Как махровый атеист, частенько забредаю на специфические «опиумные» форумы, чтобы набраться вдохновения и поднять настроение. Обожаю почитать пикировки ученых батюшек-богословов и озорными сорванцами от науки. Очень приятные места: там нет грубости, пошлости, даже по матушке явных тролей посылают высокохудожественными эссе. Исключительно на «Вы». Самая популярная тема там: «Был ли Андрей Первозванный на Руси?». Вопрос кажется вкусным, сегодня окормлять Читаталя будем... ага.
Суть вопроса
проста. Библия, точнее Новый Завет, — составлена из Евангелий апостолов Христа. Но как-то странно подборка сделана. В ней мы не найдем версии судьбоносных свершений Спасителя от апостола Андрея. Что очень подозрительно. Ведь именно он был первым человеком, который осознал новое учение. Стал — Первозванным, откликнувшимся на зов Учителя.
Канонические известия об Андрее скупы: Матфей называет его галиеянином, братом апостола Петра; «Евангелие от Иоанна» — учеником Иоанна Крестителя. На Руси личность весьма почитаемая. Апостол Андрей является святым покровителем нашей страны, военного флота, даже государственности. Неспроста. Легенды церковные бают — сей славный муж лично посещал Русь. Из Крымов добрался до самого Валаама, основал в наших широтах первую христианскую общину… И монастырь.
Заговор против «святой Руси».
Именно так называются пляски с бубнами книжками вокруг вымарывания из нашей церковной историографии — факта апостольского крещения. Таково мнение воинствующей патриотической публики с крестиками. В этом возмущенном митинге против «мировой закулисы» замечены довольно образованные люди, кстати. Даже с академическими степенями. Их точка зрения такова:
- Четыре канонических, признанных церковью Евангелия — административно назначены от Матфея, Марка, Павла и Луки. Они подразумевают версии событий снисхождения на мир «Благой Вести», описывают жизнь Иисуса Христа. Ступенькой ниже вращаются апокрифы: более двух десятков не признанных Евангелий. К их числу относится мифическое «Евангелие от Андрея». Никто в глаза его не видел, но сама логика событий говорит — его не могло не быть. Ведь он первый апостол. А брат его Симон — тот самый Петр (приватизированный католиками), «камень», на котором Христос замыслил построить свою церковь.
- Долгое время отсутствие Евангелий от других апостолов объяснялось примитивно: неграмотные они были. Андрей с остальными — не то наемники-воины, не то ессеи-сектанты иудейского толка. Никак не ученые философы, способные правильно описать священные события. Не могЁт такого быть, — сказала патриотическая и православная публика еще много веков назад. Первый Апостол и Мария Магдалина просто обязаны были оставить свои Евангелия. Они были ближе всех к Спасителю.
- Потом появилось в обиходе изречение (якобы) из текстов Андрея Первозванного. В которое вцепились мертвой хваткой конспирологи:
«И спросил Андрей Ионин, ученик Его: Равви! Каким народам нести благую весть о Царствии Небесном? И ответил ему Иисус: Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева». - Логика патриотов проста: Иисус Христос признает народы Севера безгрешными праведниками. Кто в таких геолокациях живет? Правильно — будущая паства из «святой Руси». Такая трактовка очень не понравилась нарождающемуся Ватикану, объединителю западных христианских общин и Церквей. С ликом св.Петра на знаменах.
Пересмотр основ,
с него и начнем анализ. Во-первых: какую географию имел ввиду Иисус? «Северную Скифию» — скажут православные патриоты. Тут же подверстают утверждение доверительным шепотом: по неофициальным данным, в секретных архивах Ватикана хранится немало документов древних. Которые говорят прямо об «апостольском первенстве» Андрея в основании христианской церкви. Именно там, в Скифии. Случилось это событие куда раньше появления в Риме апостола Петра. Первозванный был первым и тут: основал экзархат в городе Византии. Потом ставшим Константинополем и Царьградом.
Думаете — это просто спор богословов и умников-книжников? Ан нет. Это потрясение основ, господа. Если признать такой вариант развития событий… ух, что начнется. Переписывание с чистого листа всей двух-тысячелетней истории Церкви — это цветочки. Ягодка (если «Скифию» крестил первый апостол Андрей) в том, что это подразумевает назначение православной церкви Апостольской. Точнее, Первой Апостольской. Чуете, к чему привести может? Папа Римский и Константинопольский Патриарх… тьфу и растереть, уже нижний этаж иерархии.
Логика такая,
не ржать только. Тонкие эфиры будем трогать. Забываем на время про географию, историю, археологию, этнографию и прочие богомерзкие безделицы. Берем в анализ факт: канонические Евангелия, их содержание и структура были оформлены лишь в IV веке. Отбирались под чутким руководством первого императора-христианина Константина. Опиравшегося в духовных предпочтениях на Рим. Где процветал культ святых апостолов Петра и Павла. Деятельность же Андрея Первозванного оказалась в тени этих мужей. Подтверждаю, в богословии перекос чудовищный.
Теперь к Скифии, которую «крестил» апостол первый. С какого боку она может относиться к Руси, до основания которой еще сотни лет? Ответ такой: в первом веке новой эры… Скифия была — Русью. Ментально, ага. Балтийское море якобы называлось античными географами — «Скифским океаном». Там уже повсеместно жили славяне. Апостол Андрей (опытный рыбак) пришел на Русь «по воде». Открыл «путь из греков в варяги». А на севера наши припожаловал по маршруту: «Ладога — Нева — Балтийское море — Белое море».
Если говорить о «Скифском океане» — то он обозначен на карте Кристофера Селлариуса 1703 года. Якобы составленной по поздним античным источникам. Только там не Балтика. А Северный Ледовитый ОкиЯн. А точнее — неизвестная земля.
Где был именно
Андрей Первозванный? О, тут начинается самое вкусненькое. Апостол не только отметился на «Киевских горах» и Новгороде, самое увлекательное его ждало на берегах Белого моря. Он дошел до Валаама, встретился с жрецами Велеса и Перуна (Переем-Тучей и Мунгой), основал первый на Руси православный монастырь. В первом веке… Ох, грехи мои тяжкие.
Откуда такие «северные дровишки», спросите... Из очень авторитетных источников. Манускрипт «Оповедь», само собой утраченный в первоисточнике, но «найденный» в поздних списках… Александром Сулакадзевым в XIX веке. Чтобы не занимать место, предлагаю почитать на канале статью «Самый смешной аферист XIX века. Подделка русских летописей», чтобы все ясно стало.
Что именно было найдено, читаем известие из первого века нашей эры:
«Св. Андреи от Иерусалима прошел Голядь, Косог, Родень, Скеф, Скиф и Словен смежных лугами, достиг Смоленска и Славянска Великого, и Ладогу оставя, в ладью сев, в Бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду он поставлял по всем местам кресты каменные».
Достаточно, думаю.
Глубже в эту мифологию погружаться уже опасно для психики, уверовать можно и податься в секту. Начнем наукой заниматься скучной. Итак, стартом всему веселью служит некое «Евангелие от Андрея». Ничуть не исключаю его существование в погребах Ватикана, ага. Но доехала к нам только одна цитата почему-то. Других не найдено от слова «совсем». Приводил ее выше, самое интересное в ней:
«…К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева».
Можете вывернуть наизнанку все библиотеки пыльные или электронные, где собраны апокрифы всякие. И прочая неканоническая литература, брезгливо спихнутая католическими «укрывателями тайн и правды». Дословного цитирования не найдется ни на латыни, ни на греческом, ни арие-славянском в переводе Чудинова. Но само Евангелие или какие-то тексты из него были.
Оно упомянуто Декретом Геласия (Decretum Gelasianum) — богословским сочинением (519-553 гг.), принадлежавшем перу Папы Римского Геласия Первого. Там в пятой части перечислена «запрещенная литература» из почти пяти десятков апокрифов, которые писаны еретиками или раскольниками. Их не принимает кафолическая и апостольская Римская Церковь. Номером два «черного» списка значатся «Деяния апостола Андрея», номером одиннадцать — «Евангелие от Андрея». Бинго!
Других запретов не находится. Хотя все патриотические ресурсы утверждают: Евангелие было запрещено еще раз на 12 и 13 Вселенских Соборах (Латеранский и Первый Лионский). Неправда. В их решениях ничего подобного нет. Ах, да… В протокол не занесли. Или потом вымарали, масоны ватиканские. Ох…
Дальше идем.
Бред про Северную Скифию до Ледовитого Океана, Киевские Горы, Новгород и Валаам пропустим. Христос говорил о провинции Самария, которая располагалась севернее Иерусалима. Жили там самаряне, находящиеся в очень сложных отношениях с ортодоксами-иудеями. Это проверяется «Евангелием от Матфея».
Пороемся в библиотеках, которые поминают апостольское служение Андрея Первозванного. Сразу рысью метнёмся к самому сокровенному на Руси — «Повести временных лет». Уж такой факт должен быть отражен обязательно, такая честь… Читаем летописную повесть под 983 годом об убийстве язычниками киевскими — варяга-христианина с сыном:
«Здесь же, — думал окаянный, — обрету себе жилище, ибо здесь не учили апостолы, ибо здесь пророки не предрекали?», не зная, … об апостолах же сказано: «По всей земле разошлись речи их, и до конца вселенной — слова их». Если и не были здесь апостолы сами, однако учение их, как трубные звуки, раздается в церквах по всей вселенной».
Второй эпизод из русских литературных древностей более поздний, неизвестно кем и когда был редактирован. В нем говорится о переложении св. Мефодием, одним из проповедников Христа, которые вместе с апостолами разошлись по свету — «переложением на словенский язык греческих текстов». Но по нему выходит, что «словен» просвещал и крестил … святой Павел.
Итожим. ПВЛ церковным по белому пишет: никаких апостолов не было на Руси, только их учение. Второй эпизод не знает об Андрее Первозванном в наших широтах. Можно было бы на этом и остановиться. Но...
Что еще известно. Если не брать в расчет приключенческий экшен поздней античности с умодробительными чудесами в исполнении апостолов — можно лишь почитать краткие выдержки из нормальной богословской литературы. Они дошли в виде Списков, составлялись на основе более древних апокрифов. Из них можно выудить полезную информацию об Андрее. В одном эпизоде он получил (по жребию) право проповедовать в Скифии. На дворе стоял IV век, когда это известие было писано. Под «Скифией» понималась тогда область северного Каспия.
Более поздние источники начинают откровенно врать, нагромождая фантазии в своих многотомных «Деяниях», «Похвалах» и «Житиях». По ним Андрей истоптал все северное Причерноморье, Крым, Кавказ. С каждым новым веком география апостольского служения ширилась. В прямой прогрессии. Чем сильнее начинали собачиться промеж себя Рим и Константинополь — тем дальше (во все стороны света) уходил Первозванный.
«Получив в удел север, ты обходил иверов и сарматов, тавров и скифов, всякую страну и город, которые лежат на севере Евксинского Понта...».
Политика
довела кроткого рыбака до Киева и Новгорода (не существующих тогда). Фантазии ромеев в деяниях апостола Андрея имели под собой практический смысл. Раскол на православных и католиков вынуждал Патриархию в Проливах лихорадочно выдвигать в богословские споры аргументы о своей исключительности. Равнозначности Риму — как минимум. Решительно претило из пяти мировых епархий — быть вторыми.
Нужно было священству греческому: пиар о константинопольской кафедре, учрежденной апостолом. Не абы каким. Старшим братом «римского Петра». В логике мышления обычного человека… кто главный получается? Трюк почти сработал. Церковный мир Востока (общинного) признал такую точку зрения. Балканы и Русь — тем более.
Ну а мог ли кто из 12 апостолов и 70-ти проповедников (отправленных Христом) добраться хоть до каких-нибудь славян? Теоретически — да. Если сов попросить на глобусы взгромоздиться. Маршруты двух проповедников (Павла и его ученика Андроника, епископа Сирмии-на-Саве) возможно пролегали по дунайским землям — Норику, Паннонии, Иллирии. Потом они стали ареалами, где активно формировался славянский этнос. Но… раньше II века такое предположить трудно. Со всеми совами планеты...