Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Старообрядческий диспут

Это продолжение истории Троицкого монастыря, созданного Сергием Радонежским. Полный список заметок на эту тему внизу статьи.

Летом 1682 г., почувствовав слабость правительства, старообрядцы, подвергавшиеся до той поры жестоким преследованиям со стороны царской власти, решили, что наступил их час. Их активисты собрались в Москве из дальних скитов и проповедовали в стрелецких полках возврат к старым обрядам. Эти претензии были с энтузиазмом поддержаны Хованским, который нашёл в этом ещё один рычаг давления на правительство. Но ни он, ни правительница Софья, при всём желании, не могли решать этот вопрос, находившийся в компетенции церкви — патриарха и архиереев. Церковь же ни при каких обстоятельствах не могла отказаться от постановлений, принятых Собором, тем более что к тому времени она уже признала старообрядцев еретиками. А для Софьи возврат к старой вере означал бы признание неправоты её отца, царя Алексея Михайловича, и брата, царя Фёдора Алексеевича, поддерживавших новый обряд.

Я подробно писала о расколе здесь: "Крещение "щепотью" - от дьявола?"

Для разрешения спора старообрядцы предлагали открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён на Красной площади в присутствии всего народа. За идею диспута ухватился Хованский и стал добиваться проведения её в жизнь. Патриарх возражал против проведения диспута на площади, понимая, что победа в нём будет зависеть не от аргументов и логики, а от симпатий толпы, изначально настроенной против власти и поддерживаемой ею официальной церкви.

К.Лебедев. «Спор о вере. Никита Пустосвят»
К.Лебедев. «Спор о вере. Никита Пустосвят»

Патриарх предлагал провести диспут в Грановитой палате Кремля, где не может поместиться много простонародья, и ему составят значительный противовес патриаршья свита, царская дворня, бояре и стража. Софья активно вмешалась в этот спор на стороне патриарха, выразив желание присутствовать на диспуте вместе с царевнами — своими сестрами и тетками, а им, как девицам, по строгим понятиям того времени, появляться на площади было зазорно.

Хованский и старообрядцы после долгих пререканий согласились, в конце концов, на Грановитую палату, и 5 июля диспут о вере состоялся. Официальную церковь представлял патриарх Иоаким, старообрядческую — Никита Пустосвят. Спор свелся ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве и, в конце концов, к ругани и чуть ли не к драке. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе.

В.Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере (Прения о вере). 1880—1881.
В.Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере (Прения о вере). 1880—1881.

А в это время в Грановитой палате правительница заявила представителям стрельцов: Если мы должны быть в таком порабощении, то царям и нам здесь больше жить нельзя: пойдем в другие города и возвестим всему народу о таком непослушании и разорении. В этих словах содержалась неприкрытая угроза: покинув Москву, и освободившись от опеки стрельцов, правительство могло объявить созыв дворянского ополчения — силы, способной подавить стрельцов.

Стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить их против царей, а вечером этого же дня расправились с Никитой Пустосвятом, обезглавив его. Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность. После этого случая Софья больше не рассчитывала на помощь Хованского и рассматривала его, как одного из главных своих противников.

Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь

О патриархе Никоне, протопопе Аввакуме и церковном расколе: "Нижегородский фаворит", "Выйти одному против озверелой толпы", "Как Никон стал патриархом", "Великий Государь Никон", "Уйти, чтобы побежали возвращать", "Устранение лидеров противоборствующих группировок", "В Страшное Пришествие судиться будем", "Крещение щепотью - от дьявола?", "Протопоп Аввакум и скоморохи", "Житие протопопа Аввакума - первая на Руси автобиография", "Великое нестроение", "Боярыня Морозова как образ раскольничества", "Ужасы и курьезы борьбы с раскольниками"

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, о Переславле-Залесском, о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе.