Удалёнка сделала нас свидетелями поистине удивительного наблюдения, можно сказать даже открытия, которое врятли бы мы заметили в офисной суете. У нас дома есть вот такая прекрасная орхидея, у неё начался период цветения, в котором мы увидели воплощение в жизнь принципов Канбан-метода.
Все про них уже слышали, многие применяли, хайп прошёл... И всё это по той практике, которую еще в прошлом столетии внедряла компания Тойота, основываясь на принципах не менее известного конвейера Генри Форда. При этом внедрение этого инструмента стало возможным только тогда, когда человечество накопило многовековой опыт, осознало и сформулировало методологию, и внедрило в реальный процесс на заводе Тойота.
Но нас поразило то, что эти принципы можно было наблюдать на процессе цветения, которому уже несколько миллионов лет и всё это время он эволюционировал!
Давайте сначала!
Канбан-метод - это метод управления потоком задач разного типа.
По-простому выражаясь, это когда у нас с разных сторон, с разных источников, от разных руководителей появляются разные задачи. Их очень много и не понятно как их приоритизировать, какую определить очередность. Некоторые мы даже не успеваем учитывать, некоторые задачи теряются сами, другие срочно всплывают с максимально коротким сроком. Время от времени наступают "пожары", авралы, и мы просто тонем в многочисленных поручениях и задачах.
Для организации работы в многофункциональном режиме как раз и придуман метод канбан, в котором есть ряд принципов.
Принципы канбан-метода
1. Визуализация
Первый принцип мы можем наблюдать обычно во всех коллективах, потому что коллективу нужно коммуницировать. Коммуникации могут проходить по разным каналам, но человек 80% информации воспринимает глазами, поэтому в работе коллективов часто используются доски или их цифровые аналоги.
На канбан-доске выделено, как правило, несколько столбцов, каждый из которых обозначает определенный этап процесса.
Разные организации используют различные деления доски, но в самом простом варианте это выглядит так
Далее карточки с задачами перемещаются по этим столбцам, обозначая в каком статусе они находятся.
Так ну и что с орхидеей то!?
Был у этой орхидеи вот такой набор задач. Чем вам не канбан-доска? Посмотрите, все задачи учтены и ранжированы по приоритетности! :)
2. Ограничение на количество работ
Второй принцип метода направлен на ограничение количества выполняемых задач. Он говорит о том, что в работе должно быть не более какого-то количества задач (зависит от работы).
Например, если мы говорим про МФЦ или Сбербанк, где тоже применяются принципы канбан-метода, когда вы туда приходите, берете талончик, сидите и ждете своей очереди, все общение организации с вами происходит через табло.
И вот вас вызвали, вы садитесь перед операционистом. У операциониста есть ограничение задач - один клиент, и вот только Вы перед ним. И он на вас сконцентрирован - это простой пример реализации второго принципа канбан-метода в обычной жизни.
Обратите внимание канбан-метод - это набор принципов, которые не обязательно применять все вместе. В том же Сбербанке вам не нужно взаимодействовать с другими клиентами, поэтому там и нет никаких досок, отражающих очередь. Там это может быть даже вредно - клиент, увидев очередь, не станет ждать и уйдёт. А вот в МФЦ на табло указывается "Перед вами 32 чел", авось уйдёте )))
И самым удивительным открытием в этом наблюдении для меня стало воплощение орхидеей именно этого принципа. Растение тратило на каждый бутон по три дня: в 1-й день бутон набухал, во 2-й распускался, в 3-й вырастал до полноценного цветка. При этом со всеми остальными бутонами не происходило ровным счётом ничего! Они как будто были в столбце "сделать" на доске или как вы в очереди Сбербанка с талончиком на диване! Зато в 4-й день следующий бутон начинал набухать как по расписанию.
3. Акцент внимания на те задачи, которые можно закончить
Третий принцип, мой любимый, об акцентировании внимания на тех задачах, которые уже в работе и их можно закончить. Его ещё называют "хватит начинать начинать, начинай заканчивать".
Часто его сравнивают с процессом "вытягивания". То есть заканчиваем задачу, и на канбан доске как бы вытягиваем из одного столбца в другой карточку задачи, освобождая там место для новой задачи. Это тоже исторически-эволюционировавший процесс, тянуть всегда было проще, чем толкать, вспомните - лошади ведь тянули телеги, а не толкали.
И этот третий принцип растение активно применяло!
Бутон, который был следующим "в очереди" не распускался одновременно с тем бутоном, который был уже взят орхидеей "в работу". Это наглядно доказывает, что и у орхидеи есть чёткий план работ, он приоритизирован и она не распыляет своё внимание на все задачи (бутоны).
А что с гибкими технологиями, спросите Вы?
Наступили у орхидеи тяжёлые времена, устроили ей 2020 год (поставили растение в холод к окну).
Что сделала орхидея?
1) остановила работы по развитию (цветению), сконцентрировавшись только на ключевых функциях (сохранять то что есть).
2) переоценила свои планы и отменила одну из задач. Обратите внимание какую - с самым дальним сроком исполнения.
Уверены, если бы она не была вовремя возвращена в тепло, то продолжила бы и дальше отменять планы по развитию. А это уже про Agile, т.е. поступила гибко - сначала отменила только один бутон, а остальным сказала "ждите решений оперштаба".
А мы, в свою очередь, будем возлагать надежды на 2021 год и успешное завершение всех наших, начатых задач. Ведь после возвращения в привычные условия, орхидея достигла всех своих оставшихся целей.