В начале XIX века балом руководил ампир и шаль на плечах, чтобы совсем не замёрзнуть в тонких платьях из муслина. И если в прошлых столетиях особое внимание уделялось причёскам, то в XIX веке - головным уборам.
Замужняя женщина всегда покрывала голову: появиться перед посторонним человеком без головного убора считалось позором.
Кокошник. Не просто исконно русский головной убор, а праздничный и придворный, который обязаны были носить при дворе аристократки после указа Николая I.
"Женские головные уборы, род диадемы из шёлка, расшитые золотом и серебром, блистали брильянтами..." - коронация Николая I в 1826 году, по свидетельству французского писателя Жака-Франсуа Ансело
Тюрбан. Тюрбаны стали неким отражением восточной моды. Их надевали на званые вечера, в театры и на балы. Считали, что модой на тюрбан обязаны баронессе Анне-Луизе Жермене де Сталь-Гольштейн, которая приехала в Россию 14 июля в 1812 году.
Чепец или чепчик изначально был головным убором для сна, а позднее стал атрибутом повседневной жизни. Чепчик был, как современная подтяжка лица, скрывал стареющую шею и вообще ночью в нём было удобно - уши в тепле и волосы не растрёпывались.
В России чепчики стали популярны при Екатерине II. До конца XIX века это был предмет домашнего туалета, а в XIX веке уже былью частью повседневного гардероба. Чепчики шили из дорогих тканей и красиво украшались.
Мода на береты изначально была во всей Европе и только к XIX веку дошла до России. Береты были огромные, их украшали перьями и делали исключительно из дорогих тканей. В России такой берет надевали только замужние дамы для выходов свет. Например, в произведении Пушкина «Евгений Онегин» берет символизирует, что главная героиня Татьяна обещана другому.
Стоит отметить, что головных уборов XIX века было несколько больше, помимо четырёх вышеперечисленных. Многие относят их к разновидностям шляпок.
Например, в 1863 году в моду вошла шляпка "ветреница", про которую журнал "модный магазин" писал: "Это очень маленькая шляпа, едва прикрывающая щеки; но такой фасон не выдержит первых жаров".
Маленькие шляпки фасона "ток": в первой половине XIX века такие шляпки были пышно украшены перьями, аграфами с драгоценными камнями и пряжками.
Во второй половине XIX века отделка "тока" стала скромнее, размер шляпки уменьшился. Вот как описывал головной убор княгини Бетси Тверской Л. Н. Толстой в "Анне Карениной": "Её шляпка, где-то парившая над её головой, как колпачок над лампой...".
Так же во второй половине XIX века стали популярны шляпки фасона "кибитка". У таких шляпок было круглое донышко и тулья, отделывались они изнутри и по нижним краям тульи матерчатыми цветами, перьями, лентами, кружевными оборками.
Приглашаю в мой инстаграм по истории! :) В нём я делюсь подборками книг и какие можно скачать бесплатно.