Найти в Дзене
Денис Кандюрин

Государственно-правовое развитие Никейской Империи

Никейские императоры также были весьма заинтересованы в развитии торговых связей с другими государствами и особенно с Венецией. В августе 1219 г. Феодор I Ласкарь заключил союз и торговый договор с венецианским подеста в Константинополе, который обеспечивал венецианским торговцам привилегию беспошлинной торговли на суше и на море по всей территории Никейской империи.
Западные товары, ввозимые

Никейские императоры также были весьма заинтересованы в развитии торговых связей с другими государствами и особенно с Венецией. В августе 1219 г. Феодор I Ласкарь заключил союз и торговый договор с венецианским подеста в Константинополе, который обеспечивал венецианским торговцам привилегию беспошлинной торговли на суше и на море по всей территории Никейской империи.

Западные товары, ввозимые венецианцами согласно этому договору, успешно конкурировали с восточными товарами, которым необходимо было преодолеть всю территорию Иконийского султаната. Восточные и итальянские материи пользовались особым спросом в Никее, и население тратило огромные деньги на их приобретение. Видя это, Иоанн Ватац под угрозой «бесчестия», то есть утраты своего социального положения, запретил своим подданным приобретать и носить иностранные ткани и предписал им довольствоваться «только тем, что производит страна ромеев и тем, что руки ромеев в состоянии изготовить». Сколь долго имело силу это предписание, направленное, видимо, на поддержку местного производства, неизвестно. Вероятно, оно было вскоре забыто.

Императоры Никейской империи постоянно занимались проблемами внутренней жизни своего государства. В этом отношении особо следует отметить Иоанна Ватаца. Обширная и напряженная внешняя деятельность Ватаца не мешала ему внимательно относиться к устроению внутренней жизни страны. Имея в своем распоряжении большое количество денег, Ватац воздвиг по всей стране крепости, а также госпитали, богадельни и приюты. Иоанн Ватац стремился к тому, «чтобы каждый, имея у себя дома все, что нужно, не имел побуждения налагать корыстолюбивую руку на людей простых и неимущих, и чтобы таким образом государство ромеев совершенно очистилось от неправды».

Ватац сам был крупным землевладельцем и многие из его окружения также обладали значительными участками земли и имели достаточный доход от своих поместий. Владение этими поместьями, как кажется, гарантировалось императором своей служилой знати. Это напоминает западноевропейские бенефиции и византийскую пронию, то есть земельные владения, гарантируемые самим императором, или от его имени, подданным за их услуги государству при том условии, что они несут военную службу. Го­су­дар­ст­во про­во­ди­ло по­ли­ти­ку по­ощ­ре­ния ре­мес­ла и тор­гов­ли, по­строи­ло не­боль­шой флот, пре­дос­тав­ля­ло мо­на­сты­рям на­ло­го­вые при­ви­ле­гии. К концу его царствования имело место некоторое количество конфискаций движимой и недвижимой собственности. Этот весьма интересный феномен может быть объяснен антагонизмом между троном и крупными землевладельцами, информации о которых, однако, нет. Современный исследователь даже счел возможным утверждать, что подобные восстания аристократии против Ватаца действительно имели место. С социальной точки зрения, Ватаца можно рассматривать как защитника крестьянства и городского класса. Он стремился прежде всего к защите их богатства и процветания. Это обстоятельство как раз могло вызвать неудовольствие земельной аристократии и, как ответную реакцию, суровые меры против них.

Когда Феодор II взошел на престол, крупная аристократия, преследовавшаяся его отцом, смотрела поначалу на нового императора с доверием. Она надеялась вернуть утраченное влияние и богатства. Однако она была разочарована в своих ожиданиях. Политика Феодора заключалась в уменьшении влияния аристократии. Он принимал суровые меры против многих ее членов. Фео­дор II Лас­ка­рис ре­ши­тель­но из­ме­нил курс, от­ка­зав­шись от сбли­же­ния с ка­то­лической Цер­ко­вью. Фео­дор II уси­лил борь­бу с ди­на­та­ми, от­ме­нил многие фис­каль­ные при­ви­ле­гии и по­дав­лял про­яв­ле­ния се­па­ра­тиз­ма. Это при­ве­ло к спло­че­нию не­до­воль­ных ди­на­тов. Аристократия была унижена, и новые люди, низкого происхождения, окружили трон. Они были послушным инструментом в его руках. После смерти Феодора, при его сыне, который был еще ребенком, аристократия снова усилила свое влияние.

В связи с военными экспедициями Феодора, в государстве значительно возросли налоги, и в своем письме к Никифору Влеммиду, который обвинял императора во взимании слишком большого количества податей с населения, Феодор объяснял, что причиной такой его политики были военные акции.

По­сле смер­ти Фео­до­ра II пре­стол в Никейской империи за­хва­тил пред­ста­ви­тель недовольных динатов, опе­кун его 8-лет­не­го сы­на Ио­ан­на IV Лас­ка­ри­са – ве­ли­кий дука Ми­ха­ил Па­лео­лог. Он ко­ро­но­вал­ся в начале 1259 (Ми­ха­ил VIII Па­лео­лог) в Ним­фее, ос­ле­пил и от­стра­нил ма­ло­лет­не­го Ио­ан­на IV Лас­ка­ри­са от пре­сто­ла. Это действие привело к отлучению от церкви Михаила VIII Палеолога патриархом Арсением Автореяном. Оп­по­зи­ция, во гла­ве с пат­ри­ар­хом Ар­се­ни­ем, бы­ла по­дав­ле­на, а сам ар­хи­пас­тырь ос­та­вил пат­ри­ар­ший пре­стол. Ми­ха­ил VIII Па­лео­лог воз­вра­тил ди­на­там ут­ра­чен­ные при­ви­ле­гии.

Дальнейшая история бывшей территории Никейской империи - это история постепенного завоевания турками.