Найти тему
Книги. Издательство АСТ

Пять киберпанк-произведений, которые стоит прочесть пока вы живы

Оглавление

Вышла и сразу же попала в эпицентр скандала долгожданная научно-фантастическая игра от CD Projekt RED. Это заметно оживило интерес читающей публики к имплантам, сетевым взломам и таинственным разработкам спецслужб. А мы рассказываем, какие книги надо держать на цифровой и бумажной полке, чтобы быть в курсе.


«Нейромант» (1984), Уильям Гибсон

Главное литпроизведение по теме, оказавшее огромное влияние на весь жанр и научную фантастику в целом. У Гибсона и до этого были зрелые киберпансковские тексты вроде «Джонни-Мнемоника» и «Сожжения Хром» (да и раньше него писали на эту тему — к примеру, роман Кевина Джетера «Доктор Аддер»). Однако именно «Нейромант» по-настоящему популяризировал жанр и привлек миллионы читателей.

-2

Самое интересное, что создавший всё это великолепие Гибсон в 80-х не имел опыта работы за компьютером и, по сути, вообще ничего не смыслил в вычислительной технике.

История представляет собой классический нуар про киберпреступника, которые завязал, а потом решил снова вернуться в дело. Главному герою ввели токсин, из-за которого он потерял возможность погружться в виртуальную реальность. Теперь трехмерные изображения для него распадаются на горсти пикселей. Ещё в книге есть корпоративные игры, антикапиталистический пафос и много-много приключений.


«Схизматрица» (1985), Брюс Стерлинг

Роман, идеи из которого более поздние авторы крали буквально вагонами. Большая часть землян на Земле уже не живет, населяя астероиды и орбитальные города. При этом общение с прародиной (и остатками её жителей, которые решили отказаться от техники) запрещено законом. Остальное человечество стало почти бессмертным и разделено на тех, кто подвергает себя биоинженерным улучшениям (шейперы) и тех, кто пересадил своё сознание в роботов (механисты). Есть и более мелкие противостоящие друг другу идеологии.

-3

История посвящена приключениям дипломата и политика Абеляра Линдсея, которому в прологе промыли мозг шейперы. В результате он стал фанатиком-антимеханицистом, совершил несколько преступлений, из-за чего отправился в ссылку. Здесь он подрабатывает аферами и основывает театральную компанию.

Тем временем на родине сменилась власть, и за Линдсеем, который может представлять угрозу новому лидеру, выслали наёмного убийцу («антибиотика»). Абеляр сбегает и дальше работает дипломатом крошечной пиратской республики, которая балансирует на грани войны между шейперами и механистами. Сложности добавляет появление третьей силы рептилоидных инопланетян Инвесторов ради привлечения средств от которых противоборствующие стороны объединились...


«Витки» (1982), Роджер Желязны, Фред Томас Саберхаген

Остросюжетный роман про группу людей с экстрасенсорными способностями. Их используют в своих операциях не очень-то чистоплотные спецслужбы всесильной Корпорации.

-4

Главный герой, который в начале романа выясняет, что ему навели ложные воспоминания, потихоньку расследует своё прошлое. А заодно открывает в себе талант силой мысли проникать в компьютеры и любые технические системы коммуникации чтобы управлять ими изнутри...

«Вирт» (1993), Джефф Нун

Здесь вы найдёте много своеобразного киберпанка и ещё больше разнообразных запрещённых законом веществ (так называемых «перьев»). В виртуальную реальность здесь попадают именно с их помощью, а по улицам Манчестера наряду с людьми здесь разгуливает разнообразная собакоголовая нечисть.

-5

Главные герои вызволяют из виртуальной неволи свою младшую сестру Дездемону, для чего им надо прорваться более глубокий слой Вирта и заодно прихватить с собой потустороннее существо, на которое теперь предстоит выменять девушку.

«Лабиринт отражений» (1997), Сергей Лукьяненко

Пожалуй, самый крутой киберпанк на русском языке. В описанном здесь мире будущего люди воспринимают виртуальную реальность как обычную. Любой в неё может нырнуть, однако выйти без внешней помощи может лишь небольшая часть населения Земли (их называют дайверами).

-6

Вместо посещения сайтов здесь заходят в дома специально созданного корпорациями виртуального города Диптаун (нечто-то здорово напоминающее нынешние игры Minecraft, Eve Online или Second Life).

Два дайвера пытаются ограбить транснациональную фармкорпорацию, но в итоге один из них оказывается нанятым для спасения застрявшего в виртуальной реальности молодого человека по кличке Неудачник.

Кстати, со слов писателя толчком для создания романа послужил релиз игры Doom II (1994). Как известно, Лукьяненко одно время здорово увлекался компьютерными играми.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы читать больше об известных литературных произведениях и их авторах!