Найти тему

Рембрандт vs Веласкес. Голландцы vs испанцы. Выставка в Рейксмузеуме 2019-2020

2019 год в Нидерландах был объявлен годом Рембрандта по случаю 350-летней годовщины смерти художника. В амстердамском Рейксмузеуме прошла большая выставка, на которую приехало много работ Рембрандта из других музеев. А после её окончания открылась следующая, на которой выставлялись одновременно картины нидерландских и испанских художников, современников. Самыми маститыми были Рембрандт и Веласкес, собственно, их именами выставка и называлась.

Мне посчастливилось вскочить в последний вагон уходящего поезда и посетить выставку за два дня до её закрытия.

-2

Экспозиция была организована волшебнейшим образом: картины в основном сгруппированы попарно - каждому голландскому полотну подобрали в компанию испанское того же жанра. Было страшно интересно сравнивать их между собой.

Диего Веласкес, портрет придворного шута "Эль Примо", 1644 - Франс Халс, "Мулат", 1628
Диего Веласкес, портрет придворного шута "Эль Примо", 1644 - Франс Халс, "Мулат", 1628

Общее впечатление - контраст богатой Испании 17 века и бедных Нидерландов. Это можно увидеть даже по простым деревянным рамам без позолоты и излишеств. Зачастую жанровые сцены на картинах голландцев более тёмные, с совсем другим настроением. А порой произведения очень созвучны. Всё-таки одно время, одна эпоха.

Дальше просто хочу показать некоторые пары работ и кое-какие детали, обратившие на себя внимание.

Авторы и названия подписаны под фото слева направо; нагуглить для внимательного рассмотрения вы их можете самостоятельно ;-)

Хосе де Рибера, "Старый ростовщик", 1638 - Рембрандт ван Рейн, "Титус за партой", 1655
Хосе де Рибера, "Старый ростовщик", 1638 - Рембрандт ван Рейн, "Титус за партой", 1655
Ян Ливенс, "Натюрморт с книгами", 1627-1628 - Хосе де Рибера, "Отшельник Святой Павел", 1635-1640
Ян Ливенс, "Натюрморт с книгами", 1627-1628 - Хосе де Рибера, "Отшельник Святой Павел", 1635-1640

Собственно автопортреты Веласкеса и Рембрандта

-6

Этот лебедь местный, из коллекции Рейксмузеума. Он привлёк моё воображение с первого прихода в этот музей и влюбил в себя с первого взгляда, но какую удивительную пару ему подобрали.

Франсиско де Сурбаран, "Святой Серапион", 1628 - Ян Асселин, "Испуганный лебедь", 1650
Франсиско де Сурбаран, "Святой Серапион", 1628 - Ян Асселин, "Испуганный лебедь", 1650
Бартоломе Эстебан Мурильо, "Esse Homo", 1660-1670 - Рембрандт ван Рейн, "Портрет Титуса в одежде монаха", 1660
Бартоломе Эстебан Мурильо, "Esse Homo", 1660-1670 - Рембрандт ван Рейн, "Портрет Титуса в одежде монаха", 1660

Такие маленькие аккуратные пейзажи. Веласкес и Вермеер.

Диего Веласкес, "Сады виллы Медичи в Риме", ок. 1630 или ок. 1650 - Ян Вермеер, "Маленькая улица", 1658
Диего Веласкес, "Сады виллы Медичи в Риме", ок. 1630 или ок. 1650 - Ян Вермеер, "Маленькая улица", 1658

На маленьком полотне можно долго разглядывать крошечные женские фигурки:

-10

У рамы Веласкеса даже табличка пафосная.

-11

Несмотря на предпоследний день выставки, народу довольно много, нужно заранее бронировать время посещения.

-12

За посетителями тоже интересно наблюдать.

-13
-14
Веласкес - "Кузница Вулкана", 1630 - Рембрандт, "Синдики", 1662
Веласкес - "Кузница Вулкана", 1630 - Рембрандт, "Синдики", 1662

Как же без котиков.

-16

Картина целиком:

Николас Мас, "Старая женщина за молитвой", 1656
Николас Мас, "Старая женщина за молитвой", 1656

Картина находится в компании ещё двух жанровых сцен; слева ещё один голландец, справа - Веласкес.

-18

Натюрморты. Здесь испанцы и голландцы оказались наиболее схожи.

Хуан Фернандес - Ян Торрентиус
Хуан Фернандес - Ян Торрентиус
Хуан Санчес Котан - Мельхиор де Хондекутер - Фелипе Рамирес
Хуан Санчес Котан - Мельхиор де Хондекутер - Фелипе Рамирес
-21
Франсиско де Сурбаран - Адриан Корте
Франсиско де Сурбаран - Адриан Корте

Рашель Рюйш - первая женщина, принятая в гильдию художников Гааги. Мастер натюрморта.

Хуан де Ареллано - Рашель Рюйш
Хуан де Ареллано - Рашель Рюйш
Ян Ливенс - Хосе де Рибера
Ян Ливенс - Хосе де Рибера

Этому агнцу пары не нашлось. Казалось, протяни руку - и коснёшься настоящей овечьей шерсти.

Франсиско де Сурбаран, "Agnus Dei", 1635-1640
Франсиско де Сурбаран, "Agnus Dei", 1635-1640
Мурильо - Рембрандт - Мурильо
Мурильо - Рембрандт - Мурильо

Эти две дамочки интересны тем, что обладали даром предсказания. Поэтому в обоих портретах, таких разных, свет призван передавать их способность. А как Веласкес и Рембрандт воспользовались этой возможностью - смотрите сами.

Веласкес, "Женская фигура (Сивилла)", 1648 - Рембрандт, "Старая женщина за чтением (Пророчица)", 1655
Веласкес, "Женская фигура (Сивилла)", 1648 - Рембрандт, "Старая женщина за чтением (Пророчица)", 1655

Ван Гог однажды сказал, что отдал бы десять лет своей жизни за возможность просидеть две недели перед картиной "Еврейская невеста" с одной лишь буханкой хлеба. Это одна из последних и самых загадочных картин Рембрандта.

Франсиско Рибальта, "Христос обнимает Святого Бернарда", 1625-1627 - Рембрандт, "Еврейская невеста", 1665
Франсиско Рибальта, "Христос обнимает Святого Бернарда", 1625-1627 - Рембрандт, "Еврейская невеста", 1665

А на этом моя маленькая экскурсия заканчивается. Надеюсь, вам было не скучно.

-29