Статья № 3
На рубеже VIII-IX веков у славян сложились предпосылки создания государства. В это время родовые отношения у славян находились в стадии разложения. Постоянная борьба с кочевниками, походы на Византию, развитие торговли - всё это способствовало укреплению позиций родоплеменной знати, её обогащению, укреплению военно-дружиной организации.
Дружина - приближённые князя, а также княжеское войско.
Князь - предводитель войска и правитель у восточных славян.
В IX веке всё большее значение стала играть торговля по великому водному пути “из варяг в греки”, который сыграл ещё и объединительную роль, для восточнославянских племён. Путь “из варяг в греки” - один из водных путей экспансии варягов (норманнов, викингов) из района проживания (Скандинавия) на юг — в Византию с IX века — до середины XI века. На этом пути, кочевые племена печенегов грабили купеческие караваны.
Для защиты от врагов славяне стали огораживать поселение крепкими стенами, эти поселения превращались города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Смоленск - у кривичей, Полоцк - у полочан, Любеч - у радимичей, Новгород - у ильменских словен. Для охраны городов нанимались специальные люди, которые объединялись дружины. Во главе дружины стоял военачальник - князь, которого избирали на вече. Постепенно во многих городах к князьям переходило право поддерживать порядок. Возникали местные княжения, то есть территории, признающие власть того или иного князя.
Согласно “Повести временных лет” в 862 году представители племен на вече решили отправить своих послов к варягам со словами: “Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да пройдите (приходите) княжить и володети нами”. На приглашение откликнулись три брата - Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске. После смерти Синеуса и Трувора, Рюрик объединил земли братьев с центром в Новгороде.
Вскоре два воина Рюрика Аскольд и Дир отправились в Царьград. Они остановились в Киеве и стали правителями полян.
Так в IX веке сложились два крупных восточнославянских объединения, в которых правили варяжские князья: одно с центром в Новгороде, другое - с центром в Киеве. Призвание варягов описанное в “Повести временных лет”, повлияло на появление норманнской теории возникновения государства у восточных славян.
Летописный рассказ о призвании варягов в середине XVIII века стал основой для так называемой норманнской теории. Сторонники норманнизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям Древнерусского государства. Такие суждения вызвали резкие возражения. Ученый мир разделился на “норманнистов” и “антинорманнистов”. Современное понимание государства как результата внутреннего развития того или иного общества в сущности не оставляет места для рассуждения о том, будто Древнерусское государство создано норманнами (варягами). Дело в том, что государство невозможно создать на “пустом месте”, для его возникновения должны созреть предпосылки, которые у восточных славян были. Спор может идти лишь о том, какова была роль норманнов в той или иной конкретно-исторической ситуации, каков был их вклад в развитие древнерусской государственности и культуры.