Найти тему

Ризаэддин Фахреддин – гордость Альметьевского района

Закономерно, что первая статья из серии очерков, заметок по ретроспективе Альметьевского региона, посвящена Ризаэддину Фахреддину. Несомненно, этот выдающийся мыслитель и просветитель татарского народа занимает в историко-культурном наследии Альметьевской земли главное место.

Что связывает имя татарского мыслителя и просветителя с Приволжским районом Татарстана и Уфой? Как чтят великого земляка на его родине?

Мемориальный музей Ризаэддина Фахреддина в с. Кичучатово. Фото Э. Харрасовой.
Мемориальный музей Ризаэддина Фахреддина в с. Кичучатово. Фото Э. Харрасовой.

Предки известного всему просвещенному человечеству уроженца Альметьевского района Ризаэддина Фахреддина происходят из с. Ширдан, что ныне находится в Зеленодольском районе. В первой половине XVIII века, когда Российское государство проводило активную политику насильственной христианизации, татары, спасаясь от нее, покидали родные места и устремлялись в малонаселенные восточные регионы Среднего Поволжья и Приуралья.

Такая судьба была и у шестого прадеда Р. Фахреддина. Звали его Юлдаш Ишкеев. Для нового местожительства он выбрал благодатную территорию у слияния рек Миннебайка и Кичуй. Отсюда и название села: «Кичучатово» («чат» с татарского – перекресток). Но долгое время село называлось по имени основателя села Юлдашево. Все потомки Юлдаша родились в Кичучатово, прожили здесь всю жизнь и похоронены здесь же. Все они были людьми образованными, представителями духовенства.

И один из них, Ризаэддин, обессмертил свое имя беззаветным служением народу на духовном поприще. До революционного 1917 года, Р. Фахреддин сделал блестящую карьеру педагога и просветителя. Его успехи были отмечены золотой и серебряной медалями «За усердие» на станиславской ленте (1894, 1897).

Памятная доска на стене мемориального музея в с. Кичучатово. Фото Э. Харрасовой.
Памятная доска на стене мемориального музея в с. Кичучатово. Фото Э. Харрасовой.

Созданный Р. Фахреддином энциклопедический труд «Асар» («Следы») по истории тюрко-татарских народов по сей день не знает равных себе, а его комментарии к изречениям пророка Мухаммеда, как, впрочем, и все его изданные работы остро востребованы даже людьми, весьма далекими от религии. Возможно, потому, что все вышедшее из-под пера Р.Фахреддина имеет глубоко осмысленную философскую, жизненную основу и отражает сомнения и чаяния каждого человека, ищущего свой путь в этом мире. По 10-14 изданий выдержали труды педагога-философа по вопросам воспитания и отношениям в семье «Воспитанный отец», «Воспитанная мать», «Наставления детям», «Семья».

Камень из основания медресе в с. Нижние Чершилы, где учился и преподавал Ризаэддин Фахреддин. Фото Э. Харрасовой.
Камень из основания медресе в с. Нижние Чершилы, где учился и преподавал Ризаэддин Фахреддин. Фото Э. Харрасовой.

В период великих потрясений Истории, будь то революции и Гражданская война или же голод, который в 1921-1922 гг. поразил Поволжье в масштабах социальной катастрофы, Ризаэддин Фахреддин оставался со своим народом. В 1922 году он, не стремившийся к чинам, был избран муфтием (высшее духовное лицо у мусульман – прим. авт.) Центрального Духовного собрания мусульман внутренней России, которое находилось в Уфе. В начавшийся в конце 1920-х годов период варварского истребления религий, несмотря на огромную опасность, Ризаэддин Фахреддин оставался на своем посту вплоть до своей смерти в 1936 году. В соответствии с его завещанием он был похоронен на мусульманском кладбище Уфы.

В 1926 году Р. Фахреддин возглавлял советскую делегацию Всемирного мусульманского конгресса. За блестящую работу в качестве вице-председателя конгресса был удостоен приема и благодарности короля Абдул-Азиза ибн Сауда. Тем самым можно считать, что он стоял у истоков развития дипломатических отношений Советской России и Саудовской Аравии.

Габдрахман Фахреддинов. Фото из книги «Ризаэддин Фәхреддин: Кәгазь өстендә калган исем ‒ бетмәс гомердер =Ризаэддин Фахреддин: Жизнь длиною в вечность /[төз-авт. Д.Г. Гимранова, Л.И. Гөбәйдуллин, Р.Х. Миңнуллин]. ‒ Казан: Рухият, 2014.
Габдрахман Фахреддинов. Фото из книги «Ризаэддин Фәхреддин: Кәгазь өстендә калган исем ‒ бетмәс гомердер =Ризаэддин Фахреддин: Жизнь длиною в вечность /[төз-авт. Д.Г. Гимранова, Л.И. Гөбәйдуллин, Р.Х. Миңнуллин]. ‒ Казан: Рухият, 2014.

На крутом вираже истории активную политическую позицию занимал и сын Ризаэддина ‒ Габдрахман (1887 ‒1937). Он был сторонником федеративного устройства Российского государства и являлся одним из авторов проекта штата «Идель-Урал». Огромную известность Габдрахман обрел в первые десятилетия советской власти. Он работал заведующим государственным издательством, редактором газеты «Башкортостан», переводил на башкирский язык учебники по географии и истории. Его перу принадлежит работа «Башкорт тарихы» («История башкир», Уфа, 1925). Таким образом, Габдрахман Фахретдинов наряду с такими личностями, как Маджит Гафури, Сайфи Кудаш, Гариф Гумер, Имай Насыри был в первых рядах татарской интеллигенции, которая оказывала братскому башкирскому народу помощь в поднятии и развитии культуры в годы становления и утверждения советской власти. Именно их имена названы в книге Даута Юлтыя «Башкирская художественная литература – 10 лет на культурном фронте» (Уфа, 1929 г.), где он с благодарностью отмечает вклад татарских писателей в развитие литературы Башкирской АССР.

Правда, уже в 1940-е годы со стороны башкирского истеблишмента началось «отвоевывание» позиций у татарской культуры. В дальнейшем процесс обашкиривания известных татар, подпадающий под определение «этномародерство» (этот термин дал известный профессор социологии Ж.Т. Тощенко в своей книге «Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция», вышедшей в Москве в 1997 году), только ширился. Под него угодил даже Ризаэддин Фахреддин…

Во времена коммунистического безбожия и воинствующего атеизма имя Р. Фахреддина сразу после его смерти на десятилетия было предано забвению. Лишь в 1992-ом имя Фахреддина зазвучало в полный голос. Тогда на его родине, в с. Кичучатово была открыта мечеть – первый объект в нашей стране, названный его именем. Построенный в 1995 г. по инициативе местного краеведа С. Фархутдинова и силами НГДУ «Елховнефть» на месте родительского дома музей смотрится как вполне обычный с элементами татарской сельской архитектуры, если бы на стене не было мемориальной доски, а у входной двери – таблички с расписанием работы. Имя Р. Фахреддина сегодня носит и улица родного села.

Родник Ризаэддин Фахреддин в с. Кичучатово. Фото Э. Харрасовой.
Родник Ризаэддин Фахреддин в с. Кичучатово. Фото Э. Харрасовой.

В Кичучатове родник, прежде известный в селе как Тау ягы чишмэсе (родник горной стороны), после реконструкции и благоустройства силами НГДУ «Елховнефть» стал носить имя «Риза Фахреддин». Главным украшением неиссякаемого источника воды является раскрытая книга, прислоненная к огромному камню со словами Р. Фахреддина: «Ради спасения души старайся так, словно умрешь завтра, занимайся делами земными так, словно прожить собираешься тысячу лет». Эти слова под говор родника острее проникают в душу и напоминают, как важны чистые помыслы для тебя, твоих близких и твоего народа. Они также побуждают интерес к бессмертному наследию Ризы Фахреддина, которое и сегодня служит взращиванию гармоничной личности со здоровыми морально-нравственными ориентирами, способной устоять как перед искушениями, так и перед испытаниями, которыми полна жизнь.

А. Галлямова, Э. Харрасова.