Найти в Дзене
Раиля Иксанова

А может это любовь?

( продолжение часть 2)

Фото автора из личного архива.

К нему, чтоб попасть на беседу, мне приходилось шесть километров проходить пешком, рейсовые автобусы ходили очень редко и не в нужное время. Естественно, я ничего не говорила ему про это. А приходилось почти всю осень ходить. Погода как раз стояла замечательная, не дождливая. Не думайте, что мне не было страшно. Конечно, страшно было одной топать по дороге. Иногда вынуждена была скрываться в лесу, если замечала людей мужского пола. Кто знает, что можно ожидать от незнакомых мужчин! Тем более был горький опыт, в седьмом классе, когда незнакомый мальчишка гнался за мной в нашем лесу. К счастью, все обошлось благополучно.
Мне нравилось слушать полезные советы, декламацию стихов разных авторов. Он очень интересно рассказывал. Хотя сама тоже много знала наизусть стихов из школьной программы, удивлялась его кругозору и умению ораторствовать.
Как-то в один прекрасный день, он повел себя необычно. Сотрудники редакции уходили на обед домой или в близлежащее кафе. Он всегда оставался со мной. И не могу сказать, обедал ли он вообще. Возможно, до моего прихода успевал перекусить.
Когда все работники ушли, он впервые пошел и закрыл входную дверь на крючок. Я не придавала значения его действиям.
Как обычно я сидела напротив него на стульчике, а он все ходил туда-сюда, необыкновенно возбужденный. Даже я обратила внимание на его такое поведение. И вдруг, остановившись возле меня ( только что не встал на колени), стал произносить чуть тихим приглушенным голосом: « Раиля, я влюбился в тебя, как мальчишка, я люблю тебя. Можно поцеловать тебя?»
Поймите мое состояние! Я в ответ ничего не сказала. Для меня это было первое признание. До него ни с кем не дружила, никто не объяснялся мне в любви. Это было, как обухом по голове.
Тогда он все-таки подошел и по-отечески поцеловал в лоб. После этого заговорил и предложил встречаться вне стен редакции, в другом месте. И говорил, что будет помогать писать стихи, учить всему тому, что знает сам, делиться опытом. А до этого также предлагал ездить в Челябинск на литературные объединения « Металлург», при Дворце культуры ЧМК, которым сам же и руководил. Только не знаю, в то время или попозже. В его сборнике стихов, выпущенном в 1986 году, указывается, что он является членом Союза писателей СССР. Думаю, это случилось, когда он окончил Высшие литературные курсы в Москве.
Ездить очень хотелось, но с финансами было туго. Если бы мама в то время была жива, могла бы возможно, посещать, это ЛИТО.
Я как наивный ребенок могла только пролепетать в ответ: « А как, где, мне же учиться надо».
Я уже не помню, что дальше было сказано мной и им, Атиллой. Он проводил меня до дверей, и молча попрощался со мной. Я никому об этом не стала говорить, даже подругам и также сестрам. Поделиться было не с кем. Боялась остаться непонятой всеми.
Но для себя сделала выводы, что это ненормально, так нельзя. И дала слово больше не ходить туда. Через год, в десятом классе, пошла снова в редакцию с новыми стихами.
Я спросила про Садыкова у одной сотрудницы, объяснив, что есть дело к нему. Она назвала другую фамилию, кто отвечал за отдел культуры. От нее тогда узнала, что Садыков уехал учиться в Москву. Окончил Высшие литературные курсы в 1983году.
И вот моя старшая коллега завела разговор о том, что могла выйти за него замуж, и осчастливить его. Она жила в свое время с ним по соседству. Про него говорила только хорошее, а про его жену не очень. Не хотела бы выносить сор из избы. Он, во-первых, воспитывался в детдоме, это тоже наложило отпечаток на то, что не совсем разбирался в жизни. Жена – бой баба, крутила и вертела им, как хотела. Прикрываясь его именем и пользуясь его служебным положением, могла доставать мебель, ковры. Он очень неловко себя чувствовал, и объяснял, что не от него исходит инициатива.
До разговора с коллегой, никогда не задумывалась над этим эпизодом в моей жизни. На самом деле он был влюблен в меня, или просто было желание соблазнить, потешить свое самолюбие и выкинуть из своей жизни, как ненужную вещь. И сейчас задумалась серьезно. Допустим, я согласилась встречаться с ним после уроков, вечерами. И как все это происходило бы, уму недостижимо. У него была одна дочь, которая училась в той же школе, где и я. Она училась на два класса ниже. Звали ее Светлана. До сих пор помню.
После того свидания я еще два раза видела его со стороны. После девятого класса я две смены работала посудмойщицей в пионерском лагере с красивым названием «Голубая волна», что находилась на Увильдах. Курорт на Увильдах известен далеко за пределами России. Даже из-за границы приезжают люди отдыхать и лечиться там.
Как-то раз слышу от ребятишек, что приехал местный поэт, который будет выступать после обеда своими стихами. А мы в это время работали на кухне.
Со мной в одном корпусе жила татарочка, из Кунашакского района, симпатичная незамужняя женщина, лет сорока. Как помнится, ни разу не побывала замужем, или развелась, однако детей у нее не было. Она в райцентре работала бухгалтером в общепите. А в лагере, здесь, кем подрабатывала, не помню уже. Может, просто отдыхала. С ней разоткровенничалась и та сказала, что знает такого поэта. И якобы про него идет слава бабника. Если своими глазами не видела, я не могу себе позволить верить этим сплетням. При том, что жена была очень властная, точнее характеризовали даже, как хамоватую женщину.
Во второй раз встреча произошла на остановке. Я была на практике в одной из школ нашего района, и после работы понадобилось съездить в центр. И на остановке увидела своего старшего друга и наставника, Атиллу. Он одной бабульке рассказывал, что приезжал выступать своими стихами перед учащимися. У меня был порыв открыться и поговорить с ним, а только смелости и храбрости не оказалось.
Он сильно сдал, постарел. Слышала от кого-то, что часто заглядывает в бутылку. Думаю, не от хорошей жизни. Я даже не знаю, по болезни ушел из жизни, или даже суицид был. Однако ему сейчас было бы за семьдесят с гаком, не более. Хочется заглянуть в редакцию и поподробнее узнать о нем.
И вот один коротенький разговор вылился в такой немалый рассказ. Я в интернете вычитала такое высказывание: « Кто бы ни встретился на вашем жизненном пути - поблагодарите его за участие в вашей судьбе. Было ли это эпизодом или на всю жизнь - ни один человек не приходит в жизнь другого случайно». И я очень благодарна ему, Атилле. Он также находил время сходить к местному поэту вместе со мной, который писал на башкирском языке, а он сам не знал родного языка. В детдоме говорили только на русском. А я в то время пыталась писать еще и на своем родном языке.
Мне кажется, он не был счастлив в семейной жизни. Ведь секрет семейного счастья заключается в том, что женщина должна делать так, чтобы мужчине было приятно приходить домой, а мужчина должен делать так, чтобы женщине было приятно встречать.