Помните сцену, где Шарапов пошел на встречу со знакомой Фокса - Аней? И принес ей якобы записку от Фокса, чтобы внедриться в банду?
Далее цитирую по книге «Эра милосердия»:
«Я посмотрел на нее с усмешкой, цыкнул слюной метра на два сквозь зубы, засмеялся:
— Видал я твои ласки в гробу. Мне Фокс сказал, что коли доставлю тебе записку, а главное, объясню на словах, что и как у него с мусорами на киче происходит, то получу за это пять тысяч. Вот мне какая ласка нужна! С пятью кусками меня и так кто хошь приласкает…
Глазки у нее от этого стали еще хитрее и глупее:
— Пожалуйста, получишь ты свои пять кусков. Рассказывай, что там и как, а вечером получишь…
— Ишь какая ты ушлая! Может, ты мне их через бабкин телефон переведешь?»
Еще раз. Деньги. Пять тысяч. Переведешь. Через телефон.
Вот объясните мне как в 1975 году (год написания книги) братья Вайнеры могли знать о том, что будет возможно перевести 5000 через телефон? Они что могли заглянуть в 2021 год? Или это гениальное озарение – предчувствие характерное для больших произведений?
Я уже второй раз перечитываю «Эру милосердия» и искренне завидую людям которые еще не читали данную книгу. Сколько в ней новых граней, которых в сериале с Высоцким не было показано.
Например – в сериале конфликт Жеглова и Шарапова – это конфликт салаги и матерого опера, а в книге – тут противоречие глобальное. Шарапов проходит стадии от восхищения работой своего наставника до полного отрицания его методов. Да и сами Вайнеры в интервью признавались что Жеглов персонаж – отрицательный. Георгий Вайнер в одном из позднейших интервью говорил:
«Никто не понимает, что из этого парня через очень короткое время вышли те симпатичные, обаятельные молодые и бесстрашные работники МГБ, которые выворачивали руки, вышибали зубы. Они делали работу без зла и без какого-то злорадного желания мучить этих людей. Они работали как плотники: доски надо строгать, пилить».
Жеглов спорными методами работает с подозреваемыми и преступниками , например подбрасывает кошелек Кирпичу – Сапрыкину, уверен в виновности Груздева, но при этом руководствуется таким принципом как «Наказания без вины – не бывает». Мол, раз оказался замешан в преступлении, хотя бы и косвенно – тщательнее выбирай себе круг общения.
А как вы считаете Жеглов положительный или отрицательный персонаж, если абстрагироваться от образа созданного Высоцким ?
Кстати Вайнеры неоднократно сетовали на то , что книга о Шарапове, а сериал получился больше о Глебе Жеглове.
Я считаю, что в этом замечательном произведении заложен глубокий конфликт, который и делает его таким интересным. С одной стороны «Вор должен сидеть в тюрьме» , с другой «Это что ж получается, сегодня ты кошелек подбросил, а в завтра закон повернешь куда тебе нужно?».
К сожалению предсказанная Эра Милосердия, так и не наступила. Ближе всего, как это не смешно, к Эре Милосердия, был СССР образца 1975 г. , когда Вайнеры закончили писать эту книгу.
И сейчас нам очень нужны и Жегловы и Шараповы.