Берёза — культовое дерево и национальный символ у большинства финно-угорских народов – карел, веси, манси, хантов, пермяков, коми-зырян, финнов (сумъ) и финнов-тавастов (емъ), а также весьма почитаемое национальное дерево у скандинавов — шведов и норвежцев. Как и у славян: «береза – дерево жизни», – говорили они.
Согласно русским поверьям береза и изделия из нее считались оберегом от нечистой силы, в космологии наших предков, это дерево было образом трех миров – крона – мир прави, ствол – наш мир, мир яви, а корни – мир нави.
Что же касается обских угров (хантов и манси) берёза для них – праматерь, священное дерево богини Калтась-эква *, златолистое, с семью серебренными стволами, росшими из одного основания.
Как материал, береза имеет большое значение во всех вышеупомянутых культурах.
Из нее добывают сладкий и полезный березовый сок, делают деготь, отвары для крашения нитей и ткани, на Руси самыми ровно горящими считались лучины из березы.
Но прежде всего, береза – это береста – материал и для временных жилищ, и для большого перечня бытовых изделий (у русских это туеса, кузова, емкости для сыпучих продуктов и для хранения молока и т.д), а еще игрушек, оберегов.
На бересте писали и не только русские, но и так как береза растет во всем Северном полушарии, то и китайцы, и народы жившие на территории Северной Индии.
У обских угров береста и сегодня активно используется как в быту, так и изготавливается на продажу, пользуясь как полезный «северный сувенир» большим спросом.
Почему же этот материал так привлекателен для мастеров прошлого и настоящего из разных регионов?
Береста – наружный защитный слой коры березы, с внешней стороны белый с черными черточками-чечивичками. Состоит берёста из волокон, объединенных в слои, чем старше береза, тем больше слоев. Благодаря своей «слоистости», береста эластична, каждый слой амортизирует жесткость сгиба, позволяя мастеру играть с изяществом и грацией этого материала.
Поэтому очертания, плетенных изделий из бересты такие мягкие, плавные.
Эта же слоистость, позволяет бересте успешно противостоять износу, растяжению и разрушению. Вдоль волокон этот материал невероятно прочен, но стоит только растянуть лист поперек, как береста тут же поддастся разрыву.
Чем толще береста, тем больше ее продольная прочность, что позволяет изготавливать большие предметы, устойчивые к деформации и износу.
Береста обладает водоотталкивающим свойством и поэтому подходит для производства посуды не только под сыпучие продукты, но и для переноса жидкостей. Входящие в состав бересты вещества позволяют сохранять ее ценные качества на протяжении долгих лет.
Пористость и упругость бересты амортизируют удары: берестой можно оплести стеклянный предмет, например, банку с жидкостью и тогда ее без опасений можно брать с собой, хоть в поход, хоть на сенокос. А еще, береста плохо проводит тепло, так что содержимое вашей банки, будет остывать или нагреваться медленнее, чем окружающая среда, как в термосе.
Ну, и конечно, мастеров привлекает красота бересты, ее цветовая выразительность. Каждый берестяной слой слегка отличается по оттенку от другого, а самым ценным является внутренний, его еще называют лицевым. Он может быть желтым, желто-зеленым, красноватым или оранжевым. Контрастные сочетания лицевого и остальных слоев открывают мастеру большие возможности для самовыражения.
У обских угров из бересты делают многое. Вот как пишет о процессе изготовления изделий из бересты исследовательница народной культуры Т.Б. Митлянская**: «Пожалуй, самым распространённым материалом в быту у хантов и манси является берёста.
<…>
Бересту ханты и манси снимают с дерева три раза в году, в период наиболее интенсивного движения соков: весной по насту, в июле, когда цветёт шиповник, и осенью, когда опадает лист. Вначале делают вертикальный надрез, до луба. Затем — два горизонтальных, определяющих размер снимаемой части коры. Отдирают руками справа налево. Соскабливают самый белый шероховатый верхний слой.
Прежде чем из бересты что-либо делать, её необходимо проварить. Для этого отдельные куски берёсты свёртывают в трубки, ставят вертикально в котёл, заливают поверх водой, плотно укрывают мхом и варят в течение 10-12 часов***. Береста становится эластичной, годной для последующего употребления.
Иногда берёсту так же проваривают в рыбьем жиру (рыбном отваре), и тогда она становится особенно прочной, не пропускает влагу и не делается хрупкой на морозе.
Бересту в изделиях сшивают сухожильными нитками из жил оленя, лося, а иногда и волосяными нитками из конских волос…
<…>
Для изготовления сумочек, мешков, вёдер, коробок, шляп, корзинок берёсту чаще всего не варили, но осторожно нагревали над огнём, отчего она размягчалась и становилась гибкой, а также расслаивалась на тонкие пласты, что было необходимо для орнаментации изделий».
Из бересты ханты и манси делали: посуду, набирушки для ягод и всяческих лесных даров, кучумы****; заплечные кузова хинт (каз. х.), кынт (вост.х.), пāйп (манс.); куженьки,***** четырехугольные миски-чуманы, коробочки для рукоделья; короба для продуктов сэн (каз.х.), савэн или сухэн (вост. х.), сохэм(вах.х.); люльки тундэх амтэв (вах.х.), етн онтуп и хатлан онтуп (каз.х.); табакерки, ножны для женских ножей и т.д.
Сшитой в полотнища берестой, как брезентом укрывали жилища, в бересту оборачивали покойника (его гроб, его могилу), а тонкой (в толщину листа папиросной бумаги) – оклеивали предметы, чтобы предохранить их от сырости.
Изделия из бересты бывают сплетенными из берестяных полос и сшивными.
Так как экспозиция выставки «Нить. Символ. Человек» посвящена плетению – видам нетканого текстиля, то на экспозиции – плетёная «береста: лапти, сапоги, туеса, корзины. Здесь эстетическую и семантическую нагрузку несет сама цветовая гамма материала, фактура, форма предмета.
Берестяное плетение существует трех видов: прямое, косое и смешанное.
В прямом используют любое число берестяных полос - 3,4,5,6 и так далее.
При косом плетении (за исключением несимметричных изделий) - только четное: 4, 6, 8 и так далее. Косое плетение отличается от прямого повышенной прочностью и более широкими декоративными возможностями.
Бывают случаи, когда мастера сочетают и косое, и прямое плетение в одном предмете. В этом случае, углы, образующие рёбра жёсткости изделия, то делят клетку по диагонали (как в косом плетении), то пролегают между строчками (как в прямом). Изделия, изготовленные в такой технике, имеют сложную, оригинальную, скульптурную по объему, форму.
Тактильные, «живые» благодаря своему материалу, берестяные изделия не просто функциональны, но как это бывает с предметами традиционной культуры, красивы – наполнены теплом и смыслом.
Авторы:
Ольга Бубновене - заслуженный деятель культуры Югры, искусствовед (г. Ханты-Мансийск)
Алла Харитонова - культуролог (г. Москва)
Ксения Илауски – искусствовед (г. Ханты-Мансийск)
Галина Тарасова - художник, мастер (г. Урай)
По материалам исследований и по итогам художественного проекта «Нить. Символ. Человек» бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел».
ПРИМЕЧАНИЯ:
* Калтась-эква (манс. Калтась-женщина) Ка́лтась, Йоли-торум-сянь (манс. Нижнего мира мать), Калтась-сянь-торум (манс. Калтась мать-небо) — верховная богиня-мать в мансийской мифологии и мифологии других финно-угорских народов
**Т.Б. Митлянская «Сельскому учителю о художественных народных ремёслах Сибири и Дальнего Востока», (М., «Просвещение», 1983).
*** Вот как пишет о процессе вываривания бересты Г.М. Дмитрий-Садовников, наблюдавший его в начале ХХ века у ваховских хантов (ханты живущие у реки Вах): «Чтобы сделать его еще более эластичным, вместо воды его пропаривают в рыбьем жиру. Такое бересто вдвое прочнее первого. По-видимому, это остаток старины, когда еще было обилие рыбьего жиру, в настоящее же время такой способ приготовления редок». Книга «Версты и строки», г. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 1998 г.
**** Кучумы – вместилища для хранения сухой рыбы, у ваховских хантов, кучум меньшего размера назывался Канчэн туяс и преднозначался для хранения предметов мелких предметов, например, для рукоделья.
***** Куженька, у вах. хант - согэн: четырехугольная коробка без
крышки, «изнаночной» (белой) стороной наружу, с овальными поперечными и почти перпендикулярными продольными боками. Делятся на: амп согэн, собачья куженька, и паны янтэв согэн, дратвой шитая куженька, для варки. Инг согэн – куженька для ношения воды.