Найти тему

Закономерности влияния болезни/инвалидности на творческую деятельность. Часть 1.

Оглавление

Существует ряд частных случаев влияния кризиса на творческую деятельность личности. Один из таких частных случаев – острое хроническое заболевание (или инвалидность).

Источник: https://livrezonpublisher.com/publication/zakonomernosti-preodoleniya-bolezni-invalidnosti-na-tvorcheskuu-deyatelnost
Источник: https://livrezonpublisher.com/publication/zakonomernosti-preodoleniya-bolezni-invalidnosti-na-tvorcheskuu-deyatelnost

Традиционно под инвалидностью принято понимать: «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

Из этой трактовки важно понимать формулу: есть неполноценные (физически, психически)  люди и задача общества – приблизить этих людей к полноценности (т.е. Эталон / вектор стремления – средний человек).

«Против человека играют, как уже отмечалось, внешние и внутренние обстоятельства. Мы разработали игру с внешними обстоятельствами – запись приведена ниже. […] Партия максимальна: то есть человек играет в ней с максимальной силой. […] Исключены из действия внешних обстоятельств несчастные случаи. Взят нормальный спокойный вариант».
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994. — С. 149.

Г.С. Альтшуллер выделял комплекс из 6 качеств, необходимых творческой личности для успешной деятельности, поэтому, для начала, рассмотрим, как болезнь повлияла на эти качества, какие барьеры вставали перед Личностями и как они с этими барьерами справлялись.

Возможные сценарии: как болезнь создает/меняет/корректирует направления творческой деятельности?

Из рассмотренных примеров возможны всего 4 сценария формирования / изменения достойной цели.

1. Сама болезнь формирует достойную цель. Причем до болезни творческой деятельности НЕТ, болезнь ее, как бы, «активирует».

Пример 1:

«Однажды мальчик по обыкновению играл в саду. Что-то — причина была так пустячна и непонятна ребенку, что не удержа­лась в его памяти,— раздражило в этот миг отца. И он влепил Карлу такую пощечину, что тот оглох и до конца дней не слышал левым ухом. […] А пока мальчик рос болезненным и тще­душным. До семи лет он почти не вставал с постели. И, как рассказывают, до того был истощен золотухой, что стал «предме­том отвращения даже для своих родителей». […] многие дни провел Карл в пол­ном одиночестве, в саду, в обществе большой собаки, с которой делил хлеб и игры. Болезненность отделила его от сверстников, заставила сызмала замкнуться в себе. Он рано научился погру­жаться в свои мысли, в созерцание. Игра солнечных бликов со стеклами дома, переливы красок распускающихся цветов, неповторимый рисунок трав — все это многие часы могло держать его внимание. Сперва это разглядывание мира было чуть ли не единственным развлечением; с годами оно превратится в насущную потребность. Лишенный подвижных игр, беготни, он смотрел — и запоминал — все, проходящее перед глазами: лица, позы, жесты домашних и редких гостей, радовался богатому многоцветью мира....»

Леонтьева Г.К. Карл Брюллов. - 2-е изд., доп.- Л.Искусство 1983.  - С. 6-8

Пример 2:

«На десятом году жизни Циолковский, катаясь на санках, простудился и заболел скарлатиной. Болезнь была тяжелой, и вследствие ее осложнения мальчик почти совершенно потерял слух. Глухота не позволила продолжать учебу в школе. С 10 до 14 лет жизнь Циолковского была «са­мым грустным, самым темным временем... Я стараюсь восстановить его в памяти, но ничего сейчас не могу вспомнить. Нечем помянуть это время».

А.А. Космодемьянский. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). — 2-е издание, дополненное - М.: Наука, 1987.  — С. 19-21.

Пример 3:

«... не участвуя в шумных играх братьев и сестер, Константин не скучал в одиночестве. Он развлекался, делая себе самые разнообразные игрушки. Строительным ма­териалом служили бумага и картон. Сургуч и клей помо­гали соединять части, аккуратно вырезанные ножницами, и из умелых рук Константина выходили часы с гирями, кукольные домики и т. д. Постройка игрушек приносила много радости. Потреб­ность мастерить росла с каждым годом. В 14—16 лет Кон­стантин уже сооружал самодвижущиеся коляски и локо­мотивы. Родные поощряли любовь мальчика к труду».

М.С. Арлазоров. Константин Эдуардович Циолковский его жизнь и деятельность. - М.: государственное издательство технико-теоретической литературы, 1957.  — С. 8-9.

2. Болезнь – это система препятствий для творческой личности. Достойная цель не связана с болезнью.

Пример 4:

«Гликерия Богданова-Чеснокова дала концерты на всех фронтах - в Ораниенбауме, Кронштадте, на палубах кораблей, в военных частях на Ладоге, в окопах, в землянках, на ленинградских заводах, в госпиталях. "Уходили, когда было темно, приходили глубокой ночью и не знали, застанем ли в живых родных и свои дома. Уверены были только в одном, что завтра утром во что бы то ни стало надо встать и идти работать. Назло фашистам будут люди ходить в театр, будут петь и смеяться"».

Капков С.В. Короли комедии. - М.: Алгоритм, 2003. - С. 201.

Пример 5:

«…это не были капризы, это было медленное увядание. С 50-х годов операции следовали одна за другой. "У вас не желудок, а завод по переработке камней, - говорили врачи. Если бы вы поменьше двигались, было бы намного лучше. И уж тем более вам противопоказаны любые танцы!"»

Капков С.В. Короли комедии. - М.: Алгоритм, 2003. - С. 213.

Пример 6:

«У Лобачевского есть тайна, которую он тщательно скрывает от всех, даже от жены: он НЕ может больше писать по ночам — появляется острая резь в глазах. Он понимает, что надвигается слепота. Зрение мерк­нет. Как у Эйлера... Очки уже не помогут. И врачи не помогут. Это угасание, идущее изнутри. Нужно не подавать виду, держаться, бороться. Лишь бы не заметила Варвара Алексеевна. Ее нельзя огорчать... Чем старше становится Николай Иванович, тем большую нежность испытывает к своей вечно бе­ременной, истерзанной недугами жене. Он любит ее за самоотверженность. Тяжел ее жизненный крест... Сейчас, когда ему пятьдесят три, а ей тридцать три, разница в возрасте не так ощущается. Варвара Алек­сеевна постепенно научилась понимать мужа, угады­вать настроение».

М. Колесников. Лобачевский. - М.: Молодая Гвардия, 1965. — С. 251.

3. Болезнь ведет к смене привычной деятельности, происходит корректировка целей, путей достижения.

Пример 7:

«Я не могу, да и не хочу описывать те ужасные страдания, какие довелось мне испытать на протяжении пяти месяцев, ко­гда я неподвижно лежала на спине. Но самым жестоким испы­танием явилась не боль переломов. Гипс плотно обжимал мою грудную клетку, а вместимость моих легких довольно основа тельная, разработанная пением, и я задыхалась в нем, теряли сознание, металась, не могла спать».

Герман А. Эхо Любви.  М.: - Алгоритм, 2013. - С. 232.

Пример 8:

«Я начала сочинять, когда возвращалась к здоровью. Это мне, так же как и написание книжки, помогало заполнить время. Признаюсь, что эти композиции были грустные, — но это в принципе был грустный период моей жизни».

Герман А. Мы долгое эхо.  Анна Герман. — СПб.:  Амфора. 2012. - С. 182.

Пример 9:

«В 1934 году балерина и хореограф Лина Ми­хайловна По заболела энцефалитом. В тяжелом со­стоянии ее привезли в Московский областной клини­ческий институт... Сначала - паралич, потом - слпота. Когда ее руки обрели возможность, хотя и непол­ную, движения, начала мять кусочки хлеба, прида­вая им формы слоников, птичек, мышей. Несколько зверушек стояли на прикроватной тумбочке. Их увидел доктор Шамбуров. Поставил на ладонь мышонка».

Г.М. Кустов. Лина По: Жизнь и творчество слепого скульптора. - М.: Редакционно Издательский отдел ВОС, 1978. - С. 3-4.

4. Болезнь – непреодолимый барьер в достижении цели.

Пример 10:

«Применительно к Батюшкову «последние годы» - это половина жизни. Он прожил шестьдесят восемь лет. В 1821 году его настигла неизлечимая психическая болезнь, и эта дата разделила жизнь поэта на два почти равных отрезка: 34 года до сумасшествия и 34 года после... […]В 1843 году Белинский заметил о Батюшкове: «Превосход­ный талант этот был задушен временем. При этом не должно забывать, что Батюшков слишком рано умер для литературы и поэзии». Разумеется, Белинский знал о том, что Батюшков жив и жи­вет в Вологде. Но и он считал поэта уже как бы несущест­вующим...».

Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. -  М.: Современник, 1987. - С. 290.

Пример 11:

«Весной 1927 года домашние стали замечать в Борисе Михайлови­че какую-то непривычную вялость, понурость. Он стал терять интерес к работе. Это был грозный признак. Некогда, двадцать лет назад, в 1908 году, Кустодиев написал жене: «...работа — это моя жизнь и я сам...».
«Как-то мы выбивали п прятали зимние вещи в сундуки,— вспо­минает дочь художника.— Я вошла к нему и говорю: «Папа, я хочу и твой плед выколотить, в нем много пыли!» Этим пледом были по­крыты его ноги. «Эх, меня самого уже пора выколотить и в сундук положить!» — ответил он так, что мне стало не по себе от его тона, такого необычно безнадежного для него». «Кира, ты знаешь, мне не хочется больше жить, я смертельно ус­тал...» — сказал он и уезжавшему в Москву сыну».

Турков А.М.  Кустодиев. - М.: Искусство, 1986. - С. 158.

При этом, модели 1 и 3 – большая редкость, в них наиболее важно преодолеть слом. Увы, существующие программы реабилитации больных и инвалидов на это не нацелены. НО, если слом удается преодолеть, то на длинных дистанциях деятельность может оказаться более эффективной, чем в модели 2, где борьба часто приходит к модели 4 (когда истощается ресурс).

Планирование деятельности, ограниченной болезнью

1. «Обход» болезни. С помощью помощников, корректировка режима. Формирование новых планов с учетом препятствия.

Пример 12:
«Мой трудовой день начинался в семь утра — па час раньше, чем у других конструкторов. К этому времени меня подбрасывала на завод попутная машина, приво­зившая затем в ЦКБ Ф. В. Токарева. Этот первый утренний час, как правило, был самым продуктивным. Никто не мешал, не отрывал от дела. Я быстро доставал из ящика стола пластилин, складной нож и полностью по­гружался в работу. Все, что накопилось в голове — вче­рашние вечерние задумки, найденные ночью или рано утром решения тех или иных узлов, отдельные детали и их сопряжения,— все принимает конкретные формы в пластилине. Пощупаешь, подержишь в руках, проверишь не только в уме, но и наглядно. Я стараюсь в этот тихий, спокойный час подготовить и самые трудные вычисления. Производить их приходит­ся только в уме, так что малейшее вмешательство может легко сбить, запутать сложные выкладки, которые удер­живаются непрочными средствами памяти. Нельзя терять ни минуты. К восьми придут техни­ки — Аркаша Похмельнов, Галя Серегина и самый моло­дой из всех нас чертежник Костя Мамонтов. Всем надо подготовить работу в соответствии с конструктивным ре­шением».

Марголин М. В. Я солдат еще живой. - М.: Воениздат, 1976. - С. 72-73.

2. Игнорирование болезни. Планы остаются без изменения, частный случай – планка поднимается (ТЛ – торопится больше успеть).

Пример 13:
«Даже будучи приговорен врачами к смерти (ему было отпущено врачами всего несколько месяцев жизни, так как состояние его считалось безнадежным, и он это знал!), он в не­вероятно трудных условиях создает одно из своих фундаментальных произведений — Исторический смысл психологического кризиса. «Я не знаю ничего, что отличалось бы такой удивительной ясностью мысли, такой логической красотой, как эта работа, — рассказывал А.Р. Лурия. — Л.С. Выготский написал эту работу в трагической ситуации: он был болен ту­беркулезом, врачи говорили, что ему осталось 3—4 месяца жизни, его по­местили в санаторий... И тут он начал судорожно писать, чтобы оставить после себя какой-то основной труд». Эту книгу «можно считать по-на­стоящему основополагающим трудом будущей советской психологии. Никогда, ни при каких обстоятельствах не утрачивал он интереса к науке. Вот несколько отрывков из его писем, по которым читатель смо­жет убедиться в не голословности этого утверждения. Будучи тяжело боль­ным, мучаясь от болезни, он не перестает думать о науке, о различных научных проблемах».

Выготская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. — М.: Смысл, 1996.  — С. 199-200.

3. Прекращение работы/эпизодическая работа.

Пример 14:
«Не чувствуя никакого облегчения ни от врачей, ни от лекарств, Гнедич отказался от их приема и угасал. Трагедия неуклонно неслась к своему фи­налу. От страданий он стал нетерпелив, угрюм, раздражителен. Только беседы с друзьями о лите­ратуре как бы возвращали его к жизни: он улыбал­ся, одушевлялся, мрачность исчезла с лица, взор прояснился. Как вспоминал Н. Греч, посетивший его в день именин, т. е. 6 декабря 1832 г., он по просьбе больного рассказал ему «план моего нового рома­на. Участие, удовольствие, одобрение изобрази­лись на лице его, забыты были и кашель, и судоро­ги, и бессонные ночи, и безотрадные дни страда­ний». Но врачи лишили и последней радости: они запретили посещения и разговоры с больным. Последние недели перед смертью часто был в полубессознательном состоянии».

Голубева О. Д. Н. И. Гнедич. — СПб., 2000.—  С. 230-231.

4. Неизбежная смена планов. Требуется при корректировке цели.

Пример 15:
«Несмотря на постоянные жалобы, что работать он не может и, верно, никогда не сможет, Гаршин мало-помалу пробует найти себе некоторые умственные занятия: по­мощь дяде, мировому судье (он присутствует в суде, пи­шет протоколы), изучение французского и английского под руководством двоюродной сестры, живущей там же, и Ефимовке. Успехи Гаршина в французском приводят брата его, Евгения Михайловича, к мысли испытать си­лы Гаршина в переводе».

Латынина А.Н. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. - М.: Худ. лит., 1986. — С. 167.

Выводы по разделу:

Необходима (а часто неизбежна) корректировка рабочих планов. С одной стороны, для личности, которая игнорирует болезнь – работа помогает отвлечься (форма лекарства). С другой стороны, обратный эффект -  привычная нагрузка или ее распределение приводит к «сгоранию» организма, или же, если в привычном ритме работать не получается, результатом может стать депрессия, апатия.

Продолжение следует.