Написание произведения происходило на фоне Февральской революции 1917 г. Год спустя Блок сел за работу над своей знаменитой поэмой "Двенадцать". Она пронизана холодом того времени. Поэма получила свое название из-за двенадцати апостолов Христа. В первой же строфе заявляется оппозиция черного и белого цветов черный вечер и белый снег. Черный - символизирует темное, злое начало, хаос, непредсказуемость стихийных порывов в человеке:
“Черная злоба, святая злоба…”
Белый – воспринимается как контраст черному, но это также цвет чистоты, духовности, свет будущего, мечта:
“В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.”
Происходит сопоставление двух понятий: Старой России и Новой. Александр Блок изображает Старую Россию в сатирическом образе:
- “Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.”;
- “И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.”;
- “Что нынче невеселый,
Товарищ поп?”;
- “Вон барыня в каракуле<...>
Поскользнулась
И — бац — растянулась!”;
- Собрание проституток подобно собранию властей:
“Большой плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию»...
И слова доносит:
... И у нас было собрание...
... Вот в этом здании...
... Обсудили —
Постановили:
На время — десять, на ночь — двадцать пять...
... И меньше — ни с кого не брать…”
- “Поджавший хвост паршивый пес.”.
Герои, символизирующие уходящее прошлое, рисуются автором с иронией. Они трусливы, жалки, незначительны. Глядя на них, старый мир представляется не стоящим сожаления. Образ буржуя становится символом ушедшей эпохи. Буржуй сравнивается с голодным псом, в страхе поджавши хвост. Поэт не приемлет его трусости и нерешительности. Такой мир обречён на исчезновение. Новый мир изображён Блоком более подробно. Его символизирует отряд из двенадцати красноармейцев. Несомненно, они представляют серьёзную силу, неуправляемую и могучую. Ни ветер, ни снег не могут остановить их:
- “Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.”
Представители нового порядка, новой власти, творцы новой жизни — вчерашние рабочие и крестьяне, возможно каторжане:
- “ В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!”
Большей части этих людей неведомы страх, сочувствие, сожаление, моральные колебания:
- “Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!”
Они готовы с оружием в руках бороться за своё будущее, не задумываясь о случайных жертвах такой борьбы. И идут они на это без божьего благословения;
- “ Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!”
Такая неограниченная свобода, вседозволенность, отсутствие моральных границ и наличие оружия, которое в любой момент можно, не раздумывая, пустить в ход, приводит к убийству:
- “А Катька где? — Мертва, мертва!
Простреленная голова!”
Однако и среди красноармейцев есть место человечности. А. А. Блок сочувствует Петрухе, который убил свою неверную любовницу Катьку. Его сожаления искренни и вызывают сопереживание:
- “Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица…”
Однако очень скоро Петруха оправился от своего поступка и снова оказался готов бороться за революционные идеалы. Не приемля отживший своё старый уклад, Блок не идеализирует и революционное настоящее.
Достижение нового порядка любой ценой, отсутствие нравственных ориентиров ни в коем случае не приветствуется поэтом. Создается впечатление, что настоящее составляют неопределенность, беспорядок, хаос, и люди потерялись в этом водовороте. Неслучайно двенадцать красноармейцев постоянно окружают ветер и вьюга, ночь и темнота:
- “... И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…”
Символика цвета также подчеркивает восприятие происходящих событий автором. Двенадцать красноармейцев сопровождают черный и красный цвета, мрак и кровь, зло и убийство. Кажется, что нет просвета в этой темноте. Образ бродяги в конце главы вызывает у нас сочувствие. А слово “Хлеба!” еще раз подчеркивает неустроенность мира – голод. Несмотря на довольно мрачный настрой произведения, в конце поэмы звучит надежда на лучшее будущее, надежда на то, что и в новом мире найдется место человечности, духовности, нравственности.
С этими понятиями связывается светлый образ Иисуса Христа, который, однако, еще далеко:
- “... Так идут державным шагом —
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.”
Так в конце поэмы мы видим как идет “светлое будущее”, “кровавое настоящие” и “умирающее прошлое”
С необычайной силой поэт передал атмосферу разрушения, хаоса, охватившего революционную Россию. Это одно из самых сильных произведений в русской литературе, отражающих непосредственный взгляд автора на происходящие в обществе изменения.