Найти тему
Центр Ремесел

Береста Западной Сибири. (выставка «Нить. Символ. Человек»)

Берёза — культовое дерево и национальный символ у большинства финно-угорских народов – карел, веси, манси, хантов, пермяков, коми-зырян, финнов (сумъ) и финнов-тавастов (емъ), а также весьма почитаемое национальное дерево у скандинавов — шведов и норвежцев. Как и у славян: «береза – дерево жизни», – говорили они.

-2

Согласно русским поверьям береза и изделия из нее считались оберегом от нечистой силы, в космологии наших предков, это дерево было образом трех миров – крона – мир прави, ствол – наш мир, мир яви, а корни – мир нави. 

-3

Что же касается обских угров (хантов и манси) берёза для них – праматерь, священное дерево богини Калтась-эква *, златолистое, с семью серебренными стволами, росшими из одного основания.

Как материал, береза имеет большое значение во всех вышеупомянутых культурах.

-4

Из нее добывают сладкий и полезный березовый сок, делают деготь, отвары для крашения нитей и ткани, на Руси самыми ровно горящими считались лучины из березы.

-5

Но прежде всего, береза – это береста – материал и для временных жилищ, и для большого перечня бытовых изделий (у русских это туеса, кузова, емкости для сыпучих продуктов и для хранения молока и т.д), а еще игрушек, оберегов.

-6

На бересте писали и не только русские, но и так как береза растет во всем Северном полушарии, то и китайцы, и народы жившие на территории Северной Индии.

У обских угров береста и сегодня активно используется как в быту, так и изготавливается на продажу, пользуясь как полезный «северный сувенир» большим спросом.

-7

Почему же этот материал так привлекателен для мастеров прошлого и настоящего из разных регионов?

Береста – наружный защитный слой коры березы, с внешней стороны белый с черными черточками-чечивичками. Состоит берёста из волокон, объединенных в слои, чем старше береза, тем больше слоев. Благодаря своей «слоистости», береста эластична, каждый слой амортизирует жесткость сгиба, позволяя мастеру играть с изяществом и грацией этого материала.

-8

Поэтому очертания, плетенных изделий из бересты такие мягкие, плавные.

Эта же слоистость, позволяет бересте успешно противостоять износу, растяжению и разрушению. Вдоль волокон этот материал невероятно прочен, но стоит только растянуть лист поперек, как береста тут же поддастся разрыву.

-9

Чем толще береста, тем больше ее продольная прочность, что позволяет изготавливать большие предметы, устойчивые к деформации и износу.

Береста обладает водоотталкивающим свойством и поэтому подходит для производства посуды не только под сыпучие продукты, но и для переноса жидкостей. Входящие в состав бересты вещества позволяют сохранять ее ценные качества на протяжении долгих лет.

-10

Пористость и упругость бересты амортизируют удары: берестой можно оплести стеклянный предмет, например, банку с жидкостью и тогда ее без опасений можно брать с собой, хоть в поход, хоть на сенокос. А еще, береста плохо проводит тепло, так что содержимое вашей банки, будет остывать или нагреваться медленнее, чем окружающая среда, как в термосе.

-11

Ну, и конечно, мастеров привлекает красота бересты, ее цветовая выразительность. Каждый берестяной слой слегка отличается по оттенку от другого, а самым ценным является внутренний, его еще называют лицевым. Он может быть желтым, желто-зеленым, красноватым или оранжевым. Контрастные сочетания лицевого и остальных слоев открывают мастеру большие возможности для самовыражения.

-12

У обских угров из бересты делают многое. Вот как пишет о процессе изготовления изделий из бересты исследовательница народной культуры Т.Б. Митлянская**: «Пожалуй, самым распространённым материалом в быту у хантов и манси является берёста.

<…>

-13

Бересту ханты и манси снимают с дерева три раза в году, в период наиболее интенсивного движения соков: весной по насту, в июле, когда цветёт шиповник, и осенью, когда опадает лист. Вначале делают вертикальный надрез, до луба. Затем — два горизонтальных, определяющих размер снимаемой части коры. Отдирают руками справа налево. Соскабливают самый белый шероховатый верхний слой.

-14

Прежде чем из бересты что-либо делать, её необходимо проварить. Для этого отдельные куски берёсты свёртывают в трубки, ставят вертикально в котёл, заливают поверх водой, плотно укрывают мхом и варят в течение 10-12 часов***. Береста становится эластичной, годной для последующего употребления.

Иногда берёсту так же проваривают в рыбьем жиру (рыбном отваре), и тогда она становится особенно прочной, не пропускает влагу и не делается хрупкой на морозе.

Бересту в изделиях сшивают сухожильными нитками из жил оленя, лося, а иногда и волосяными нитками из конских волос…

<…>

-15

Для изготовления сумочек, мешков, вёдер, коробок, шляп, корзинок берёсту чаще всего не варили, но осторожно нагревали над огнём, отчего она размягчалась и становилась гибкой, а также расслаивалась на тонкие пласты, что было необходимо для орнаментации изделий».

Из бересты ханты и манси делали: посуду, набирушки для ягод и всяческих лесных даров, кучумы****; заплечные кузова хинт (каз. х.), кынт (вост.х.), пāйп (манс.); куженьки,***** четырехугольные миски-чуманы, коробочки для рукоделья; короба для продуктов сэн (каз.х.), савэн или сухэн (вост. х.), сохэм(вах.х.); люльки тундэх амтэв (вах.х.), етн онтуп и хатлан онтуп (каз.х.); табакерки, ножны для женских ножей и т.д.

-16

Сшитой в полотнища берестой, как брезентом укрывали жилища, в бересту оборачивали покойника (его гроб, его могилу), а тонкой (в толщину листа папиросной бумаги) – оклеивали предметы, чтобы предохранить их от сырости.

Изделия из бересты бывают сплетенными из берестяных полос и сшивными.

Так как экспозиция выставки «Нить. Символ. Человек» посвящена плетению – видам нетканого текстиля, то на экспозиции – плетёная «береста: лапти, сапоги, туеса, корзины. Здесь эстетическую и семантическую нагрузку несет сама цветовая гамма материала, фактура, форма предмета.

-17

Берестяное плетение существует трех видов: прямое, косое и смешанное.

В прямом используют любое число берестяных полос - 3,4,5,6 и так далее.

При косом плетении (за исключением несимметричных изделий) - только четное: 4, 6, 8 и так далее. Косое плетение отличается от прямого повышенной прочностью и более широкими декоративными возможностями.

-18

Бывают случаи, когда мастера сочетают и косое, и прямое плетение в одном предмете. В этом случае, углы, образующие рёбра жёсткости изделия, то делят клетку по диагонали (как в косом плетении), то пролегают между строчками (как в прямом). Изделия, изготовленные в такой технике, имеют сложную, оригинальную, скульптурную по объему, форму.

-19

Тактильные, «живые» благодаря своему материалу, берестяные изделия не просто функциональны, но как это бывает с предметами традиционной культуры, красивы – наполнены теплом и смыслом.

Авторы:

Ольга Бубновене - заслуженный деятель культуры Югры, искусствовед (г. Ханты-Мансийск)

Алла Харитонова - культуролог (г. Москва)

Ксения Илауски – искусствовед (г. Ханты-Мансийск)

Галина Тарасова - художник, мастер (г. Урай)

По материалам исследований и по итогам художественного проекта «Нить. Символ. Человек» бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел».

ПРИМЕЧАНИЯ:

Калтась-эква (манс. Калтась-женщина) Ка́лтась, Йоли-торум-сянь (манс. Нижнего мира мать), Калтась-сянь-торум (манс. Калтась мать-небо) — верховная богиня-мать в мансийской мифологии и мифологии других финно-угорских народов

**Т.Б. Митлянская «Сельскому учителю о художественных народных ремёслах Сибири и Дальнего Востока», (М., «Просвещение», 1983).

*** Вот как пишет о процессе вываривания бересты Г.М. Дмитрий-Садовников, наблюдавший его в начале ХХ века у ваховских хантов (ханты живущие у реки Вах): «Чтобы сделать его еще более эластичным, вместо воды его пропаривают в рыбьем жиру. Такое бересто вдвое прочнее первого. По-видимому, это остаток старины, когда еще было обилие рыбьего жиру, в настоящее же время такой способ приготовления редок». Книга «Версты и строки», г. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 1998 г.

**** Кучумы – вместилища для хранения сухой рыбы, у ваховских хантов, кучум меньшего размера назывался Канчэн туяс и преднозначался для хранения предметов мелких предметов, например, для рукоделья.

***** Куженька, у вах. хант - согэн: четырехугольная коробка без

крышки, «изнаночной» (белой) стороной наружу, с овальными поперечными и почти перпендикулярными продольными боками. Делятся на: амп согэн, собачья куженька, и паны янтэв согэн, дратвой шитая куженька, для варки. Инг согэн – куженька для ношения воды.