Метро шведской столицы общепринято считается одним из самых красивых в мире. Если вы наберёте в поисковике "Метро Стокгольма" или "Stockholm metro" и откроете поиск по картинкам, то вашему взгляду откроются умопомрачительные виды станций, больше похожих на пещеры, созданные природой и раскрашенные яркими красками. Швеция постоянно входит в рейтинги самых счастливых наций мира, и глядя на их станции метро, с этими рейтингами охотно соглашаешься: как можно не быть счастливым, когда каждый день по дороге на работу видишь такую красоту?
Давайте внесём немного ясности. Метро Стокгольма состоит из трёх линий и сотни станций, и далеко не все из них являются произведениями искусства. Больше половины станций (52 из 100) и вовсе являются наземными и похожи на обычные железнодорожные платформы. Станций, которыми восхищается весь мир (давайте назовём их "станциями пещерного типа") чуть больше 25 штук, большинство из них расположены на синей линии, несколько станций - на красной, и ещё две - на зелёной. Не подумайте, что остальные станции я считаю плохими: метро - это в первую очередь транспорт, и пользователи остальных 75 станций в любом случае радуются тому, что могут пользоваться удобным и быстрым транспортом. Но всё же стокгольмское метро - это не московское и не петербургское, где каждая станция имеет свой собственный облик.
Однако же, скажу я вам, хоть пещерных станций в Стокгольме не так уж и много, но они настолько впечатляют, что их по праву можно назвать одной из главных достопримечательностей столицы и всей Швеции. Стокгольму настолько повезло с грунтами, что подземные станции метро в центре города можно просто выдалбливать в породе, без укрепления тюбингами и другими несущими конструкциями. И получается безумно прекрасно. Стокгольмское метро действительно одно из самых прекрасных в мире, и оно однозначно стоит того, чтобы потратить на него вечер-другой. Да, исходя из личного опыта, советую устроить экскурсию по стокгольмским транспортным пещерам именно вечером, после часа пик. Во-первых, на улице будет уже темно, и вам не придётся тратить световой день на подземелья, особенно если вы путешествуете не летом. Во-вторых, пассажиров будет мало, и вы не будете друг другу мешать, а десятиминутных интервалов между поездами как раз хватит, чтобы приехать на станцию, детально её осмотреть и уехать на следующем поезде.
Посмотрим на схему метро. Оранжевым цветом я отметил "пещерные" станции.
Давайте же устроим виртуальную экскурсию по самым красивым станциям подземного Стокгольма. Большинство фотографий - мои, сняты в ноябре 2019 года. Несколько фотографий взяты из открытых источников, это указано в подписи.
Начнём наше путешествие с восточной конечной станции синей линии - Kungsträdgården (произносится примерно как "Кунстрегорден", с ударением на О и немного на У). Название переводится как "Королевский сад", это название парка, под которым расположена станция.
История этой станции довольно скандальна. Дело в том, что в середине 20-го века Стокгольм был одержим примерно теми же идеями, что и многие крупные города СССР - снести к чертям весь старый город и построить на его месте новый мегаполис с высоченными зданиями, широченными дорогами и прочими атрибутами современности. Далеко не все стокгольмцы поддерживали эту стратегию, однако ж район Norrmalm в самом центре города действительно почти полностью снесли и перестроили. В рамках постройки нового города-сада в том числе прокладывалась синяя линия метро. Выход станции Kungsträdgården предполагалось сделать непосредственно в парке, для чего надо было вырубить несколько очень старых вязов.
Это оказалось последней каплей в чаше терпения недовольных стокгольмцев. Больше 1000 человек вышли на протест против вырубки парка. Хотя протест был исключительно мирным, он привёл к нужному результату: выход станции перенесли восточнее, в жилой квартал. А вязы и поныне живут и здравствуют, хотя во времена описываемых событий власть имущие нашли у деревьев какое-то неизлечимое заболевание, из-за которого они в любом случае должны были вот-вот погибнуть.
Станция не блещет яркими цветами и пёстрым оформлением, однако ж здесь легко можно застрять на час и больше. Во-первых, она огромная: посмотрите на ширину платформы! А во-вторых, это не просто станция, а настоящий музей, или даже несколько музеев. Есть здесь античные скульптуры:
Эти скульптуры раньше были частью дворца Makalös, который сгорел ещё в начале 19 века. Уцелевшие части оформления дворца в основном разошлись по частным коллекциям, а некоторые позднее оказались на станции метро.
Есть тут и инсталляции в духе современного искусства:
Это всё подлинные элементы старого города, снесённого в 1950-х.
Есть здесь и что-то похожее на картинную галерею:
И даже живая природа есть на станции. На фотографии видно только небольшое растение, но их там намного больше. А ещё эта станция - единственное место в Скандинавии, где живут пауки вида Lessertia dentichelis. Не переживайте, по платформе они не ползают :)
Вдоволь набродившись по подземному музею, сядем в поезд отправимся в путь. Следующая остановка - T-Centralen.
"T" означает Tunnelbana - это шведское название метро. Как переводится "Centralen" - думаю, всем понятно. То есть название станции буквально означает "Центральная станция метро". Это не случайно, ведь здесь пересекаются все три линии.
Это одна из станций, с которыми больше всего ассоциируется стокгольмское метро. Ярко-синее оформление действительно впечатляет и поражает воображение.
Поднимемся по эскалатору наверх. Помимо трёх линий метро, здесь также расположен главный железнодорожный вокзал Стокгольма. Пути вокзала расположены ниже путей синей линии, а по переходу, который видно в правой части кадра, можно попасть на красную и зелёную линии.
А вот так выглядит схема всего узла в 3D. Тут надо отвлечься от созерцания красот и рассказать об интересном технологическом решении. Как вы можете видеть на этой схеме, пересадка между красной и зелёной линиями устроена по кросс-платформенной схеме: чтобы пересесть на поезд другой линии, нужно просто перейти на другую сторону платформы (как на московском Китай-Городе или петербургском Технологическом институте). На соседней станции Gamla Stan также есть кросс-платформенная пересадка между красной и зелёной линиями, между этими станциями пути двух линий идут рядом друг с другом. Но если на Gamla Stan на одной платформе останавливаются поезда в попутном направлении (на одной платформе - поезда на север, на другой - на юг), то на T-Centralen на одной платформе останавливаются поезда в противоположных направлениях! То есть, если вам надо пересесть с красной линии на зелёную, то в какую бы сторону вам ни надо было ехать, вы всегда сможете сделать пересадку через платформу, без лестниц и длинных пеших походов. Разве не гениально?
Но вернёмся к красотам синей линии. Следующая станция - Rådhuset. По-русски - "Ратуша", которая действительно расположена над станцией.
Фотографии этой станции тоже часто встречаются в галереях про метро Стокгольма, но надо признать, что здесь большую роль играют фоторедакторы. В реальности окраска камня не столь яркая, а свет на станции довольно приглушённый. Я снимал на средней паршивости мобильник, и мои фотографии больше похожи на то, как эта станция выглядит в реальности.
Если начать экскурсию по метро с этой станции, то она, безусловно, впечатляет. Но если вы уже видели T-Centralen или Solna Centrum (до которой мы скоро доберёмся), то Rådhuset вряд ли будет на вершине вашего рейтинга.
Есть здесь интересные элементы оформления, например, прибитые к своду ботинки с подписью "Калоши счастья с Улицы Мастеров". Спасибо вам, неизвестные мастера :)
Едем дальше. Следующая станция - Fridhemsplan. Станция не блещет красками и не примечательна ничем, кроме корабля в оформлении.
Следующая по курсу станция - Stadshagen.
Станция в целом тоже серая. Но есть здесь интересные элементы оформления - гофрированные картины (не знаю, как они правильно называются). Смотрим на картину слева - и видим игроков хоккейного клуба "Юргорден", атакующих ворота соперника - клуба AIK. Смотрим на ту же картину справа (листайте галерею) - и уже всё наоборот, хоккеисты АИКа атакуют ворота Юргордена!
Есть аналогичная картина про футболистов (названий команд не знаю, извините уж)
Станция Västra skogen также ничем не примечательна, её мы проследуем без остановки. Далее синяя линия разветвляется на два маршрута - западный (номер 10) и восточный (номер 11). К нам с вами пришёл поезд маршрута номер 11. И следующая станция - это она, та самая. Solna Centrum.
Самая яркая и красочная станция всего стокгольмского метро.
Изначально оформление станции было просто красно-зелёным. Но художники-оформители Карл-Олоф Бьорк и Андерс Оберг поняли, что этого мало, и станция украсилась рисунками на тему окружающей среды и разных вопросов, актуальных для Швеции.
Есть на станции и что-то вроде музея миниатюр. Ну а почему нет?
В ярко-красный цвет окрашена не только сама станция, но и наклонный ход с вестибюлем.
Сложно будет оторваться от этой станции, но давайте всё же попробуем. Станцию Näckrosen проследуем без остановки и выйдем на станции Hallonbergen.
Да-да, зрение вас не обманывает - станция оформлена детскими рисунками! Абсолютно вся, целиком.
Детскую тему продолжает и озорная разноцветная подсветка эскалатора. Давайте обойдёмся без плоских шуток - эти цвета не имеют никакого отношения к тому, с чем у многих в последнее время ассоциируется Швеция.
Едем дальше. У нас были станции в любых оттенках серого, была синяя станция, оранжевая, красно-зелёная... Какого цвета не было? Жёлтого! Две последние станции маршрута 11 - Husby и Akalla - с лихвой компенсируют этот недостаток. Akalla оформлена поярче и поинтереснее, на ней и выйдем.
Станция украшена керамическими панно на тему шведской жизни.
Теперь давайте вернёмся назад и проедемся по 10 маршруту синей линии. На большинстве станций вполне можно ограничиться осмотром из окна поезда, но вот на станции Tensta стоит сделать остановку.
Оформление станции посвящено двум темам. Первая - это природа и животный мир. Есть, например, вот такая колония пингвинчиков!
Вторая тема - это... сейчас бы это назвали "толерантность", но в 1975-м году это, видимо, называлось "солидарность". Tensta в то время был районом для иммигрантов со всех концов света, и в оформлении станции присутствует слово "солидарность" на многих языках, в том числе на великом и могучем (хотя слова на других языках, которые удалось распознать, переводятся скорее как "братство" или "гостеприимство").
Интересные станции есть не только на синей ветке. Вот оформление станции Stadion на красной линии.
Станция расположена рядом с Олимпийским стадионом, построенным к Олимпиаде 1912 года. Этому событию посвящена и часть оформления станции.
Соседняя станция - Tekniska högskolan. Как можно догадаться из названия, она расположена рядом с технологическим институтом, поэтому в оформлении присутствуют всякие технарские штуковины.
Что ж, для полного счастья не хватает только станции целиком в зелёных тонах. И станция Alby на другом конце красной линии восполняет этот пробел!
На этом, пожалуй, наша виртуальная экскурсия заканчивается. В конце могу лишь повторить, что стокгольмское метро - одно из самых красивых в мире и одна из главных достопримечательностей Стокгольма и всей Швеции, и оно однозначно достойно посещения и подробного изучения.