Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Трудная судьба художницы Марии Мыслиной и образ детства в её акварелях

Мария Владимировна Мыслина (1901-1974) — русская художница, станковый график, иллюстратор. Глядя на её полные радости акварели, трудно представить, насколько нелёгкой была судьба художницы.

Зима, 1950-е
Зима, 1950-е

В 1937 году муж Марии Владимировны, художник Владимир Михайлович Каабак, был арестован и вскоре расстрелян. Мыслину отправили в Акмолинское отделение Карлага — АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Позднее она была переведена в женский лагерь «Долинка» в Карагандинской области. Там ей удалось устроиться художником-оформителем при клубе. С 1944 года по 1946 год Мария Мыслина проживала на поселении в городе Чебоксары, где вступила в местное отделение Союза советских художников. После освобождения в силу запрета на проживание в крупных городах поселилась во Владимире, работала оформителем и сценографом в местном театре.

В 1955 году Марию Владимировну реабилитировали, и она смогла вернуться в родную Москву. Однако ни мастерской, ни своего жилья, ни работы у неё не было. О чём и свидетельствует заявление художницы в правление творческого союза:

От Мыслиной М.В., проживающей
по адресу: Москва, ул.Чайковского, 22-3
В 1937 году, после ареста моего мужа я была репрессирована и прошла, как и многие другие, весь мучительный путь отверженных и оклеветанных людей. Ныне справедливость восстановлена, я реабилитирована и прошу Вас довести до конца этот акт справедливости и обеспечить меня жилплощадью. Сейчас меня приютила мать на площади в 9 метров.
Я художник, член Союза художников (членский билет № 2003), неоднократный участник выставок, как областных, так и московских, мои работы находятся в 4-х музеях страны.
...Я не имею возможности даже поставить мольберт — мой «станок», у меня нет стола, не говоря уже о прочих, необходимых для моей работы предметах.
Я коренная москвичка. Может ли быть допустимо, чтобы я, претерпев полный разгром своей жизни, разорение своего гнезда, потеряв здоровье, в городе, где я родилась и провела всю жизнь, осталась на старости лет без крова. После всех испытаний, выпавших на мою долю, хочется покоя и возможности творческой работы — ничего этого я не имею.
В своё время, в 1926 году, мною и мужем было за собственный счёт оборудовано негодное для жилья помещение, которое мы, проведя отопление и построив стены, сделали прекрасной мастерской для художников. Выходит, что мы постарались для кого-то, а сами — один погиб в изгнании, а я осталась одна и без крова. Я не претендую на это именно помещение, я прошу вас предоставить мне комнату, в которой я могла бы спокойно жить и творчески работать — это окончательно вернёт меня к жизни и даст мне возможность по-настоящему послужить советскому народу своим искусством.
«...» ноября 1956 года

Мария Владимировна не имела возможности писать большие полотна, поэтому большая часть её работ — это акварели.

Моё внимание привлекли несколько этюдов с образами детства — такими мирными, добрыми сюжетами, будто и не было потерь и двух десятилетий изгнания.

Дети и попугай
Дети и попугай
С прогулки, 1960-е
С прогулки, 1960-е
Спящая девочка, 1972 г.
Спящая девочка, 1972 г.
С Новым годом!
С Новым годом!

Особый интерес представляет и метод создания этих работ. Так вспоминала Мыслину в середине 1970-х Л. Рончевская, знающая ее по совместным творческим поездкам в Горячий Ключ:

Акварельная техника считается классической для непосредственной передачи впечатлений от натуры. Таких работ у Мыслиной было много, но к концу своей жизни она работала иначе. Жесткий рисунок с натуры карандашом очень подробный; потом свободная интерпретация виденного в романтически приподнятом стиле.

То есть непосредственно с кистью Мария Владимировна перед натурой не сидела, а лишь делала зарисовку карандашом! Так и возникли эти жизнерадостные акварели, будто отражение несломленного духа русской художницы.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.