На 2020 год выдалось немало событий — пандемия и связанные с ней нововведения, поправки в Конституцию, выборы 13 сентября.
Каждый раз СМИ старались как можно быстрее и осветить тему. В погоне за кликами в редакциях появлялись новые термины и словосочетания.
Хочу рассказать о 4 словах или словосочетаниях, которые появились в этом году и находятся у всех на слуху, однако никакого отношения не имеют законодательству, хоть и складывается обратное впечатление.
1. «Самоизоляция»
Термин «самоизоляция» мы узнали в апреле, когда прибывающих из других стран заставили эту самую «самоизоляцию» соблюдать — то есть сидеть дома в самоизоляции по своей воле.
А позднее на вынужденную «самоизоляцию» высадили и всю страну — запретили всем находиться вне дома или работы без острой необходимости, вводили пропускные режимы и КПП на дорогах.
На самом деле «самоизоляция» вообще не является правовым понятием. Этот термин вы не найдёте ни в одном существующем законе или другом нормативно-правовом акте. Но многие СМИ и даже чиновники активно его использовали.
Под самоизоляцией обычно понимали запреты на передвижение и некоторые другие ограничительные меры.
Вместе с самоизоляцией часто звучало понятие «карантин». А вот это уже юридический термин.
Понятие «карантина», они же «ограничительные мероприятия» раскрывается в статье 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Оно означает комплекс административных и медицинских мер, направленных на нераспространение инфекционных болезней.
2. «Масочный режим»
Ещё одно дитя неграмотных журналистов и невнимательных чиновников — «масочный режим». И его брат «перчаточный режим».
Как и в случае с «самоизоляцией», понятие «масочного режима» вы не обнаружите в действующем законодательстве. Его придумали СМИ как удобное название для постановлений губернаторов и Роспотребнадзора, в которых россиян обязали к непременному ношению масок и перчаток.
Но и здесь губернаторы отличились — кто в лес, кто по дрова.
Одни предписали носить гражданам СИЗ — средства индивидуальной защиты, которыми маски не являются. Другие заставляли носить маски, но не уточняли какие (маскарадные? сварочные?) и на каком месте носить.
Третьи указывали на «гигиенические маски». Опять же, медицинская маска и гигиеническая маска — не всегда одно и то же.
3. «Обнуление»
10 марта депутат Госдумы и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова предложила, чтобы после принятия поправок в Конституцию Владимир Путин получил возможность избираться на пост президента в четвёртый и пятый разы.
Присутствовавшие в зале журналисты бросились строчить заметки, а предложенную поправку хлёстко окрестили «обнулением». Хотя на самом деле сроки Владимира Путина никто не обнулял ни в поправках, ни по факту.
Согласно тексту поправок, сроки действующего Президента никуда не деваются, но просто не учитываются при выдвижении кандидатуры на следующих президентских выборах в 2024 году.
4. «Локдаун»
Ближе к осени стало понятно, что пандемия никуда не ушла, но вместо термина «самоизоляция» власти и СМИ стали всё чаще использовать чужое российскому уху «локдаун».
Но, как и в случае с «самоизоляцией», это слово никакого отношения не имеет к действующему законодательству и лишь характеризует определённый набор административных мер.
Например, не так давно обсуждалось введение в Санкт-Петербурге полного «локдауна». Это бы означало, что в городе принудительно закрыли многие учреждения и организации, минимизировали хождение общественного транспорта и заставили бы жителей опять сидеть по домам.
А само слово «локдаун» возникло на Западе. В американских тюрьмах «локдауном» называли ситуацию, когда во время бунтов всех заключённых принудительно закрывали в камерах. Нашли что заимствовать, понимаешь ли.
**********