2019 год в Нидерландах был объявлен годом Рембрандта по случаю 350-летней годовщины смерти художника. В амстердамском Рейксмузеуме прошла большая выставка, на которую приехало много работ Рембрандта из других музеев. А после её окончания открылась следующая, на которой выставлялись одновременно картины нидерландских и испанских художников, современников. Самыми маститыми были Рембрандт и Веласкес, собственно, их именами выставка и называлась.
Мне посчастливилось вскочить в последний вагон уходящего поезда и посетить выставку за два дня до её закрытия.
Экспозиция была организована волшебнейшим образом: картины в основном сгруппированы попарно - каждому голландскому полотну подобрали в компанию испанское того же жанра. Было страшно интересно сравнивать их между собой.
Общее впечатление - контраст богатой Испании 17 века и бедных Нидерландов. Это можно увидеть даже по простым деревянным рамам без позолоты и излишеств. Зачастую жанровые сцены на картинах голландцев более тёмные, с совсем другим настроением. А порой произведения очень созвучны. Всё-таки одно время, одна эпоха.
Дальше просто хочу показать некоторые пары работ и кое-какие детали, обратившие на себя внимание.
Авторы и названия подписаны под фото слева направо; нагуглить для внимательного рассмотрения вы их можете самостоятельно ;-)
Собственно автопортреты Веласкеса и Рембрандта
Этот лебедь местный, из коллекции Рейксмузеума. Он привлёк моё воображение с первого прихода в этот музей и влюбил в себя с первого взгляда, но какую удивительную пару ему подобрали.
Такие маленькие аккуратные пейзажи. Веласкес и Вермеер.
На маленьком полотне можно долго разглядывать крошечные женские фигурки:
У рамы Веласкеса даже табличка пафосная.
Несмотря на предпоследний день выставки, народу довольно много, нужно заранее бронировать время посещения.
За посетителями тоже интересно наблюдать.
Как же без котиков.
Картина целиком:
Картина находится в компании ещё двух жанровых сцен; слева ещё один голландец, справа - Веласкес.
Натюрморты. Здесь испанцы и голландцы оказались наиболее схожи.
Рашель Рюйш - первая женщина, принятая в гильдию художников Гааги. Мастер натюрморта.
Этому агнцу пары не нашлось. Казалось, протяни руку - и коснёшься настоящей овечьей шерсти.
Эти две дамочки интересны тем, что обладали даром предсказания. Поэтому в обоих портретах, таких разных, свет призван передавать их способность. А как Веласкес и Рембрандт воспользовались этой возможностью - смотрите сами.
Ван Гог однажды сказал, что отдал бы десять лет своей жизни за возможность просидеть две недели перед картиной "Еврейская невеста" с одной лишь буханкой хлеба. Это одна из последних и самых загадочных картин Рембрандта.
А на этом моя маленькая экскурсия заканчивается. Надеюсь, вам было не скучно.