Как может помочь папа в учёбе сына?
Первое, чем может помочь папа — это ответить на вопрос: зачем?
Даже не на вопрос, а на вопросы.
Зачем учиться?
Зачем нужны конкретные предметы: математика, физика, литература, история, химия?
Зачем развиваться?
Зачем нужна теория?
Ответы на эти вопросы мальчику может передать только мужчина, в первую очередь, конечно же, папа.
В Школе мужества есть ребята, которые приходят и говорят:
«Мне нравится физика. На уроках очень интересно, когда мы проводим лабораторные опыты и делаем что-то практическое».
Мы спрашиваем:
«Почему тогда у тебя средний балл по физике 2,7, если она тебе так нравится?
«Учитель постоянно требует от нас чётко знать правила, формулы, теорию. Если одно слово я заменил — уже минус балл, а я ненавижу учить теорию! Поэтому по всем теоретическим занятиям у меня 2, а по всем опытам, которые проходят раз в месяц, — 5. Средний балл — 2,7».
Родители такой оценкой явно недовольны и переживают.
А может ли папа ответить сыну на вопрос «Зачем нужна теория?»
Иногда родители приходят на консультацию со словами:
«Наш сын не только не знает, зачем учиться, он не знает зачем жить».
Вопрос серьёзный и может поставить в тупик даже взрослых.
Прежде всего отец должен найти ответ на этот вопрос для самого себя. Это ответ не про учёбу, а про реальную мотивацию жить, учиться, двигаться вперёд, достигать и побеждать.
И только через личный опыт папы сын способен принять ответ и понять истинный смысл.
А вот ещё один интересный вопрос:
Как химия связана с бизнесом?
На первый взгляд, связь химии и бизнеса неочевидна.
Но мы в Школе мужества утверждаем: чтобы стать успешным предпринимателем или дипломатом, понимание процессов и реакций в химии просто необходимо.
Когда-то папы тоже учились в школе и тоже искали ответ на вопрос «Зачем?». Сейчас у них уже есть и инструменты, и есть результаты: бизнес строится, пароходы плывут, дела в порядке.
Но связать с реальной жизнью ту же самую химию не всегда получается. Именно о таких взаимосвязях школьных предметов и разных сфер бизнеса мы рассказываем ребятам в Школе мужества, а отцам —в Отцовском клубе.
Второе, чем может помочь сыну папа — это передать инструменты структуры.
Структура — это умение большое разделить на части.
Структура — это умение составить свой график: сейчас у меня завтрак, потом зарядка, после зарядки — встреча, потом я еду туда-то, а в 18:00 я буду здесь…
Структура —это понимание как управлять собой и своим временем, способность привести себя и пространство вокруг себя в порядок («структурировать»).
Иногда ребята приходят, говорят:
«Мы хотим реализовать свою мечту, но она такая большая и далёкая, что непонятно, как к ней прийти и с чего начать».
И мысль заходит в тупик. «Порезать слона на части» — зачастую нерешаемая задача.
Похожая ситуация у парней с домашними заданиями, например с математикой.
Давайте разберёмся, что происходит в голове школьника, когда он дома.
Он смотрит на эту математику, там десять заданий.
Шесть из них он совсем не понимает, для него эти задания — бесконечность. Четыре понимает и может оценить, что сделает их за 40 минут.
Но шесть оставшихся «непонятных» заданий могут занять время до завтрашнего утра. Поэтому он сидит и пыхтит.
Начал делать седьмое задание, потом перекинулся на последнее, — может оно проще, — потом обратно вернулся, потом покушал, поиграл в игру на смартфоне, погулял на улице с собакой… потом заходит в комнату мама: «ложись спать!»
«Ладно, слава богу, обучение закончилось, отмучился сегодня».
Структура позволяет разделить большую задачу на части и по шагам приближаться к её решению.
Как папа может передать инструменты структуры?
Вариантов много:
- планировать семейный отдых совместно с сыном;
- самому ставить цели и разбивать их на этапы, показывая сыну как это делается;
- внимательно относиться ко времени, планировать месяц/неделю/день и т.д.
Одним словом, быть примером точности, дисциплинированности, целеустремленности.
Третье: верить, поддерживать, принимать любым.
Сложно, когда отец с сыном разные по типу мышления: папа всё по полочкам и в тишине, а сын стремительно, без раздумий, с шумом и зрителями.
К примеру, папа — военный, а сын — фотограф или будущий предприниматель.
И начинается война.
Как это так, - сын с утра зарядку не сделал, не отжался, чётко не распланировал день, - что это за безобразие такое?
А сын приходит и как обухом по голове: «Папа, я пятьдесят тысяч заработал за 2 дня!» И порхает по комнате...
Как принять это папе с другим типом мышления и НЕ начать исправлять сына или НЕ включиться в конкуренцию с ним?
В большинстве случаев сын не такой по типажу как папа.
Мальчик как урок для родителя: посмотрим, как ты примешь меня, немного другого. И проверяет утверждение на практике.
И папа либо принял сына другим, тогда у них отношения складываются нормально, есть контакт, передача налажена.
Либо папа начинает Буратино из него делать: я такой, и ты будешь таким! Вот здесь подстрогаем, вот здесь подпилим, и ты вырастешь моей копией.
Четвёртое: учиться самому — это тоже к папам.
Как может помочь папа?
Папа — это в первую очередь пример. Как папа сам относится к обучению, так к нему относится и сын. Является ли папа учеником в свои 45-55 лет? Кто для него учитель/наставник/старший?
Если папа последний раз учился ещё в школе, а сейчас — ну зачем учиться? Стабильная работа, стабильная жизнь… Изредка отправляет начальник на какие-то тренинги, но папа там сидит в планшете или скучает, дожидаясь кофебрейка. Три дня отсидел, отдохнул, пообщался, — главное что не работал.
Когда у папы такие взгляды, то удивляться негативному отношению сына к образованию не нужно.
Пятое: заинтересовать делом.
Здесь всё очень просто. Когда ребёнок маленький (от 0 до 3-4 лет), то кажется, что он на 100% зависит от мамы: покормить, спать уложить, успокоить и так далее. Здесь очень важно, чтобы было ощущение защищённости, комфорта.
Но когда мальчик подрастает, он готов выйти из этого состояния комфорта ради своего развития. Это естественный процесс. В этот момент папе нужно сына заинтересовать делом! Переориентировать. Подхватить. Переключить его внимание от мамы, от всех зависимостей, от «я в безопасности».
Но учитывайте, что чем ближе мальчик к подростковому возрасту, тем тяжелее его переключить.
Папы к нам приходят и говорят:
«Моему ничего не надо. Он хочет новый iPhone и больше ничего. Максимум можно с ним сходить в кино на новый боевичок. А если я ему говорю, что поедем на рыбалку или пойдём со мной в поход, то он огрызается, заинтересовать его невозможно».
В этой ситуации надо искать подход через те желания, способности, таланты и особенности, которые папе подскажет мама. А это возможно тогда, когда мама не перегружена работой и доверительно общается с папой.
У многих парней тема общения с отцом больная.
Но любое дело, которое парень делает с отцом, исцеляет мальчика, придаёт ему сил.
Важно, чтобы он это делал не посредством давления, шантажа и угроз, а чтобы папа с сыном вместе были увлечены деятельностью. Сначала сын будет сопротивляться, он как бы ничего не хочет, но внутри есть огромная потребность. Со временем сопротивление уйдёт.
В идеале как это происходит?
Мальчик подглядывает со стороны: папа что-то делает — строит дом, пилит, строгает или новую мебель собирает. Маленькому мальчику очень интересно подсматривать со стороны, у него глаза по пять копеек. Посмотрит, и в какой-то момент подойдёт, постоит рядом. Потом берёт плоскогубцы: папа, можно? И хочется как папа.
Здесь важно сына поддержать, подсказать, направить. Если у папы у самого горящие глаза, он делает это не потому, что мама сказала, а потому что для него самого трудиться во благо, то сын начнёт за отцом повторять, тянуться к деятельности.
Или вот ещё пример. Папа собирает мебель. Мальчик посмотрит, посмотрит и подходит. «А можно я тут постучу?» «Постучи! Конечно, держи!».
Всё, уже увлёк, уже ему интересно. Но если ему проорали: «Ты криво держишь молоток! А уровень забыл! Ну кто так собирает? И в кого ты у нас такой пошёл неуклюжий?», то всё, желание проявлять себя пропало, появился страх…
Заинтересовали — это когда вы с сыном вместе начинаете делать дело и мама видит две пары горящих глаз.
Если папа не присутствует в жизни мальчика, то заинтересовать делом может наставник. Если сыну уже исполнилось 6-7 лет, то подходящее время для поиска наставника пришло.
Шестое: понять, что ответственность за результаты сына лежит на папе.
Это аксиома. Её нужно просто понять и принять. Даже если папа не живёт с сыном, даже если папа часто на работе. Итоговая ответственность за результат, за оценки, за ЕГЭ, за выбор пути лежит на папе.
А за что лежит ответственность на маме?
Довериться! Верить, что папа справится с воспитанием сына несмотря ни на что. Даже если папа сегодня пришёл с работы поздно, даже если забыл поговорить с сыном или сын получил двойку... Это то, с чем мамы часто не справляются, но в этом и состоит внутренняя работа мамы.
Если мама не доверяет, шансов справиться с сыном у папы не так много.
А еще важно, чтобы родители понимали, что выход есть всегда.
Для некоторых родителей, — особенно если мама воспитывает без отца, — кажется, что выхода нет, но это не так! Выход есть, но для того, чтобы его найти и получить хороший результат, нужно проделать определенную работу.
Мы готовим материалы и передаём их, чтобы у каждого в семье был свой инструмент. Свой ключик маме, ключик папе, ключик сыну, и плюс к этому поддержка тренеров и наставников. У всех есть ключики, которые достаточно вставить в дверцу и она откроется, тогда семья сможет выйти на новый уровень!
В Школе мужества мы системно работаем со всей семьей. Есть курсы для мам, есть отцовский клуб и занятия для ребят.
Когда каждый понимает свою роль и делает свою работу, то отличный результат неизбежен!
Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайк, чтоб не пропустить следующие статьи о воспитании мальчиков ;)