Найти тему

Почему ставить двойки за дистанционное обучение не нужно?

Это одна из моих арабских учениц попыталась сделать мне приятное в конце прошлого учебного года, и с помощью гугл-переводчика написала эту фразу. Обратите внемание на N, которая должна служить И.
Это одна из моих арабских учениц попыталась сделать мне приятное в конце прошлого учебного года, и с помощью гугл-переводчика написала эту фразу. Обратите внемание на N, которая должна служить И.

Коронавирус принес в сферу образования то, что до этого даже в кошмарном сне заурядной МарьиИвановны нельзя было представить - дистанционное обучение(Distance learning). Учителя от мала до велика освоили технологии в короткий промежуток времени, хотя до этого десятилетиями избегали. Что уж говорить, если возрастные коллеги в одной из школ, в которой я работал, просили молодых коллег и учеников заполнить электронный журнал.

Так вот, учителя столкнулись с доселе беспрецедентным - потерей власти над детьми. Тут уж и не наорешь, потому что все записывается. Грозить кулаками и стращать гневным взором вызовет противоположный эффект. Остался только один способ контроля - двойка!

Сейчас как всем двоек наставлю!!!
Сейчас как всем двоек наставлю!!!

Итак, давайте суммируем:

1.Самоубийства и домашнее насилие.

Потому, что кроме эгоистического эго педагога, которого обложили со всех сторон, и который отчаянно цепляется за возможность контролировать хоть что-то в этой жизни, есть семья, и условия жизни в некоторых семьях не располагают к учебе в домашних условиях. Получив двойку за то, что старший брат не подпускал к компу, ребенок будет не рад получить звездюлей от мамки, которая зачем-то решила проверить успеваемость ребенка после работы. Эмпатия, коллеги! Не хотите же вы поднять уровень подростковых самоубийств? В России этот показатель превышае в три раза общемировые показатели. Про самоубийства здесь мало что известно, так как это определенного рода табу.

Да и с точки зрения звездюлей - это ненормально. Я являюсь ярым противником физических наказаний для детей(напишу об этом отдельный пост). В Дубае, кстати, есть закон о домашнем насилии- закон Вадимы(назван в честь девочки, которую замучили свои же родители). Мы даже были проинструктированы, что надо быть мягче с учениками и давать фидбек родителям в позитивном виде, чтобы не вызвать волну избиений, так как из-за короновируса многие остались без работ и отношения в семье могут быть накалены. Про ситуацию с домашним насилием в России можете сами додумать.

2. Централизация.

Проблема, впрочем, даже не в этом, а в том, что из-за чрезмерной централизации системы любой чих чиновника в СМИ или в социальных сетях воспринимается как приказ. Это свидетельствует о невыстроенности системы школьного образования. Тогда как такие незначительные вопросы должны решаться на уровне завучей - социальных служб максимум, в России это происходит на совершенно другом уровне. Я надеюсь, что позвонить президенту за разъяснениями еще никто не пытался.

Речь про заявление министра образования Пермского края, Раисы Касиной. Многие учителя начали откровенно возмущаться, даже не понимая, что слова не имеют юридической силы. Но, чтобы отделить зерна от плевел, давайте обратимся к последнему пункту.

3. Оценивание.

Министр говорила про домашнее задание. Помимо него в системе оценивания есть классная работа, срезы, контрольные, экзамены, да и все педагоги знакомы с формативным и суммативным оцениванием. Формативное это когда даже по вопросу в классе вы можете понять, следит ли ребенок за ходом урока или нет, на каком уровне он находится, его мотивацию и точки роста. Но что делать, если ребенок не активен на уроке, камера выключена, дз не сдает? самое логичное действие - связь с классным-руководителем/завучем, и/или с родителями. Может в семье проблема. Ставить двойку - леко. Попытаться понять другого человека - сложно. Только если вы признаете детей - равными себе, а не роботами, готовыми повиноваться каждому вашему слову.

Проекты моих учеников, посвещенных переработке. Одна из форм оценивания.
Проекты моих учеников, посвещенных переработке. Одна из форм оценивания.

Выводы. Решение простое, но не легкое: децентрализация и введение прозрачной системы критериев, по аналогу с Ofsted, чтобы учителя были в курсе систем оценивания и механизмов взаимодействия с родителями.