Найти тему
РОССИЯ И

Почему РОССИЯ и русский национализм виноваты в белорусских протестах

Оглавление

Растущее Белорусское Националистическое Движение. Хотя белорусы считают Россию естественным союзником и имеют общие культурные черты, у них есть своя история и самобытность. Таким образом, неоднократные ультиматумы Путина о присоединении Беларуси к России активизировали растущее белорусское националистическое движение.

Сохраняя “братские " связи с Россией, движение не является ни антироссийским, ни прозападным. Вместо этого она стремится сохранить независимость Беларуси и провести внутренние демократические реформы.

Откровенно националистическая программа Путина дала обратный эффект после того, как (теперь) шестилетний действующий президент Александр Лукашенко, на которого Путин имеет значительное влияние, “выиграл” фальсифицированные выборы 2020 года в Беларуси. В ответ те самые белорусские националисты, вдохновленные Путиным, организовали протест против победы Лукашенко, призывая к демократическим реформам.

Из-за пророссийского уклона Беларуси решение Путина вмешаться или остаться нейтральным либо ослабит российский региональный контроль, либо поставит под угрозу внутреннюю легитимность Путина.

Поддерживает ли Путин Лукашенко и настраивает ли поколения белорусских граждан против России? Или он играет в азартные игры, потенциально позволяя демократии восторжествовать и предоставляя российским демократам план, чтобы подорвать его? Так или иначе, цель Путина по интеграции России и Беларуси неосуществима из-за его националистической внешней политики.

Сделать Политику Личной

Персонифицированная и националистическая повестка Путина не уникальна. Когда личности преобладают над политикой, популистские чиновники избираются потому, что они воплощают то, что значит любить страну.

Дональд Трамп является (был) спасителем консервативной Америки. Председатель Си Цзиньпин представляет собой законное возвращение Китая к мировому лидерству. Президент Тайип Эрдоган обеспечивает турецкое региональное влияние. Список можно продолжать.

Учитывая их близость к национальной идентичности, популистские лидеры неизбежно развивают "культ личности", основанный на бескомпромиссной решимости достичь националистических целей и восстановить национальную гордость.

Президент России Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко во время встречи на черноморском курорте Сочи 7 февраля 2020 года. Фото: AFP

Лидеры эксплуатируют свою внутреннюю популярность, укрепляя националистические убеждения с помощью логики “со мной или против меня", беря на себя ответственность за укрепление нации и очерняя оппозицию. Они сделали политику личной и даже превратили законные политические разногласия в невыносимые нападки на характер.

По иронии судьбы, этот бренд персонализированного национализма подрывает фундаментальный принцип национализма. Замаскированный под заботу о национальной силе, внутренний разговор вместо этого сосредотачивается вокруг поддержки лидера. Союзники и противники одинаково принимают эту ядовитую логику.

Противники очерняют любого, кто поддерживает хотя бы один из планов лидера, ошибочно полагая, что он искренне поддерживает их. Для сторонников, если вы немного не согласны, вы ненавидите свою страну. Между тем, оппоненты поносят любого, кто поддерживает хотя бы один из планов лидера, ошибочно полагая, что он искренне поддерживает их.

В последнее время эти ультранационалистические лидеры оказывают влияние на мировые дела, уделяя особое внимание укреплению международного авторитета своей страны.

Националистическая Внешняя Политика

Эрдоган часто натравливает НАТО и Россию друг на друга, создавая нишу, где Турция может преследовать независимые внешнеполитические приоритеты, такие как улучшение отношений с Ираном и вмешательство в Сирийский Курдистан, несмотря на противодействие США.

Путин настойчиво восстанавливает влияние России в странах бывшего Советского блока и оппортунистически вмешивается для продвижения национальных интересов, в последнее время в Украине и Грузии.

В Китае Си агрессивно безразличен к иностранным проблемам, подавляя независимость Гонконга, запугивая противников в Южно-Китайском море и усиливая риторику о насильственной реинтеграции Тайваня.

Китайский авианосец "Ляонин" вышел в море во время учений в Южно-Китайском море в 2018 году. Фото: AFP

Внешнеполитические цели Трампа состояли в том, чтобы повысить ответственность союзников за безопасность и пересмотреть “лучшие” сделки, сократив расходы США при одновременном расширении американского влияния.

Палка О Двух Концах

Националистическая внешняя политика-палка о двух концах. Как показали Китай и Турция, националистическая внешняя политика, требующая соблюдения требований, преуспевает в продвижении национальных программ. Однако лидеры, которые мягко призывают к международному сотрудничеству, терпят неудачу, потому что им, а следовательно, и их идеалам, не хватает универсального авторитета.

Доктрина Трампа "Америка прежде всего" вызвала большую озабоченность среди союзников, и многие теперь серьезно сомневаются в готовности Америки оказать военную помощь, даже если это связано договором или коллективной обороной. Хотя “Америка прежде всего " незначительно увеличила расходы союзников на оборону, страхи отказа подрывают, а не укрепляют американское лидерство.

Точно так же недавние неудачные попытки Путина интегрировать бывшую Советскую Республику Беларусь нанесли ущерб способности Путина утверждать региональный контроль и подорвали его репутацию бескомпромиссного преследования национальных интересов.

Персонализированный Национализм

В то время как тонкая, не ориентированная на лидера националистическая политика может быть привлекательной на международном уровне, персонализированная националистическая внешняя политика часто создает сложные геополитические проблемы. Перед лицом прогрессивно глобализирующегося мира лидерство "культа личности" будет становиться все более несостоятельным, поскольку националистические правители жертвуют глобальными ценностями ради персонифицированных мандатов.

Когда используется для запугивания или угнетения, персонализированный национализм работает хорошо и ограничивает свободу действий противника. Однако, когда используется для мотивации совместных дипломатических инициатив, индивидуалистическая националистическая внешняя политика катализирует оппозицию и не может объединить конкурирующие программы лидеров, что приводит к конфликту, разногласиям и сопротивлению.

Поэтому, наблюдая за развитием ситуации в Беларуси, радуйтесь, что вы не Путин.