Известная питерская рок-группа "Сплин" выпустила новый альбом "Вира и майна".
Такого сильного альбома у группы не было, пусть на рубеже девяностых-нулевых "Сплин" и очаровал всех нас своими мелодически яркими хитами "Орбит без сахара", "Выхода нет", "Мое сердце", "Новые люди". Казалось, бессменный лидер коллектива Александр Васильева далек от актуальной повестки дня, вдохновляясь преимущественно романтико-любовной тематикой в своем творчестве. Но вот в 2020-м многое поменялось в мире, в том числе сменилась и творческая парадигма группы "Сплин", что ярко продемонстрировал вышедший под конец года альбом. Строгая композиция песен на диске раскрывает в полной мере глубокий авторский замысел, тем самым выводя "Сплин" на совершенно новый творческий уровень.
Прослушав задающий настроение трек "Призрак", попадем в диковинный мир удалившегося в забайкальский скит от реалий российского социума автора, явно наследующего традициям старшего учителя Бориса Гребенщикова, различимые в выбранном речитативном стиле песни "За семью печатями".
У меня нет гарема из множества жён
Нет недвижимости за рубежом
На мне не висят золотые цепи
У меня совершенно другие цели
Мне до вас далеко как до Марса
Иногда нет хлеба, не то что масла
Не даёт мне бог живота и жира
Я сижу весь сжавшийся, как пружина
Не успеваем прийти в себя от злободневности нового "Сплина" как накрывает следующий трек "Беги, моя жизнь". Очень яркий, мелодически достойный звания одного из лучших хитов группы, с отличным гитарным соло, каждой строчкой бьет в цель. Что это, как не новый "Поезд в огне" из незабвенных гребенщиковских песен конца 80-х?
Здесь самое время
Использовать лопату и штык,
Здесь самое время
Взять языков и развязать им язык.
Здесь самое время
Потуже затянуть свой ремень.
Здесь самое время
На всех уроках ждать перемен.
Здесь самое время
Для тех, кто под гребенку обрит,
Здесь самое время
Глазам вылезать из орбит,
Здесь самое время
Навечно объявить карантин,
Здесь самое время
Для виселиц и гильотин.
Здесь самое время
Взять и показать, кто здесь крут.
Здесь самое время
Поднять все флаги и лечь на грунт.
Здесь самое время
Сравнить цвет крови с цветом знамен.
Здесь самое время
Остановить ход времен.
После такого нежданного удара, отдыхаем на приятной и доходчивой песенке "Джин", ("Я пью свой джин, Я все еще жив") и восхищаемся классно сделанной романтической "Фазой". И уж было совсем впадаем в типично "сплиновские" мотивы в парижско-питерских зарисовках "Дежавю" и "Кофейня", как вдруг получаем новый импульс к осмыслению действительности на мощнейшем треке "Кесарь", по части музыки звучащем как психоделическая мантра, монотонно укладывающая в голову смысл происходящего в столь яркой творческой форме, действенней политических заявлений.
Что ты увидишь с вершины холма –
То, как жильцы покидают дома
Хочешь прислушаться к их голосам?
Я все смотрю и не верю глазам
В разные стороны у баррикад
Камни летят и покрышки горят
Способ известный с древнейших времен:
Стенка на стенку, район на район
Выстрелы, вспышки, сирена и дым
Сколько же можно стрелять по своим?
Вот твой дворец с перебитым стеклом
Вот твой портрет на земле за углом
Слышишь последний из всех кесарей
Жми на педали отсюда скорей.
И вновь отходим от полученного заряда и осмысляем, пока слушаем осеннюю балладу "Фильм ужасов" и привет в 90-ые "Кошмары". Ну а дальше, все сказанное в песнях "За семью печатями", "Беги, моя жизнь", "Кесарь" уже полностью логично кольцуется в выпущенную еще весной, получившую огромный общественный резонанс песню "Передайте это Гарри Поттеру если вдруг его встретите" - драматичный вопль отчаяния человека все понимающего про состояние современного российского общества, которому некому обратиться более как к вымышленному волшебнику, то есть дошедшего до крайней точки отчаяния.
Гарри, скорей прилетай, ты нужен,
А то нерушимый совсем разрушен,
Из всех проплешин, из всех проушин
Они выкачивают нефть и газ.
По воле Бога и согласно плану,
Скоро нас всех поведут на плаху,
Ты захвати волшебную палку,
Чтобы двинуть им между глаз.
Гарри, я знаю, что ты услышишь,
В наши края навостряя лыжи,
Как мы зовём тебя здесь, ведь ты же
Возьмёшь в Duty Free Single Malt.
Хоть на метле или там, трамваем,
Дуй к нам сюда, мы тут ходим краем,
Под тем, чьё имя мы даже не называем,
Хотя, это – Волдеморт.
Гарри, трибуны пусты, как видишь,
Фанаты уже не поднимут кипиш,
Никто теперь не играет в Quidditch,
Мы тут вымерли все почти.
Маглы совсем охренели, Гарри,
Мир почернел от дыма и гари,
Если б ты видел все эти хари,
Ты бы разбил очки.
Гарри, прощаюсь с тобой на этом,
Как же сказать, как поэт с поэтом,
Позволь мне закончить одним куплетом
Перед тем, как сказать Adieu.
Вчера шёл король весь крутой и гордый
И мальчик сказал: «А король-то голый»,
Мальчику тут же с ноги проломили голову
И пришили ему статью.
Теперь он не пьёт лимонад из бутылки,
Теперь он сидит то в Крестах, то в Бутырке,
То морщит свой лоб, а то чешет в затылке,
Но не понимает за что.
За что нам всё это, скажи, Поттер Гарри,
Сотри с философского камня все грани,
Попивая пивко, поедая карри
И взирая на мир из-за штор.
С альбомом "Вира и майна" Александр Васильев и группа "Сплин" сделали великолепный талантливейший вклад, поставив себя в один ряд с учителями - мастерами не только звука и слога, но и осмысления жизни.