Как коронавирус испортил всему миру главный праздник года
С момента появления в китайском Ухане невиданной ранее болезни, которая теперь известна как пневмония COVID-19, прошло уже больше года. За это время мир пережил экономический кризис, а людям пришлось надолго запереться в своих домах, привыкнуть к ношению масок и постоянной дезинфекции.
Пока одни пытались отмечать торжества и праздники онлайн, другие хандрили в четырех стенах. Чтобы хоть как-то сгладить экономические и психологические последствия пандемии, правительства многих стран еще осенью пообещали ослабить ограничения к концу года и подарить людям праздники.
Но мечты о веселом Рождестве и Новом годе разбились о суровую реальность: число заболевших неуклонно растет, ученые находят новые штаммы коронавируса, а вакцинация пока не дала желаемого результата. В итоге вместо послаблений власти решили ввести новые, порой абсурдные ограничения, и миллионы людей по всему миру остались без самых добрых и веселых праздников. С какими запретами они столкнулись, что о них думают и как пытались «спасать» Рождество — в материале «Ленты.ру».
«Очереди на почте выросли ровно в два раза: видимо, все поняли, что не смогут уехать, и решили разослать родственникам и друзьям купленные подарки. Но почта явно не справляется. (...) Остается надеяться, что у кого-нибудь будет праздник в этом году», — сетует живущая в Лондоне Ксения Петунова, работница квест-индустрии.
Как тысячи других британцев, она опасается, что ни Рождества, ни Нового года не будет: точнее, будут — но только в календаре. Еле-еле оправившихся от весеннего локдауна людей уже осенью вынудили вновь соблюдать ограничения из-за очередной волны заболеваемости COVID-19. А буквально за несколько дней до католического Рождества ситуация еще ухудшилась: из-за обнаруженной мутации коронавируса многие страны закрыли транспортное сообщение с Соединенным Королевством. Жителей страны пугают нехваткой продовольствия и лекарств, а политики признают, что ситуация с COVID-19 вышла из-под контроля.
1.7
миллиона
заразившихся коронавирусом погибли по всему миру
Новый год и Рождество были для многих последней надеждой на короткую передышку от 2020-го. К концу года люди устали бояться коронавируса, не хотят думать о новой мутации, распространяющейся по Европе, переживать из-за новостей о массовых заражениях норок в Дании (которые к тому же «восстают»из-под земли после уничтожения). Однако каждый день по всему миру фиксируют 500-600 тысяч новых заболевших. В такой ситуации правительства стоят перед тяжелым выбором: на одной чаше весов — спокойствие граждан, на другой — последствия второй волны COVID-19, накрывшей мир.
Несмотря на «гонку вакцин», которые должны остановить распространение заразы, многие страны сделали выбор между весельем и смертями не в пользу новогодних чудес. Они ввели запреты на массовые собрания, отменили рождественские и новогодние ярмарки, фактически лишив людей главных атрибутов праздника.
В четырех стенах
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, вообще-то, обещал спасти Рождество. Он планировал ослабить ограничительные меры по всей стране с 23 по 27 декабря, чтобы британцы смогли свободно перемещаться и отмечать праздники дома в полном составе.
Однако планы резко изменились с появлением мутировавшего штамма коронавируса. В результате меры были лишь усилены: жителям Лондона и юго-востока Англии, где проживает около трети населения страны, запретили собираться вместе на Рождество. Кроме того, принято решение закрыть непродовольственные магазины, спортзалы и парикмахерские. Британцам также разрешили встречаться только с одним посторонним человеком и исключительно на свежем воздухе.
Власти Соединенного Королевства, конечно, не злодеи, и ограничения — это действительно вынужденная мера. Связана она с тем, что в стране и так в среднем по 30 тысяч новых случаев заболевания COVID-19 в день, а новый штамм, как выяснилось, более заразный.
Иронично, но призывы Джонсона и министра здравоохранения Мэтта Хэнкока с просьбами соблюдать осторожность, наоборот, привели к столпотворениям на вокзалах и в аэропортах. Британцы начали массово покидать Лондон, опасаясь застрять в городе до конца праздников. В итоге им пришлось выслушивать нотации: Хэнкок назвал попытки попасть на последние самолеты «совершенно безответственным поведением».
В каких-то странах предновогодние запреты властей и вовсе кажутся злой шуткой. Так, объявляя об ужесточении мер в Нидерландах, власти сделали некоторые «послабления» для граждан: в период Рождества разрешили принимать не двух, а сразу трех гостей — и это не считая детей младше 13 лет. Несмотря на всю странность, такое решение тоже оправданно: ежедневный прирост больных COVID-19 в стране достигает 10 тысяч, а больницы прекращают оказание плановых медицинских услуг ради борьбы с инфекцией. Впрочем, местные жители все равно продолжают толпиться в магазинах в поисках рождественских подарков.
Посоревноваться с Нидерландами в причудливых указах могут власти Германии, запретившие предновогоднюю продажу фейерверков. Дело не в скрывающемся в упаковке коронавирусе, как может показаться на первый взгляд, — просто в МВД рассчитывают, что из-за запрета люди решат воздержаться от гуляний в новогоднюю ночь. Они также хотят уберечь граждан от травм из-за неосторожного обращения с петардами: в больницах сейчас и так не хватает коек.
Возможность полюбоваться фейерверками — далеко не единственное, чего будут лишены жители Германии в канун 2021-го. Так, в Берлине еще 1 декабря запретили рождественские ярмарки и разобрали уже построенные палатки. «Мне будет не хватать их. Там красиво, музыка, праздничное настроение, люди приходят семьями — все это имеет прямое отношение к Рождеству», — рассказала жительница города Виолетта. Такое решение дорого обойдется и бизнесменам, которые потеряли возможность заработать в 2020-м.
Спасению бизнеса многие европейские страны действительно предпочитают безопасность. Так, Польша, Италия, Германия и Франция решили закрыть горнолыжные курорты, чтобы обезопасить граждан и туристов. Берлин даже пытался уговорить ЕС ввести общеевропейское постановление о закрытии сезона, однако эта инициатива пока не продвинулась.
Власти Франции, согласившиеся с предложением ФРГ, при этом решили все же не полностью закрывать курорты: лыжные станции будут открыты, а подъемники — нет. Ради чего в таком случае ехать на курорт? Например, «гулять и дышать свежим воздухом», считает французский премьер Жан Кастекс.
С ним категорически не согласны представители европейской туриндустрии, которые могут катастрофически много потерять на ограничениях. «Значит, 400 человек в парижском метро не заразятся, а четыре человека в кабине горнолыжного подъемника заболеют?» — возмущаются они
В то же время представителей лыжного туризма поддержат в Швейцарии: местные власти решили не отменять горнолыжный сезон, но ввести квоты на количество людей на склонах. Австрия, в свою очередь, просто запретила расселение в курортных отелях для туристов, но не для местных жителей. Страна, вероятно, учла свой предыдущий горький опыт: в мае стало известно о сокрытии информации о вспышках коронавируса на горнолыжных курортах Санкт-Антон и Ишгль. Тогда около пяти тысяч туристов обратились в суд с коллективным иском против местных властей.