В последнее время все чаще и чаще встречаю в обсуждениях Дзена горячие буйные головы, которые судят о танковой тактике и танках с высоты своих познаний игры. А ведь эта аркада ничего общего с реальными сражениями Второй Мировой не имеет. Единственная польза от игры в плане исторического воспитания - запоминание силуэтов танков. ТТХ в игре тоже большей частью придуманные.
Особенно опасен симбиоз активного игрока WoT и адепта книжек Виктора Суворова. Там уже рождается подобие какой-то шизофрении, логика напрочь утрачивается.
В этой статье постараюсь объяснить причины разгрома могучих мехкорпусов РККА в начале Великой Отечественной в терминах игры. Надеюсь, школьники поймут.
1. Не та игра
Дело в том, что противники играли в несколько разные игры. По целому ряду причин (внезапное нападение, плохая ПВО у русских, лучшая техника, высокий скилл "игроков") немцы довольно быстро заполучили господство в воздухе. Что позволило им безнаказанно громить колонны снабжения, вести воздушную разведку и даже расстреливать с воздуха легкие танки и броневики. Получается, что немцы играли в "War Thunder", а наши использовали преимущественно только наземные силы. Да, еще остававшиеся в строю штурмовики И-15, P-Z, Су-2 пытались атаковать немецкие колонны, но быстро гибли от пулеметных очередей "мессеров". И до весны-лета 1943 года танковые войска Красной Армии добивались успеха в наступлении только при условии нивелирования фактора превосходства немцев в воздухе. Например, зимой или поздней осенью, когда световой день короткий, а погода часто не позволяет совершать вылеты из-за низкой облачности.
2. Плохая связь
Со связью в танковых войсках РККА дело обстояло совсем плохо. Полноценно были оснащены радиостанциями лишь танки Т-35, Т-28 и КВ.
В остальных моделях радиостанции были в лучшем случае лишь у пятой части танков. Да еще слабенькие, с постоянными помехами в шлемофоне. Вот и представьте себе, что почти все ваши многочисленные танки имеют лишь радиостанцию 1го уровня (флажковую). А значит, Вы не видите ни врагов, ни союзников на миникарте, не знаете, что враг уже прорвался по флангу. И с Вашей стороны играет рандомная команда, а у соперника - рота под единым управлением.
Дальше еще хуже. С августа 1941го по май 1942го в СССР танковые радиостанции практически не выпускались. Сотни Т-34 шли в бой без раций. А уж в легких Т-60 и Т-70 раций не предполагалось в принципе. И только в танках, в те месяцы поставленные союзниками, радиостанции были.
А у немцев помимо танковых радиостанций были еще и командирские танки с двумя рациями, одна из которых позволяла работать на дивизионном уровне.
3. Плохой "свет"
Из предыдущего пункта следует, что с разведкой у танкистов РККА дела обстояли неважно. При обилии легких танков еще и не было "светляков". Ну умчался БТ куда-то вдаль по горе в Малиновке, убили его, и командиры не узнали, какой у парня был конец.
А у немцев еще и "нормальные" колесники были. Достаточно маневренные, с приводом на все колеса, со скоростью назад, как и вперед, и самое главное - с хорошей качественной радиостанцией. Поэтому наступающие немцы, имея воздушную разведку и рассылаемые во все стороны разведывательные группы, всегда были в курсе, где расположен противник.
Бронемашины имелись и в мехкорпусах РККА, но они играли роль "плохих танков", а не "светляков", поэтому толку от них в маневренных сражениях было мало.
И мехкорпуса Красной Армии совершали многокилометровые марши по летней жаре впустую, чтобы потом перенацеливаться на новое направление. Теряя при этом от поломок танки и сжигая драгоценное горючее.
4. Отсутствие ПТ-САУ и средств ПТО в танковых войсках
В РККА ПТ-САУ на начало войны не было от слова "совсем". Только потеряв кучу танков, начали спешный выпуск ПТ-САУ на базе артиллерийских тягачей, которые, впрочем, тоже быстро закончились.
А у немцев уже были не только Штуги (которые на тот момент в качестве средства ПТО особо не рассматривались), но и Panzerjäger I. Неуклюжее, но вполне эффективное средство борьбы с вражескими танками. В 1940 году для орудия этой ПТ был разработан 47-мм подкалиберный боеприпас. На расстоянии в 500 метров он был в состоянии пробить 70-мм броню (например, Т-34). Но что более важно - отдельные подразделения ПТО были в составе танковых дивизий, а пехота была массово вооружена противотанковыми ружьями. Не раз и не два батальоны БТ и Т-26 гибли, натолкнувшись в Малиновке на немецкую пехоту и 37-мм "колотушки" Pak 36. Подчеркиваю, это были не какие-то сторонние пехотные части, а собственный противотанковый дивизион и готовая к бою с танками моторизованная пехота танковой дивизии. Танки против танков немцы старались применять лишь в крайнем случае, если встречного боя было не избежать.
5. Броня решает?
Ну и что? - возразит оппонент. Зато у нас были Т-34 и КВ, броню которых немецкие 37-мм орудия не пробивали!
К сожалению, не пробивали многие немецкие танки в лоб и наши 45-мм орудия. Суворов лукавит, когда приводит цифры брони начальных модификаций немецких танков. К лету 41-го почти все танки вермахта, кроме "единичек" и Pz 35(t) либо были добронированы до 50 мм во "лбу", либо ждали своей очереди на экранирование. Из всех экранированных немецких танков только Pz II с его 35 (14,5+20) мм броней был "по зубам" нашим противотанкистам.
Помимо танков, немцы использовали и самоходки Stug III, которые прекрасно держали в лоб выстрелы 45-мм орудий.
Что до Т-34 и КВ, то им иногда даже приходилось стрелять по немецким танкам осколочно-фугасными. Не хватало бронебойных снарядов калибра 76 мм, эту проблему решили только к 1942ому, упростив конструкцию снаряда.
Да, если танки КВ были исправны, то он доставляли немало хлопот танкистам и пехоте вермахта. Но беда была в том, что никто не догадался перед войной создать из КВ танковые клинья. Их распределяли по танковым дивизиям в количестве нескольких штук, а этого для прорыва немецкой обороны было маловато. И только позднее, уже в 1942ом. тяжелые танки стали сводить в полки прорыва.
6. Голдострелы панцерваффе
В WoT, если броня противника не пробивается обычными бронебойными снарядами, мы часто заряжаем "голдовые". Так случилось, что "голдой" всю первую половину войны пользовались только немцы. Ни куммулятивных, ни подкалиберных снарядов на вооружении РККА в июне 1941го не было. А ведь наличие подкалиберных снарядов могло бы дать тем же БТ и Т-26 очень хорошие шансы в борьбе с немецкой бронетехникой.
7. Патент Кислого. Как же без него?
Видимо, боги войны догадывались, что стата Красной Армии к 1945 году возрастет до максимума. И летом 1941го постоянно уменьшали бронепробитие оновных на тот момент советских танковых и противотанковых орудий калибра 45 мм. Бракованные бронебойные снаряды обнаружили еще до начала войны, но к тому времени уже было выпущено такое количество боеприпасов, что заменить их не успевали, ограничились маркировкой снарядных ящиков. И если немецкие снаряды пробивали в строгом соответствии со своими ТТХ, то советские часто были с пониженным бронепробитием.
8. Качаем перк ремонта
Тут немцы переплюнули всех: и французов, и русских. В 1941м панцерваффе располагала лучшей в мире ремонтной службой. До 60% танков возвращалось в бой после ремонта в полевых условиях. А у нас не хватало запасных частей, тягачей, специалистов, ремонтного оборудования. Иными словами. даже если нашим бойцам и удавалось сохранить танк для ремонта (а не бросить при отступлении), то он или подолгу "стоял в ангаре", ожидая ремонта, или раздраконивался на запчасти для других танков. Получается, что большие ремкомплекты у немцев были в наличии всегда. А у советской армии и маленьких не хватало.
А еще и надежность немецкой техники ЛЕТОМ была неизмеримо выше. Просто из-за другого уровня технической культуры. Представьте себе. как Вы гордо выезжаете на своем КВ с базы, но каждую минуту получаете автокрит двигателя. Сможете Вы нормально играть в таком режиме?
9. Боевой опыт.
Что греха таить, немцы на момент начала войны были ребята скилованные, с прокачанными перками. И самое главное, боевой опыт был у командиров. А у нас мало того что очень немногие успели понюхать пороху в Испании и на Халхин-Голе, так еще и часть этих командиров оказалась под подозрением и прошла через арест (например, герой испанской Поль Арман). А еще их выдвигали на должности, не соответствующие уровню. Тот же Павлов на месте командира танкового соединения наверное, наломал бы меньше дров, чем на должности командира округа.
10. Война - не игра.
Играющим под пивко на игрушечных танчиках в компьютерную игру подчас тяжело понять, в каких условиях шли бои летом 1941 года. Неразбериха, плохая связь, запруженные беженцами и отступающими войсками дороги, "сюрпризы" новой техники, дезертиры, внезапные налеты вражеской авиации, местами враждебное местное население (Западная Украина и Прибалтика), Все это вместе серьезно влияло на эффективность действия танковых подразделений. Ошибкой также оказалась ликвидация перед войной танковых подразделений непосредственной поддержки пехоты. Наверное, стоило бы многочисленные тихоходные Т-26 оставить в танковых бригадах для работы по просьбам пехотных командиров, а остальные танковые силы сосредоточить в танковых дивизиях, которые подчинялись бы только штабу фронта. В реальности же дивизии и мехкорпуса растаскивались на части для затыкания дыр в обороне или гибли в неподготовленных атаках по приказам ничго не смыслящих в танковой тактике генералов.
Понемногу набирался боевой опыт и уже под Москвой немцы натолкнулись на эффективные действия советских танковых бригад. А год спустя "тридцатьчетверки" веером пронеслись по донским степям, знаменуя скорый конец армии Паулюса и неизбежный поворот войны