Что такое Новый год?
Чудо... По крайне мере, искренняя вера в то, что оно существует, и вера эта вновь и вновь приходит к нам в последние недели декабря. Даже тогда, когда, казалось бы, и мечтать не о чем (если такое бывает), в декабре хочется чего-то необычного.
Дед Мороз... И пусть добрый волшебник стучится не в каждую дверь, пусть где-то в глубине души осознаешь, что чудо зависит вовсе не от него, а от тебя самого, увидишь на улице Мороза, и сразу становится радостно, светло.
"Ирония судьбы"... Куда уж без этого фильма. Наверное, это самое яркая и долгая традиция нашей страны. Наверняка нет ни одного человека, который бы не знал хотя бы сюжета, песни или строчки, типа "Каждый год мы с друзьями ходим в баню. Традиции у нас такая".
Очень хорошо роль фильма, набившего оскомину, знакомого всем наизусть, отражена в одном из бесконечных сериалов "Ёлки". Это та часть, где герой Урганта теряет память, а за его девушкой Ольгой ухаживает француз. Француз этот никак не может понять, почему по всем каналам показывают "очень скучное кино".
А знаете ли вы, что фильм ожил и заиграл новогодними красками с лёгкой руки Эльдара Рязанова в 1976 году. В 1969 Эмиль Брагинский, драматург, написал пьесу «Ирония судьбы, или С легким паром», которая заинтересовала режиссёра.
В книге "Неподведенные итоги" Эльдар Рязанов делится воспоминаниями о том, как создавалась великая картина.
"Зритель оказывался свидетелем всех душевных движений наших героев: первоначальная отчужденность, обоюдная неприязнь перерастали постепенно в сочувствие друг к другу, а затем — во взаимную заинтересованность, нежность и, наконец, любовь...
Для того чтобы правдиво и точно рассказать об этом, требовалась стилистика подробного, обстоятельного повествования. Я остро ощущал, что режиссерская скороговорка убила бы сюжет. Я понял, что для «Иронии судьбы» нужна долгая протяженность экранного времени. И, кроме того, кинематографичность надо искать не внешнюю, а внутреннюю. Раскидывать пьесу по разным местам действия — это поверхностный, устаревший взгляд на экранизацию. Я понял также, что невозможно усекать диалог. При сокращении реплик могли исчезнуть подробности в разработке взаимоотношений двух героев, возникала угроза огрубления и упрощения главной лирической линии".
Много ли отличий между темой и получившимся фильмом? Практически нет. Но то, что есть, и делает фильм уникальным и любимым. Например, пьесу предваряет достаточно скучное размышление автора.
"Трудно понять, почему люди радуются приходу Нового года вместо того, чтобы плакать. Если вдуматься, новогодний праздник — печальное событие в нашей скоротечной жизни. Ведь все мы еще на один шаг приближаемся к роковой черте. А сама процедура встречи Нового года ускоряет процесс приближения. Вместо того чтобы спать, сохраняя здоровье, люди, беснуясь, нарушают режим: не в меру едят, пьют и ухаживают. В новогоднюю ночь останавливается прогресс. Люди предпочитают заниматься другим, более приятным делом. Но представители некоторых профессий и в новогоднюю ночь не предают интересов общества. Это летчики, шоферы, официанты, гардеробщики, музыканты, врачи «скорой помощи» и повара. Их руки заняты не праздными рюмками, а трудовыми штурвалами, подносами, шубами, аккордеонами, градусниками и половниками. В новогоднюю ночь работает также и телевидение. Но оно прогресса не двигает… Наступление Нового года окутано таинственностью и ожиданием счастья. Именно под Новый год случаются невероятные события, которые не могут произойти в обычную ночь".
А еще в пьесе есть автор, который регулярно выступает то со зрителем, то с героями в диалог.
Кутерьма построена на том, что выпившего лишку героя - ПО ОШИБКЕ - отправили в Ленинград, где есть такая же улица, такой же дом, такая же квартира, а сами герои только переехали. В пьесе же акцент другой:
"Л у к а ш и н. Да, представьте себе, я живу здесь уже семь лет".
Все-таки 7 лет - это очень большой срок, квартира должна была приобрести черты индивидуальности. Согласитесь.
Брагинский создал пьесу, поэтому ремарки автора ценны. В них - тонкий юмор и позиция драматурга, например, по отношению к Гале - "прелесть какая хорошенькая". С одной стороны, это совсем безлико, с другой - мы ее представляем некой куклой.
То, о чем НЕ СТОИЛО упоминать в фильме, но есть в пьесе.
• Лукашин исполняет на гитаре первый романс "Никого не будет в доме".
"Г а л я. Это чьи слова?
Л у к а ш и н. Пастернак".
• Или реплика про крабовые салат:
"Л у к а ш и н. Но мы же договорились. Подводить некрасиво. Ты уже сделала салат из крабов. Кстати, где ты достала крабы?"
Сцена, не вошедшая в фильм
"Ол ь г а Н и к о л а е в н а (кричит). Караул! Бандиты!
Л у к а ш и н (испуганно). Я вас умоляю, не кричите, пожалуйста!
О л ь г а Н и к о л а е в н а (спокойно). А ты не двигайся, с места не сходи! Вот сейчас Надя с Ипполитом вернутся, мы тебя арестуем!
Л у к а ш и н (уверенно). Ипполит не вернется!
О л ь г а Н и к о л а е в н а (растерялась). Почему?
Л у к а ш и н. С ним я расправился самым решительным образом с помощью бритвы!
Реакция для Лукашина неожиданная. Ольга Николаевна обмякает и медленно сползает по стене, теряя сознание.
(Успевает подхватить ее, тащит к дивану, укладывает.) Вы не волнуйтесь — бритва была электрическая!
О л ь г а Н и к о л а е в н а (открывает глаза). Значит, ты его убил током! Надо же! Какой был хороший человек!
Л у к а ш и н. Успокойтесь. Я его не убивал. Я его выжил из вашего дома, вот и все!
О л ь г а Н и к о л а е в н а (перевела дыхание). Пойди в соседнюю комнату, там на полочке лекарство в желтом пузырьке и рядом стаканчик. Накапай мне тридцать капель!
Л у к а ш и н (идет к выходу). Валокардин?
О л ь г а Н и к о л а е в н а. Смотри какой образованный!
Лукашин выходит и вскоре возвращается с лекарством. Ольга Николаевна села. Выпивает лекарство, исподлобья наблюдает за Лукашиным.
Л у к а ш и н. Дайте-ка вашу руку! (Щупает пульс.) Кардиограмму вам делали?
О л ь г а Н и к о л а е в н а. У меня этот… сдвиг влево…
Л у к а ш и н. Ерунда. Это почти у всех. Давление как?
О л ь г а Н и к о л а е в н а. Сто семьдесят на сто. А ты почему спрашиваешь?
Л у к а ш и н. Резерпин принимаете?
О л ь г а Н и к о л а е в н а. Откуда ты про это знаешь?
Л у к а ш и н. Я врач.
О л ь г а Н и к о л а е в н а. И такими делами промышляешь. На жизнь, что ли, не хватает?
Л у к а ш и н. Есть новое средство против гипертонии. Я вам выпишу. (Находит в кармане бланк, садится и начинает выписывать рецепт.)
Ольга Николаевна осторожно поднимается и крадется к двери.
О л ь г а Н и к о л а е в н а (останавливаясь). Хоть ты и вор, а заботливый… (Удостоверившись, что Лукашин усердно пишет, не обращая на нее внимания, мигом оказывается возле двери.) Спасибо тебе! (Выскакивает в коридор, быстро захлопывает дверь и запирает ее на ключ.)
Л у к а ш и н. Зачем вы это сделали? Все еще не доверяете?
О л ь г а Н и к о л а е в н а. Доктором притворился? Ишь какой хитрый.
Л у к а ш и н. Рецепт возьмите! (Просовывает его под дверь.)"
Но почему-то больше всего меня поражает факт, что у Павла и Иры есть дочь. О ней в фильме - ни слова. А ведь ее присутствие как-то совсем иначе представляет эту семью.
"П а в е л. Ты вот только женишься, а у меня уже дочка скоро в институт пойдет…"
Сцены фильма, оживившие действие
• "Взвесимся на брудершафт!"
Мне кажется, фраза "Пристегнулись простынями" и последующее совершенно невменяемое исполнение песенки "Под крылом самолёта" с замечанием "Душевно!" - одна из знаковых, хорошо раскрывающая взаимоотношения друзей.
• Сцена возле квартиры.
Не протрезвевший до конца после перелета Лукашин СТРЕМИТСЯ домой, звонит в дверь, стучит кулаком, зовёт мать, прежде чем открыть своим ключом.
• Сцена поиска собственной одежды Лукашиным:
"Серый в ёлочку из Мосторга. Где я его повесил? Вот он весит", - и поднимает пиджак с пола.
• Утренний приход Ипполита невменяемом состоянии Рязанов акцентирует и внешним видом героя, и его заплетающимся языком. Причем у Брагинского только эта фраза:
"Ботинки у меня на тонкой подошве — вот он (показывает на Лукашина) знает… Но хорошие люди подобрали меня, приютили и обогрели!"
А Рязанов делает так:
"Обобрали, подогрели!"
"Мне хотелось создать ленту не только смешную, но и лирическую, грустную, насыщенную поэзией. Хотелось сделать ее максимально жизненной, чтобы зритель безоговорочно верил в реальность невероятных происшествий. С другой стороны, хотелось, чтобы эта лента стала рождественской сказкой для взрослых".
И у Рязанова это ПОЛУЧИЛОСЬ.
Уже 45 лет мы не представляем себе новогоднего чуда без "Иронии судьбы".