Найти тему
ЮKassa

Итоги года в e-commerce: что изменилось в бизнесе и чего ждать в 2021-м

Оглавление

Уходящий год много изменил как в привычках пользователей относительно покупки и восприятия товаров и услуг, так и по части запросов к бизнесу.

Какие товары больше всего покупали в 2020-м, как менялся спрос на цифровой контент (в котором недостатка явно не было, зато очень возросла конкуренция между его поставщиками), как менялись обороты и средние чеки в интернет-магазинах, и самое главное — какие прогнозы для развития бизнеса будут актуальны на 2021 год? Об этом расскажем в статье — приятного чтения 💙

➡️Хочу взглянуть только на цифры — перейти сразу к дайджесту ⬅️

🛍Шопинг и развлечения на дому

Россияне стали тратить больше денег на разные товары с доставкой, а также на платный контент — например, кино и музыку. В 2020 году обороты платежей у интернет-магазинов с физическими товарами выросли в 2 раза относительно 2019 года, у сервисов с цифровым контентом — во столько же.

Заметно увеличились расходы пользователей на готовую еду и продукты с доставкой — их средний чек вырос в 3,4 раза в этом году относительно прошлого. К таким выводам пришли аналитики ЮKassa, сравнив платежи пользователей в интернет-магазинах и на других онлайн-площадках наших партнёров.

-2

Помимо интернет-магазинов с физическими товарами и сервисов с цифровым контентом, в 2020 году увеличились также обороты платежей у онлайн-площадок с образовательными курсами, тренингами и мастер-классами — на 27% по сравнению с 2019 годом. Чуть меньший рост этого показателя был у сервисов доставки готовой еды — на 22%.

Инсайт от эксперта 👇

Из-за локдауна в онлайн пришли за покупками даже те пользователи, которые раньше ничего не заказывали таким образом. Люди поняли, что в интернете можно купить все что угодно, а платить за это — удобно и безопасно. Новые экономические реалии вынуждают людей, с одной стороны, выбирать только необходимые товары и отказываться от крупных покупок.
С другой стороны, режим самоизоляции стимулирует рост покупательского спроса на кино, музыку, видеоигры и другие цифровые товары.
Иван Глазачев, генеральный директор ЮMoney.

➡️Хочу взглянуть только на цифры — перейти сразу к дайджесту ⬅️

👩🏻‍💻Сейчас кино и учеба, а путешествия потом

В 2020 году количество платежей на сервисах с фильмами, музыкой и другим контентом выросло примерно в 2,8 раза относительно 2019 года. Люди стали чаще платить и за онлайн-обучение — на площадках с курсами, мастер-классами и тренингами платежей стало больше почти на 48%.

-3

У площадок с билетами на поезда и самолеты, а также у сервисов с билетами в кино, театры, музеи и на концерты по этому показателю тоже «низкий сезон». В обоих случаях количество платежей упало на 37% в этом году по сравнению с прошлым.

➡️Хочу взглянуть только на цифры — перейти сразу к дайджесту ⬅️

🍏За продуктами не в магазин, а в интернет

Если смотреть по среднему чеку, то здесь самый большой рост показали сервисы доставки готовой еды и продуктов — у них этот показатель увеличился с 498 до 1681 рубля в 2020 году относительно 2019.

Очевидно, это тоже влияние самоизоляции: чтобы не стоять в очередях продуктовых магазинов, люди теперь предпочитают заказывать все нужное на дом. Заметно вырос также средний чек у интернет-магазинов с физическими товарами, которые тоже можно получить с доставкой, — в 2,1 раза (до 1833 рублей).

Инсайт от эксперта 👇

В уходящем году электронная торговля стала мощным драйвером для развития бизнес-логистики в стране. Локдаун подтолкнул и людей, и компании к новым решениям — например, водители такси взяли на себя обязанности курьеров, а еще на рынке стала активно развиваться услуга экспресс-доставки.
Это позволило во многом решить классическую проблему логистики — доставку по последней миле, то есть в руки конечному получателю. Раньше на доставку от отправителя до промежуточного терминала уходило несколько дней, затем на доставку от терминала до получателя — еще столько же.
Теперь все происходит гораздо быстрее. Пока это актуально только для мегаполисов, но со временем появится и в других крупных городах.
Иван Глазачев, генеральный директор ЮMoney.

Можно дочитать до конца — там есть прогноз для бизнеса, но если лень — смотрите дайджест ⬅️

💳Какими способами платят

Россияне стали чаще использовать для оплаты интернет-банкинги, банковские карты и электронные кошельки.

-4

В этом году по сравнению с прошлым число платежей такими способами выросло на 22%, 17% и 4% соответственно. Если сравнивать по долям, то на банковские карты пришлось 66% платежей, на системы бесконтактной оплаты (например, Apple Pay и Google Pay) — 13%, на интернет-банкинги — 11%, на электронные кошельки — 9%.

-5

По оборотам платежей россиян самый большой рост показали системы бесконтактной оплаты — в 2,1 раза в 2020 году относительно 2019. Тем не менее по обороту самая большая доля у банковских карт — 77%. На системы бесконтактной оплаты пришлось 10% оборота, на электронные кошельки — 7%, на интернет-банкинги — 5%.

Можно дочитать до конца — там есть прогноз для бизнеса, но если лень — смотрите дайджест ⬅️

👨🏼‍💻Бизнес переходит в онлайн

Самоизоляция заметно повлияла не только на покупателей, но и на российский бизнес — все больше компаний и предпринимателей переходят с продажами в интернет.

-6

В 2020 году онлайн-площадок, которые принимают оплату через ЮKassa, стало на 35% больше, чем 2019 году. Совокупный оборот платежей через сервис в этом году увеличился у таких площадок на 61% относительного 2019 года.

Инсайт от эксперта 👇

Для бизнеса 2020 год стал переломным. Продажи в интернете стали обязательным условием для бизнеса, точкой паритета — вне зависимости от отрасли. В итоге это привело к взрывному росту подключений онлайн-сервисов к ЮKassa, перестройке бизнес-моделей, активному использованию соцсетей для продаж товаров и услуг.
Локдаун затронул компании всех размеров, и у этого есть положительная сторона. Малый и средний бизнес теперь успешно конкурирует с крупными компаниями благодаря тому, что в интернете он может быть ближе к клиенту и может лучше понять его потребности.
Тем более что соцсети, мессенджеры и другие онлайн-площадки — это относительно недорогие каналы продаж и коммуникации с аудиторией.
Иван Глазачев, генеральный директор ЮMoney.

С помощью ЮKassa компании и предприниматели могут как принимать онлайн-оплату, так и пользоваться разными сервисами для бизнеса. Среди них есть сервис выставления клиентам счетов — например, по электронной почте или смс. В 2020 году платежей по таким счетам было на 20% больше, чем в прошлом году.

Тренды уходящего года продолжат развиваться в 2021 году. Всеобщая удаленка может продлиться, а значит, электронная торговля будет все глубже проникать в нашу жизнь. То, что предприниматели внедряли в этом году из-за необходимости, в дальнейшем превратится в стандарты.
Компании будут учитывать в своих бизнес-моделях изменение покупательского поведения в онлайне — и для пользователей это здорово.
На первое место начнут выходить бесшовные процессы интернет-покупок, удобство оплаты, объединение разных платежных инструментов в единое целое — например, чтобы можно было оплатить онлайн-заказ с разных счетов, подключенных к одному электронному кошельку, — прогнозирует Иван Глазачев, генеральный директор ЮMoney.
-7

Об исследовании

Учитывались платежи пользователей через ЮKassa за январь — ноябрь 2020 и 2019 годов.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы первыми узнавать новости ЮKassa и получать полезные статьи для бизнеса.