоимость апартамента, обнаружилось, что нашими соседями по дому являются итальянцы (12 человек) и немецкие мотоциклисты (2 человека). Итальянцы с утра заказывали бутылку виски. Мы вели себя скромнее, используя ещё греческое вино и не раньше обеда. Кстати, Элизабэт, хозяйка дома, заваривала какой-то волшебно приятный фруктовый чай.  Вообще австрийский завтрак поразил нас. Жмотские французские и предельно жмотские итальянские завтраки даже вспоминать не хочется. Немецкие завтраки добротно-основательны, но как-то стандартны. Австрийские столь же основательны, но ещё и с выдумкой.

К концу второго дня жене взбеленилось, чтобы поехать в соседний городок на шопинг, иначе жизнь за границей пропадает зря. На въезде в город на мосту мы обнаружили пожарную машину и 2-х человек - один жал к уху мобильник, а второй держал в руке канат, чтобы перекинуть его через дорогу. Объехали город с севера и увидели ту же картину. Тут жена поняла, что крестьяне, бродившие по полям в болотных сапогах, достающих до горла, бродили по ним неспроста - они пытались понять, снесёт их усадьбы сегодня или судьба оставит им шанс на завтра. Они, кстати, могли бы спросить и у нас - как раз у нашего дома был мостик, под которым протекал бурный поток, а рядом с ним была как бы пожарная часть, машины которой были готовы мгновенно тронуться с места. Пару раз взревела сирена. Словом,  готовность австрийцев к потопу сильно повлияла на мою жену, в результате чего мы остались ещё на вечер на австрийской горе, ещё раз проволоклись по городку, ещё раз до половины десятого вечера засиделись в городском ресторанчике,  ещё раз встретили тревожное дождливое утро перед возможной катастрофой. Вечером, насмотревшись австрийских "Шок-Вассеров", решили ехать в Вену, чтобы там получить транзитную визу в Чехию и там пробраться в Любек и погрузиться на паром в Хельсинки. Словно прочитав наши мысли, уже в 11 вечера позвонила сестра из Казани и сказала, что затопило Прагу и Дрезден. Всё! Доездились.

Однако на третий день сидения на горе рассвело настолько, что жене удалось уговорить меня тронуться в путь. Дело в том, что ещё во Франции, на пути "туда" я подцепил какую-то болезнь на глаза, обострившуюся в Австрии. В Греции мне выписали какие-то капли, но они уже кончались. В первый день мы посетили местную поликлинику, и нам обещали назавтра привезти нужное лекарстио. Однако назавтра из-за "Шок-Вассера" машина застряла в горах и лекарство не доставили. Тем не менее, получив возможность самостоятельного передвижения по Австрии в поисках лекарства, я быстро нашёл супермаркет со стандартным для Европы выбором вин. Мне больше всего понравилось местное австрийское белое вино. Хоть я и попробовал его два раза, можно сказать, что я к нему пристрастился и не намерен был двигаться никуда. Однако, поскольку капли всё же надо было купить, в полдень тронулись в Зальцбург, чтобы найти там аптеку.

Нам сказали, что шоссе А99 открылось и поэтому мы не стали возвращаться на автобан. Для начала заехали в равнинный Таунсенд, который ещё вчера был на грани катастрофы. Пока жена ходила по магазинам, мы с Костей "читали" австрийскую газету, в которой была схема "Шок Вассеров", из которой я понял, что совершенно правильно засел на эту гору в Mounterdorf и отказался двигаться с места - и вчера и , тем более позавчера шок-вассеры были во все стороны от нас. Поехали сначала в Ramstadt. На шоссе стало ясно, почему его закрывали - во многих местах ещё оставались небольшие водопады, падающие в тоннели-трубы, проложенные под шоссе. Совершенно ясно, что во время "Шок Вассера" трубы не справлялись с потоками воды и эти водопады лили и на дорогу. Но повреждённые участки шустрые австрийцы уже подправляли тракторами.

После Ramstadt шоссе А99 вышло на автобан и мы, наконец, поехали в Зальцбург. Сразу всё стало ясным. Дело в том, что поблизости от Зальцбурга торчат необычайно острые, как акульи зубы, горы. Как мне кажется, именно за них зацепился циклон и потом мотался вокруг них, как обруч хула-хуп, - мы это видели не только по телевизору, но и глазами, когда та же самая туча, которая утром прошла с юга на север, в обед шла с востока на запад, а к вечеру шла с запада на восток.

В Зальцбурге всё уже было нормально. Река всё ещё была стремительной, но всё же уже была в берегах. Прикупили нужные мне глазные капли, что-то ещё. Костя, вдруг начал и потом уже повсеместно стал общаться с продавщицами по-английски. Некоторых доводил до кипения. Поездив слегка по Зальцбургу, отправились в сторону Мюнхена в Германию, разрывая австрийский капкан.

Через несколько километров от Зальцбурга горы остались где-то сзади, на юго-востоке, и началась плоская Германия. Как мы потом поняли, в результате тысячелетних войн австрийцам достались совершенно никому не нужные горы в центре Европы. Они бы до сих пор пасли коз на этих горах, если бы кто-то не придумал горнолыжный спорт, как индустрию. В результате постепенно за какие-то 70 лет Австрия превратилась в процветающую страну. Учитывая, что австрийцы удивительным образом сохранили крестьянскую способность рано вставать, днём работать, а вечером рано ложиться, у Австрии не должно быть особых проблем в будущем. Напор негров и арабов они также каким-то образом держат - не сравнить с Францией или Бельгией.

Кстати, мы потом ещё 2 раза заезжали в Маунтендорф и останавливались в этом же доме - один раз зимой, когда Костю учили кататься на горных лыжах, а второй раз летом по дороге на Корсику...

7. Зальцбург - Инсбрук - Линдау.

Народ! Кто заглянул сюда случайно... Некоторые страницы этого канала только начаты, но все они почти каждый день дополняются и уточняются. Если нечего читать на этой странице, наберите наш адрес

zen.yandex.ru/id/5fe2459f7f027448e5cb20e4 - зачитаетесь...

Или от Европа-1946 до Европа-2020...