Завершается год 2020 – болезненный год, когда мы нередко взывали к Господу о здравии ближних. Глаз писателя зорок, потому литература в будущем подробно поведает о том, что было – игры ли, заговоры ли против народа, или череда случайностей, перед которыми слабосильными оказались все, от простого Иванушки-дурачка до большого чиновника.
Печали и сомнения оставим в прошлом, а пока вспомним о том, что журналу «Сибирь» девяносто лет и встретимся с главным редактором, Анатолием Григорьевичем Байбородиным. Я, Алена Шипицына, проведу эту беседу.
Основанный в 1930-м году, журнал назывался «Будущая Сибирь», выходил до 1935 года. Затем менял названия: «Новая Сибирь», «Ангара» и уже с 1971-го года именуется привычно для нынешнего читателя - «Сибирью».
Нить беседы потянулась издалека. Анатолий Григорьевич работает над пятой, окончательной редакцией романа «Боже мой», написанного тридцать лет назад, опубликованного в Иркутске отдельной книгой, потом с предисловием Валентина Распутина в московском журнале «Роман-газета» тиражом в полтора миллиона. Говорю это для того, чтобы показать сколь ответственно, с большой долей самокритики подходит Анатолий Байбородин к своему творчеству и к литературному журналу, который возглавляет.
Анатолий Григорьевич, литературный процесс – глобальное действо, закономерное и, в то же время стихийное. Если взять наш журнал и рассмотреть его, как часть этого действа, то какую роль он играет в литературном процессе? Какой прок от него читателю и писателю?
А.Б. Роль журнала в литературном процессе велика, ибо, широкий круг читателей узнаёт о новых произведениях прозы, поэзии, публицистики, критики из журнальных публикаций. Книга может выйти позже, и дойдет ли до читателя…. А произведение, прошедшее суровый редакторский отбор, уже заслуживает читательское внимание. Если сочинителя напечатала «Сибирь», а тем более, журнал «Наш современник», то сего автора признают уже состоявшимся писателем. Нынче не всякий писатель, даже истинно даровитый, может издать книгу прозы либо поэзии, а посему журнал даёт возможность читателю познакомиться с его произведениями. Благодаря журналу писатель видит своё сочинение со стороны и либо восклицает в душе: «Я ли се вообразил и запечатлел… Ай-да Пушкин, молодец…», либо хватается за голову, узрев огрехи, и потом доводит сочинение до ума и доброго духа.
А.Ш. А чем отличаются журналы друг от друга?
А.Б. Отличают главными редакторами… Либерал ли прозападный, патриот ли российский, а далее по степени литературного дарования, его мистических, национально-этических и эстетических познаний… В былые времена российские литературные журналы даже храбро сражались меж собой на идеологических и даже политических полях: в позапрошлом веке русофилы-консерваторы с прозападными либералами; а в прошлом веке русские национальные журналы («Молодая гвардия» и «Наш современник») противостояли либерально-прозападным («Новый мир» и ему подобные журналы), стараясь мирно ужиться с интернационально-советскими изданиями. В нынешнем веке идеологическое противостояние журналов едва тлеет, поскольку и журналы, утесненные интернетом, дышат на ладан и вымирают.
А.Ш. А журнал «Сибирь» имеет некое идеологическое направление?
А.Б. Журнал наш художественный, проза и поэзия не терпят лобовые идеологические декларации, и лишь в критике, публицистике авторы могут откровенно выразить свое мировоззрение, скажем, русское народно-православное, кое исповедую. В сем смысле «Сибирь» созвучен журналу «Наш современник», а посему и не случайно некий писатель повеличал наш журнал его младшим братом.
Но в журнале не все зависит от главного редактора, даже если у того семь пядей во лбу и дар от Бога; образ журнала зависит от духовного, творческого уровня окружающих писателей, ибо журнал – издание, подвластное губернской писательской организации. При публикациях главный редактор вынужден быть иногда снисходительным, печатая прозу и поэзию здешних членов Союза писателей – пусть порой бедно и бледно, но профессионально, а к сему еще и автор – юбиляр либо давно не печатался. За снисходительность меня не единожды бранил Василий Козлов, который до меня был главным редактором лет тридцать. На брань я бы эдак ответил: «Ты, брат, редакторствовал, когда в Иркутске процветала такая плеяда талантливых писателей, какая не снилась прочим губерниям даже в сказочном сне: прозаики Валентин Распутин, Алексей Зверев, Глеб Пакулов, Альберт Гурулёв, Геннадий Машкин, Евгений Суворов, Станислав Китайский, Вячеслав Шугаев, Ким Балков, Валентина Сидоренко, Олег Слободчиков, Андрей Антипин, поэты Ростислав Филиппов, Петр Реутский, Михаил Трофимов, Анатолий Горбунов, Виктор Соколов, Андрей Румянцев, Геннадий Гайда, Владимир Скиф, Татьяна Суровцева, да и сам Василий Козлов».
Оборотная сторона обложки юбилейного выпуска журнала «Сибирь»
Есть и ныне мастера, но, чтобы эдакой ватагой… Спасаем журнал тем, что наряду с прибайкальскими представляем и писателей других губерний, чье мудрое и живописное, русское народное слово слышно по всей России-матушке.
Беседу записала Алена Шипицына
Продолжение здесь
Tags: Беседы Project: Moloko Author: Байбородин А.