Найти тему
SiLentiUm

Анализ поэмы "Двенадцать" А.Блока

Написание произведения происходило на фоне Февральской революции 1917 г. Год спустя Блок сел за работу над своей знаменитой поэмой "Двенадцать". Она пронизана холодом того времени. Поэма получила свое название из-за двенадцати апостолов Христа. В первой же строфе заявляется оппозиция черного и белого цветов черный вечер и белый снег. Черный - символизирует темное, злое начало, хаос, непредсказуемость стихийных порывов в человеке:

“Черная злоба, святая злоба…”

Белый – воспринимается как контраст черному, но это также цвет чистоты, духовности, свет будущего, мечта:

“В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.”

Происходит сопоставление двух понятий: Старой России и Новой. Александр Блок изображает Старую Россию в сатирическом образе:

  • “Старушка, как курица,

Кой-как перемотнулась через сугроб.”;

  • “И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.”;

  • “Что нынче невеселый,

Товарищ поп?”;

  • “Вон барыня в каракуле<...>

Поскользнулась

И — бац — растянулась!”;

  • Собрание проституток подобно собранию властей:

“Большой плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию»...

И слова доносит:

... И у нас было собрание...

... Вот в этом здании...

... Обсудили —

Постановили:

На время — десять, на ночь — двадцать пять...

... И меньше — ни с кого не брать…”

  • “Поджавший хвост паршивый пес.”.

Герои, символизирующие уходящее прошлое, рисуются автором с иронией. Они трусливы, жалки, незначительны. Глядя на них, старый мир представляется не стоящим сожаления. Образ буржуя становится символом ушедшей эпохи. Буржуй сравнивается с голодным псом, в страхе поджавши хвост. Поэт не приемлет его трусости и нерешительности. Такой мир обречён на исчезновение. Новый мир изображён Блоком более подробно. Его символизирует отряд из двенадцати красноармейцев. Несомненно, они представляют серьёзную силу, неуправляемую и могучую. Ни ветер, ни снег не могут остановить их:

  • “Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.”

Представители нового порядка, новой власти, творцы новой жизни — вчерашние рабочие и крестьяне, возможно каторжане:

  • “ В зубах — цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!”

Большей части этих людей неведомы страх, сочувствие, сожаление, моральные колебания:

  • “Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!”

Они готовы с оружием в руках бороться за своё будущее, не задумываясь о случайных жертвах такой борьбы. И идут они на это без божьего благословения;

  • “ Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!”

Такая неограниченная свобода, вседозволенность, отсутствие моральных границ и наличие оружия, которое в любой момент можно, не раздумывая, пустить в ход, приводит к убийству:

  • “А Катька где? — Мертва, мертва!

Простреленная голова!”

Однако и среди красноармейцев есть место человечности. А. А. Блок сочувствует Петрухе, который убил свою неверную любовницу Катьку. Его сожаления искренни и вызывают сопереживание:

  • “Лишь у бедного убийцы

Не видать совсем лица…”

Однако очень скоро Петруха оправился от своего поступка и снова оказался готов бороться за революционные идеалы. Не приемля отживший своё старый уклад, Блок не идеализирует и революционное настоящее.

Достижение нового порядка любой ценой, отсутствие нравственных ориентиров ни в коем случае не приветствуется поэтом. Создается впечатление, что настоящее составляют неопределенность, беспорядок, хаос, и люди потерялись в этом водовороте. Неслучайно двенадцать красноармейцев постоянно окружают ветер и вьюга, ночь и темнота:

  • “... И идут без имени святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…”

Символика цвета также подчеркивает восприятие происходящих событий автором. Двенадцать красноармейцев сопровождают черный и красный цвета, мрак и кровь, зло и убийство. Кажется, что нет просвета в этой темноте. Образ бродяги в конце главы вызывает у нас сочувствие. А слово “Хлеба!” еще раз подчеркивает неустроенность мира – голод. Несмотря на довольно мрачный настрой произведения, в конце поэмы звучит надежда на лучшее будущее, надежда на то, что и в новом мире найдется место человечности, духовности, нравственности.

С этими понятиями связывается светлый образ Иисуса Христа, который, однако, еще далеко:

  • “... Так идут державным шагом —

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.”

Так в конце поэмы мы видим как идет “светлое будущее”, “кровавое настоящие” и “умирающее прошлое”

С необычайной силой поэт передал атмосферу разрушения, хаоса, охватившего революционную Россию. Это одно из самых сильных произведений в русской литературе, отражающих непосредственный взгляд автора на происходящие в обществе изменения.