Я не испытываю восторга, когда вижу Фаину Георгиевну Раневскую в кино. Нравится, но не более того. "Плохая роль в кино - это плевок в вечность". Величие этой актрисы открылось мне в её воспоминаниях, афоризмах. В её словах - образец культуры, как понимание истины. Абсолютно точно направленный вектор. Порадуемся и посмеёмся вместе.
"Актеры театра Моссовета, с подачи главного режиссера, устроили Фаине Георгиевне бойкот. С ней никто не разговаривал. Кто-то по глупости, из стадного чувства. Кому-то Раневская сказал что-то честное, но нелицеприятное. Кто-то из чувства зависти. В один из вечеров, Фаина Георгиевна, как обычно, пришла на репетицию. Актеры сидели, ожидая начала репетиции. Поздоровалась, присела в кресло и ... тишина. Актриса спросила, "Что сегодня репетируем?" Все молчат. "Где Главный (режиссер)?" Тоже самое. Раневская встала, глубоко вздохнула и изрекла : "Пойду облегчусь, пока никого нет".
"По дороге в театр, Народная артистка СССР, Фаина Георгиевна Раневская упала. Её увезли в больницу. Но, слава Богу, ничего серьезного не произошло. Через какое-то время, в театре, ее спросили: "Фаина Георгиевна, как Ваше здоровье? Я слышал(а) Вы упали?" Ответ Раневской, был мгновенным: "Народные артисты на дороге не валяются".
Из той же серии. "Чтобы получить Гертруду (звание Героя Социалистического Труда) - мне нужно сыграть Чапаева".
Спектакль "Странная миссис Сэвидж" ставил Анатолий Эфрос, режиссер с неординарной оценкой коллег, журналистов, зрителей и властей. Не всем нравилось то, что он делал. Оформление спектакля было задумано весьма оригинально. На стенах висели разные разные предметы. Чайники, плащи, чемодан и два велосипеда. Такое вот странное, визуальное прочтение пьесы было у режиссера. Фаине Георгиевне, не то чтобы сильно не нравилось всё это. Она просто не могла въехать в "сверхзадачу" Эфроса. В конце концов Раневской надоел весь этот антураж и она закричала: "Я не выйду на сцену, пока не прекратится это совокупление велосипедов". В спектакле она, кстати, сыграла и это была лучшая её роль в театре Моссовета.