В начале сентября 1976 года на Дальнем Востоке была запланирована проверка ВВС СССР с целью выявления боеготовности сил противовоздушной обороны. Кто бы мог подумать каким грандиозным мировым скандалом завершится данное мероприятие!
Специально по такому случаю на Дальний Восток был направлен маршал авиации Савицкий. Все лётчики прекрасно понимали всю серьёзность и ответственность тренировочных полётов, которые им предстояло совершить без единой ошибки.
Однако, в момент испытаний что-то пошло не так. Самолёт одного из лётчиков Виктора Беленко неожиданно для всех пропал с радаров. Что случилось? Поломка? Почему самолёт начал резко терять высоту? Появились первые волнения и за жизнь самого лётчика.
Подумать что-то плохое на Виктора Беленко, а тем более заподозрить его в предательстве первоначально не мог никто. Образцовый семьянин, любящий отец, отзывчивый сослуживец, член КПСС - он имел только положительные характеристики в своей биографии.
Правда оказалась шокирующей, а последствия ужасными и непоправимыми.
Виктор Беленко, с самого утра 6 сентября порядком нервничал. Это замечали его сослуживцы, но списывали волнение на ответственность перед выполнением предстоящей задачи. Вылет предстоял с аэродрома Соколовка, который расположен примерно в 200 километрах от Владивостока.
Во время выполнения одного из упражнений, Беленко, намеренно отстав от ведущего пары, начал резкое снижения, достигнув высоты всего 30 метров от земли. Этот маневр позволил ему вместе с самолётом МИГ-25 скрыться с радаров и благополучно покинуть воздушное пространство СССР.
Курс был взят на Японию, после пересечения границы с которой, Беленко вновь набирает высоту, достигнув 6000 метров и тут же попадает под действия радаров японского ПВО. Связаться с советским лётчиком не предоставлялось возможности в связи с тем, что МИГ-25 был настроен на другую частоту. Тогда в срочном порядке в воздух были подняты японские истребители для перехвата неизвестного нарушителя, но к тому моменту Беленко вновь снижает самолет для минимальной высоты и, в очередной раз, исчезает с радаров.
Виктор Беленко планировал приземлиться на авиабазе Титосе, но то ли из-за недостатка топлива, то ли из-за боязни быть сбитым, он принимает решение не рисковать и приземлиться в гражданском аэропорту Хакодате на острове Хоккайдо.
Взлётно-посадочная полоса аэропорта была недостаточной длины и советский лётчик выкатился за её пределы, при торможении приблизившись к границам территории аэропорта.
Покинув самолёт, Беленко дважды выстрелил в воздух из пистолета, попросил срочно спрятать истребитель и предоставить ему укрытие в обмен на ценную информацию. По его же просьбе была организована встреча с представителями США и он обратился к ним за помощью в предоставлении ему политического убежища.
Вот так, за считанные часы Беленко стал дезертиром, изменником, предателем Родины, нанёсшим колоссальный ущерб всей военной системе СССР.
Для понимания всего масштаба трагедии, нужно иметь представление о самом самолёте, который без сожаления Беленко передал на изучение спецслужбам США.
МИГ-25 - был передовым самолётом военно-воздушных сил СССР с рекордной скоростью и высотой полёта, с огромным количеством секретного оборудования на борту, самый современный в то время истребитель-перехватчик с уникальной конструкцией. Его прозвали неуловимая «летающая лиса». Заполучить такой самолёт для изучения - была мечта любых иностранных спецслужб, которые готовы были платить за это большие деньги. Возможно, именно поэтому американцы первое время проверяли психическое состояние Беленко, не веря в свою удачу, что так легко они смогли заполучить столь желанный самолёт.
Истребитель был разобран ещё в Японии и в таком виде доставлен для изучения в США.
В первую очередь советское правительство обратилось к Японской стороне с требованием срочного возврата самолёта вместе с пилотом, и пригрозило далеко идущими последствиями в случае несвоевременного возврата.
Япония всячески изворачивалась, не желая идти на прямой конфликт с СССР, в то же время прикрывая противоправные действия американцев. Самолёт нам, конечно же вернули, но спустя 2 месяца, 15 ноября 1976 года, после детального изучения сначала японскими, а потом и американскими специалистами. Причем, сам Беленко настоятельно рекомендовал отказаться от столь ранней передачи истребителя, считая предпочтительным задержать самолёт ещё на пару лет для проведения более тщательного анализа.
Возвращаясь к дню совершения побега, советское руководство в первое время не могло осознать произошедшего, выдвигая различные гипотезы, начиная от насильственного захвата самолёта и вербовки лётчика под воздействием наркотических средств, до технических неисправностей самолёта, вынудивших советского лётчика совершить столь неожиданную посадку.
Было сложно понять, как человек с кристально чистой репутацией, никем, никогда и нигде незамеченный в противоправных действиях, смог вот так в считанные часы обвести вокруг пальца военное руководство и подставить под удар свою «родную» страну.
А самое главное, какой был позор! Об этом ни в коем случае нельзя было рассказывать советским гражданам, ведь данное происшествие сильно било по репутации как верховной элиты так и военной системы страны. Правда могла вызвать серьёзный общественный резонанс.
Поэтому 28 сентября 1976 года ТАСС подготовил пресс-релиз с официальной реакцией МИД СССР на происходящее: сообщалось, что посадка была вынужденной, что пилот был вывезен в США против своей воли и, что действия японской стороны по удержанию самолета являются не просто недружественными, а грубо нарушающими все нормы международного права. Далее вышло уточнение, что самолет совершил посадку при невыясненных обстоятельствах.
Была проведена тщательная работа со с всем ближайшим окружением Беленко, а жена и мачеха стали главными участниками пресс-конференции, на которой слёзно просили Виктора вернуться на Родину, называли его любящим отцом и мужем. Хотя, на самом деле, Беленко с полнейшим равнодушием отзывался о своей жене, в воспитании сына принимал минимальное участие, поэтому без сожаления оставил их навсегда.
За подписью всё тех же жены и мачехи были разосланы письма в уполномоченные органы по безопасности Европы с целью оказания содействия в возращении Беленко в семью, а также письмо Президенту США с просьбой установления контакта посольства СССР в США с беглецом.
Как мы понимаем, все эти меры не дали никакого результата. Беленко остался жить в США, «живёхонек и здоровёхонек».
Что сподвигло Виктора в свои 29 лет совершить столь серьёзный и роковой для него поступок? Оставить жену с маленьким сыном?
В детстве Беленко бросила мать. На тот момент ему было всего 2 года, и он жил сначала у родственников, а затем у отца с мачехой. С малолетнего возраста узнавший, что такое предательство, да ещё и самого близкого человека, он с этим чувством и пошёл по жизни, что, естественно отразилось как на его психологическом, так и личностном развитии.
Однако, внешне это не бросалось в глаза. Он окончил школу с серебряной медалью, отслужил в армии, поступил в высшее военное авиационное училище, которое окончил в 1971 году и был направлен на службу лётчиком-инструктором в Ставропольское высшее военное училище.
Когда ему пришла мысль о побеге ? - Да, наверное, она всегда была у него в голове, нужен был только способ для её осуществления. И он, выберет, к сожалению, самый подлый.
Беленко всегда казалось, что его недооценивают, что он весь «такой-растакой» заслуживает лучшего. Вот новое звание задержали, вот пьют много, - в душе он придирался ко всему, всё-то ему не нравилось и не устраивало. Он искренне ненавидел нашу страну.
Недовольство советским режимом, устройством и системой в целом он пронёс через всю свою жизнь. Даже, находясь в США, он продолжал «хаять» опостылевшую ему советскую жизнь при любом удобном случае.
МИГ-25 стал для Беленко путёвкой в новую жизнь. Он выбрал США, потому что считал эту страну лучшей в мире для проживания.
Высокомерный и эгоистичный Беленко улетел за красивой жизнью, которую он, впрочем, изначально, и получил в США. Впервые очутившись в супермаркете, он не поверил своим глазам, увидев огромный ассортимент разнообразной продукции и полное отсутствие очередей. Американская еда в сравнении с советской была для него верхом гастрономического изыска. В одном из своих интервью предатель хвастался, что однажды даже с удовольствием съел кошачьи консервы, которые по вкусу и качеству превосходили любые обычные консервы в СССР.
Информации о жизни Беленко в США по понятным причинам представлено немного. Спецслужбы постоянно меняли ему имена и места жительства. Несколько раз была озвучена информация о его гибели, однако, тщеславие Беленко не давало ему спокойно жить «в тени», он обнаруживал себя, давая интервью иностранным СМИ.
Первоначально Беленко работал сразу на нескольких высокооплачиваемых должностях в США: консультантом федеральных правительственных структур по вопросам советской авиации и консультантом авиастроительных компаний военной промышленности, которым он помогал в усовершенствовании вооружения и бортовой аппаратуры самолётов американских ВВС для борьбы с советской авиацией. Он целенаправленно продолжал вредить СССР, уже являясь гражданином США.
После того как теоретические знания Беленко устарели, он стал читать лекции в американских военных учреждениях, снимался в рекламных роликах, а также приглашался на телепередачи в качестве эксперта, если вопрос касался Советского Союза.
В США Виктор женился повторно, у него родились трое детей, но и тут он не смог сохранить семью, после ухода из которой, оставил дом жене и детям, а сам снял номер в отеле.
В 90-е годы пытался заниматься бизнесом. Но, в итоге, чего-то стоящего из этого не вышло.
На основании рукописи, написанной Беленко, американский писатель Джон Бэррон, сгладив сверх эмоциональные высказывания Беленко о Советском Союзе выпускает книгу на русском и английском языках под название «Пилот МиГа». В СССР данная книга была доступна только узкому кругу лиц из спецслужб.
Материальный ущерб от поступка Беленко был оценен в 2 млрд. рублей. Труд огромного количества людей был просто «выброшен в помойное ведро».
В Советском Союзе пришлось в срочном порядке менять систему распознавания свой-чужой, заниматься разработками нового самолёта-истребителя и полностью пересмотреть всю систему работы как в ВВС, так и во всей армии.
Была создана комиссия, расследовавшая побег. В результате чего посыпались переаттестации, выговоры, предупреждения, понижения в должностях всех тех, кто так или иначе был причастен к побегу. Были привлечены к дисциплинарной ответственности лица из старших и высших офицеров ПВО.
Виктор Иванович Беленко на основании Верховного Суда СССР был заочно осуждён по статье 64 «Измена Родине» и приговорён к расстрелу.
Всех холостых, разведённых и других социально неустойчивых лётчиков приказано было отстранить от полёта и перевести на другие должности. Самолёты начали заправлять ровно на столько, сколько необходимо было для выполнения упражнения, чтобы в случае дезертирства, больше никто не смог улететь за пределы СССР.
Всему командующему составу военных войск было дано строгое предупреждение никого не жалеть, а моментально выдавать всех подозрительных лиц соответствующим службам для расследования. Требования к лётчикам ужесточили до максимальных пределов. Любой мог оказаться в зоне подозрения. Страх за свою карьеру и деятельность ещё очень долго витал в рядах военно-воздушных сил СССР.
А американцы вдоль и поперёк очень досконально изучили Миг-25 и пришли к выводу о том, что руководство СССР переоценивало лётные и боевые качества своего лучшего истребителя, называя его вторым самым быстрым самолётом в мире. МиГ-25 по их данным уступал SR-71, сверхзвуковому разведывательному самолёту ВВС США по целому ряду параметров. И, если раньше военно-политическое руководство США тормозило разведвылеты SR-71, опасаясь МиГов-25, то теперь их руки были развязаны.