Часть вторая
Чудесное спасение
1.
* * *
Дверь заскрипела, оповестив голосовыми связками несмазанных петель, что она открылась. Вместе с офицером, быстро вошедшим в тёплое и прокуренное помещение, пожаловал мороз. Впрочем, последнему гостю мигом прищемили нос, просто закрыв дверь. Морозный уличный воздух тем не менее разбавил свежестью запах масла, бензина, пота и, конечно, табачного дыма. Впомещении, где собрались более трёх десятков мужчин, трудно ожидать аромата роз, а если учитывать, что все собравшиеся были водителями, то сама мысль о запахе каких бы то ни было цветов уходила в небытие.
Офицер с майорскими петлицами прошёл к столу в центре помещения, сел, пододвинул бумаги и прокашлялся:
- Все собрались? - чуть простуженным голосом задал он риторический вопрос. Все промолчали, поскольку на предрейсовый инструктаж не прийти было просто нельзя. Если водитель не посетил это мероприятие, значит, его не выпускали в рейс. А если не выпустили в рейс без уважительной причины, то виноват был водитель, за что и наказывался по законам военного времени. Короче говоря, если особенно не повезёт, то за отсутствие на инструктаже можно было и в штрафную роту загреметь.
Не дождавшись ответа, майор продолжил:
Значит так, сверим часы! На моих сейчас 21:20. У меня швейцарский хронометр, подбросил один приятель. Отмеряет время данный механизм исключительно точно, так что подводите ваши часы по моим.
Никто не отреагировал и на это, поскольку подобный инструктаж проводился не в первый раз, так что все, кому это было нужно, давным-давно подвели свои ручные ходики, установив точное майорское время.
- Что же, - хмыкнул простуженный офицер, - тогда о маршруте. Регулировщики сообщили, что с трассой всё в порядке. Изменять маршрут не нужно, но ваши вернувшиеся коллеги рассказывают, что вот здесь, - офицер подошёл к карте и, подхватив карандаш, ткнул в точку почти в самом центре маршрута, - на отрезке с 17 по 18 километр лёд не внушает доверия. Говорили, что он потрескивает. Мостостроители прошлись по тому участку, водичкой полили, подморозили и дали добро, так что вроде бы всё в порядке, но вы всё равно будьте осторожны.
(примечание).
Мостостроители - имеется в виду бойцы мостостроительного батальона инженерных войск РККА.
(Конец примечания).
Водители молчали, сосредоточенно глядя на карту с отметкоймайора. Офицер тем временем подвёл итог:
- В общем, клювом не щёлкайте, соблюдайте порядок движения и скорость. Повторяю, дистанция между машинами при движении должна быть не менее полусотни метров. У кого две фары на грузовиках, одну приказываю закрыть! - строгим голосом сказал офицер и посмотрел на Андрея. Именно у него была довоенная модификация полуторки ГАЗ-АА. Этот грузовичок произвели ещё до войны, так что у него были и передние тормоза, и металлическая кабина с дверями, и две фары. Автомобили, которые стали делать после начала войны, утратили эти детали. Всё было принесено в угоду быстроте производства и дешевизне. В кабинах военных грузовиков отсутствовали даже двери, заменяемые брезентовыми скатками. Впрочем, опытные водители, которые совершали рейсы в Ленинград с самого начала функционирования ледовой магистрали, говорили, что без дверей даже лучше.
"Когда полуторка проваливается под лёд, нужно быстро из неё выскакивать. На счету каждая секунда. Одним словом, открывать дверцу некогда." - делились они своими впечатлениями с молодым пополнением.
Андрей логически понимал, что опытные водители правы, но сам радовался тому, что у него довоенная полуторка, ведь двери хоть как-то защищали его от ледяных северных ветров. Правую фару он, конечно, закрыл специальной накладкой, которую ему помогли сделать за небольшой магарычв мастерских, так что его "полундра", как иногда называли эти автомобили, внешне почти не отличалась от своих военных коллег, если, конечно, не считать наличие дверей.
- Короче говоря, - начал закруглять совещание майор, - новичков среди вас нет, у каждого не по одному десятку рейсов в Ленинград, так что порядок знаете. Сейчас все расходимся и направляемся к своим машинам. Если кто чего-то не доделал, быстро доделывайте, в 21:40 все должны завести двигатели, а в 22:00 начинаем движение. Первым, как всегда, пойдёт Иванихин, за ним Земсков, за ним Парин и так далее. Надеюсь, каждый помнит порядок движения. На этом совещание объявляю закрытым. - сказал майор, но никто не пошевелился, ведь приказа разойтись не поступало.
- Помните, братцы, - неожиданно добавил простуженный офицер, - одна наша полуторка может привести продуктов на десять тысяч человек в сутки. Так что держите эту мысль в голове. Разойтись!