Советую прочитать эту интересную, но весьма печальную историю про наше отечественное мотостроение Листал книгу про Ижевские мотоциклы и прочитал о том, как пытались внедрить в серийное производство мотоциклы с объёмом двигателя 500см3. Довольно интересные разработки предлагали конструкторы! Не прочитав эту книгу, и не подумал бы, что такое и на самом деле было и могло серийно производиться.Конечно, авторы книги даже потравили душеньку такими аппаратами, но не получилось их поставить на производство. Да и не в этом дело, получилось не получилось. Главное — могли такое сделать!
Началом работ по созданию дорожных мотоциклов с боковым прицепом и объёмом двигателя 500см3 являлся 1961 год.
Создание конструкции дорожного мотоцикла с двигателем 500см3 началось в 1961 году, когда было утверждено задание на создание мотоцикла ИЖ 555.
6-волтьовое электрооборудование, унифицированное с мотоциклом Юпитер.
Для комплектации мотоцикла, создавались следующие виды 2-такнтых 2-цилиндровых двигателей:
ИЖ 555 — двигатель с наклонно-горизонтальным разъёмом по оси коленчатого вала и специальным картером КПП с крышкой.
ИЖ 555А — двигатель с продольным разъёмом картера по осям цилиндров.
ИЖ 554 — двигатель с дисковыми золотниками на впуске. Соединение коленвалов торцевыми зубчатыми шлицами.
ИЖ 556 — двигатель с золотниками на впуске и шестеренчатой моторной передачей.
В итоге получился вот такой интересный мотоцикл.
В 1965 году успешно проведены приёмочные испытания мотоцикла с рекомендацией на серийное производство с двигателем 555А. К сожалению, руководство не приняло мотоцикл ИЖ 555 к внедрению из-за отсутствия производственных площадей и невозможности снижения выпуска мотоциклов ИЖ-Планета и ИЖ-Юпитер.
В качестве разработки нового мотоцикла класса 500см3 эстафету принял ИЖ-Д15.
Разработка мотоцикла началась в 1969 году совместно с ВНИИТЭ с дизайн-проекта. По двигателю велись разработки компоновочных схем размерностью 68х68 и 75х65 мм, 5-ступенчатой КПП с 2 или 3-вальной компоновкой. По электрооборудованию было решено перейти на 12В. В то время бурно разрабатывался мотоцикл Иж-Планета Спорт и все наработки по этому мотоциклу положительно отразились на конструкции Д-15.
Двигатель мотоцикла оснащался уже 2 карбюраторами. Так же на этом двигателе применялась раздельная смазка, как раз наработка по первым двигателям ИЖ-ПС.
Внешний вид просто радовал глаз!
Так же был создан двигатель под жидкостное охлаждение.
В том же 1979 году министерство обороны предложило ИЖМАШу начать разработку 4-тактного двигателя совместно с фирмой «ЯВА».
Именно на этом моменте история создания мотоциклов класса 500см3 с 2-тактным двигателем.
В период 1980-1985 гг были созданы мотоциклы ИЖ 7.105 — без бокового прицепа и ИЖ 7.106 с боковым прицепом.
Данные мотоциклы имели трубчатую двойную раму. Колёса — спицованные и цельнолитные. Передний тормоз — дисковый с гидроприводом, задний — барабанный с механическим приводом.
Так же в литературе упомянается, что на колёса бокового прицепа имели дисковый тормоз с гидроприводом.
Двигатель: 4-х тактный 2-х цилиндровый.
Диаметр цилиндра — 68мм, ход поршня — 67мм, рабочий объём — 496 см3.
Максимальная мощность — 36 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 7000 об/мин.
Максимальный крутящий момент 39.2 Н.м.
Система пуска: электростартер, кикстартер.
Коробка передач: 5-ступенчатая.