Найти тему
Варя Чучалина

Музейная архитектура стран Аравийского полуострова. Ч.2. Музей исламского искусства в Дохе

Данный цикл статей посвящен музейной архитектуре Аравийского полуострова. В прошлой части мы рассмотрели предысторию появления музеев и культурных центров в этом регионе. В настоящей статье вы подробнее узнаете о выдающемся архитектурном проекте Музея исламского искусства в Дохе.

Музейная архитектура стран Аравийского полуострова. Ч.2. Музей исламского искусства в Дохе.

Изначальная функция музеев – хранить и экспонировать имеющиеся объекты. Однако в XX в. происходит в некотором смысле революция в этой области, потому что появляется понятие музейной архитектуры, а, главное – такая архитектура становится частью культурно-образовательного процесса, ради которого люди приходят в музеи. Она обретает ценность сама по себе, независимость и также претендует на то, чтобы являться произведением искусства. У музейной архитектуры появляется возможность «разговаривать» со зрителем и с городским пространством: напоминать горожанам об истории своего города или страны, являться продолжением исторической городской застройки, однако не давать забыть о времени, в котором мы живем сейчас, например, за счет использования некоторых характерных для современности материалов. Эффектная музейная архитектура способна повлиять на впечатление человека от увиденного внутри музея, в том числе.

Если в европейских и американских городах музейная архитектура в той или иной степени присутствовала, существовала архитектурная традиция и представления о том, как должен выглядеть «храм искусства», то в странах Аравийского полуострова такая традиция не была сформирована, поэтому строительство и разработка концепта начались с нуля. Одним из наиболее ранних, но в то же время до сих пор актуальных проектов был и остается Музей исламского искусства в Дохе (Катар), открытый в 2008 году.

Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008, Б.Юймин)
Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008, Б.Юймин)

Его автором выступил американский архитектор китайского происхождения Юй Мин Пэй. Музей расположен на искусственном полуострове, вблизи набережной Корниш. Включает в себя парк, являющийся частью общей композиции. Музей не выполнен в определенном едином архитектурном стиле, однако архитектор вдохновлялся и брал за основу сооружения, построенные в традиционном исламском стиле. Например, мечеть Ибн Тулуна в Каире, Египет (876–879).

Мечеть Ибн Тулуна, Каир, Египет (876–879)
Мечеть Ибн Тулуна, Каир, Египет (876–879)

Музейное пространство выполняет несколько функций: служит местом проведения временных и постоянных выставок, хранения коллекции, является образовательным центром, где взрослые и дети могут посетить библиотеку, посмотреть фильмы, познакомиться с художниками, чьи мастерские находятся там же. Коллекция включает в себя исламское искусство с VII по XIX века, собранное с трех континентов. Особенностью общей композиции является то, что полуостров окружен водой, и, в связи с этим, музей обладает гаванью со стороны западного фасада, выделенной при помощи двух изящных столбов-фонарей.

Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008, Б.Юймин)
Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008, Б.Юймин)

Само сооружение разделено на две части: пятиэтажное главное здание музея, где атриум завершается куполообразной башней, и двухэтажный образовательный центр. Заметными элементами двора являются две аркады, через одну из которых можно наблюдать Персидский залив. Внешняя форма здания представляет из себя поднимающиеся кверху стереометрические объекты: от четырех- и восьмиугольника к кубу и сфере. Башня-купол увенчана окулюсом. Через него и 45-ти метровое окно почти во всю высоту здания внутрь проходит свет. Внешне здание не отличается декором, оно выглядит строгим, монолитным, геометричным, отличается симметрией. Внутренние декор и формы отличаются от внешних: присутствует абстрактный геометрический орнамент, одна из характерных черт исламской архитектуры, две больших изогнутых лестницы, три стеклянных платформы, выполняющих роль мостиков между пространствами галерей, откуда открывается вид на залив. Материалы, которые были использованы в отделке внешних фасадов, внутреннего пространства – кремовый известняк, стекло, темно-серый порфировый камень. Перекрытия были выполнены из нержавеющей стали.

Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008, Б.Юймин)
Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008, Б.Юймин)
Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008, Б.Юймин)
Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008, Б.Юймин)
Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008, Б.Юймин)
Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008, Б.Юймин)
Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008, Б.Юймин)
Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008, Б.Юймин)

Безусловно, вписанность музея в окружающую среду, сохранение черт культуры страны, характерных особенностей стиля, то есть, связи с историческим наследием региона повлияли на то, что проект музея считается одним из выдающихся на Ближнем Востоке. Однако в отличие от симметрии древних мечетей, медресе и других построек исламской архитектуры, современные сооружения музейной архитектуры стран Залива ассиметричны, обладают необычной композицией. Строительные материалы и методы строительства представляют собой симбиоз прошлого и настоящего: использованы панели из известнякового камня, который часто использовался для строительства сооружений традиционной исламской архитектуры, а также бетон; использованы новейшие системы крепления и натуральный камень. В то же время архитектура музея транслирует идеи, уже ставшими классическими на Западе. Например, использование большого количества стекла и максимальное присутствие естественного света.

Музей исламского искусства в Дохе – точка сбора людей разных возрастов, конфессий и национальностей в городе. Сейчас музей активно привлекает как жителей Катара, так и западных туристов.

Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008, Б.Юймин)
Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008, Б.Юймин)

Автор – Варя Чучалина (2020 г.)