Совсем иного плана книги В.И. Немировича-Данченко «Страна холода», и А.А. Борисова «У самоедов. От Пинеги до Карского моря». Это книги – впечатления о путешествиях по Северам людей творческих, эмоциональных.
Василий Иванович, старший брат известного театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко, много ездил по России и странам европы, описывая свои путешествия в многочисленных художественно-этнографических очерках. его перу принадлежат множество романов о кавказских и русско-турецких войнах, бытовых романов, сборников рассказов, мемуары. Он дружил со Скобелевым и Гумилевым. Октябрьскую революцию, в отличие от брата, не принял и в 1921 г. эмигрировал из страны. Умер в Праге.
Его книга «Страна холода: виденное и слышанное» была издана в 1877 г. В ее основу положено путешествие, предпринятое писателем в 1873 г. на Кольский полуостров, и впечатления от поездок по побережью Белого моря и Ледовитого океана. Во время своей поездки он наблюдал за бытом местного населения, собирал фольклор, описывал природные явления и пейзажи. В книге собрано достаточно большое количество уникального на тот момент статистического и этнографического материала о Русском Севере. И в книге недаром имеется пояснение «виденное и слышанное», так как например очерк «Новая Земля и Вайгач» написаны наоснове сочинений Литке, Пахтусова и многих других исследователей Севера, и написано так, будто писатель все это видел своими глазам: «В водах, омывающих острова, ловятся неводами омули и гольцы, бьют белух, моржей, морских зайцев, лысунов, нерп и тюленей… Здесь пропасть волков и царь арктических пустынь – белый медведь властно странствуют по громадным пустырям Вайгача… Вайгач для самоедов долго был священным островом. Тут, на различных пунктах, преимущественно же на выдающихся высотах береговых скал, и до сих пор встречаются их идолы. Такие же деревянные обрубки ставят и нынешние самоеды-промышленники у лисьих и песцовых нор острова Вайгач». В книге очень красочные рисунки, созданные замечательным русским художником-иллюстратором Н.Н. Каразиным.
Если о Новой Земле и острове Вайгач Немирович-Данченко пишет со слов исследователей, то Александр Алексеевич Борисов рассказывает о личных впечатлениях об архипелаге и Севере. Выросший в крестьянской семье, он закончил Санкт-Петербургскую Академию художеств, где постигал технику рисунка у шишкина и Куинджи. А еще он мечтал о Севере. Борисов писал: «Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал, чтобы отправиться туда, вверх, за пределы Архангельской губернии». И уже в 1894 г. ему представилась такая возможность: он сопровождает Витте в морской поездке по Мурманскому побережью. Суровая северная природа чарует его. Он мечтает о высокоширотных художественных экспедициях: «…мне хотелось написать целую серию картин и показать всему свету те необычайные красоты загадочного полярного мира». И такие возможности судьба ему предоставила. Он побывал в нескольких полярных экспедициях, в том числе и на Новой Земле, где вместе с товарищами обследовал и наносил на карту берега заливов, давая бухтам, проливам, горным вершинам и мысам имена художников, ученых, людей, способствовавших освоению Севера. Кроме того, путешественники вели метеорологические наблюдения, собирали геологические, ботанические и зоологические коллекции.
Из этих экспедиций Борисов привозит эскизы, наброски, зарисовки. Эти работы вызвали восхищение как в России, так и за рубежом. его картины покупает Третьяков, о его работах одобрительно отзываются Васнецов и Репин. У Борисова проходят выставки в Вене и Берлине, Праге и Лондоне, Кельне и Вашингтоне. Борисов был первым русским художником, побывавшим на Новой Земле, через северные пейзажи он открывал свою Артику – неизведанную, прекрасную в своей суровости.
До поездки на Новую Землю Борисов в тренировочных целях совершает экспедицию, о которой пишет в своей книге «У самоедов. От Пинеги до Карского моря». В этой экспедиции художник испытывает себя для зимовок на снегу, привыкает к употреблению в пищу сырого мяса и крови, познает ненецкие обычаи и быт, умение управлять оленями и так далее. Книга представляет собой путевые очерки художника по маршруту от Пинеги, через Усть-Цильму, по Печоре до Пустозерска и далее – по Большеземельской тундре до селения Никольское на берегу пролива Югорский шар, а потом по-западному и восточному берегам на остров Вайгач. Издание иллюстрируют 36 снимков с картин художника на отдельных листах, из них 15 вклеенных картин изображены в красках. Книга вышла в издании А.Ф. Девриена, а на обложке помещен дружеский шарж на Борисова, где художник на льдине работает над картиной в окружении восхищенных полярных жителей – медведей и моржа. Полярный исследователь-художник, русский «Нансен», как его называли, не был забыт. Картины о Севере стали не эпизодами в его творчестве, а составляли саму его суть. Борисова по праву можно считать основоположником полярного жанра. его картины представлены во многих музеях и картинных галереях в России и за рубежом. Именем А.А. Борисова назван полуостров, расположенный в восточной части Северного острова Новая Земля.
По материалам выставки и одноименного каталога «Книга Севера»
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить свежие статьи!
Ещё статьи о «Севере в редких книгах»:
Север в редких книгах. Миддендорф
Север в редких книгах. Нансен