"Однажды взойдет солнце и настанет новый день. Мир проснется и заживёт своей обычной жизнью, только меня уже не будет. О Аллах! Дай мне сил, мудрости и имана прожить свою жизнь так, чтобы Всевышний одарил меня своей милостью, и чтобы когда меня не станет, людям вокруг в этом мире стало чего-то не хватать..." - именно эти мысли снова и снова крутились у него в голове рано утром, в пятницу, 18 декабря 2020 года, когда он встал на утреннюю молитву.
Мысли о своей скорой смерти в последнее время все чаще занимали его разум. И в это утро он сидел в тишине с этими мыслями, когда неожиданно прозвенел телефонный звонок из больницы. Он поднял трубку и услышал, что несколько минут назад, в больнице, у очень близкого ему человека остановилось сердце...
У чеченцев не принято говорить о своей супруге и своих детях. И до сих пор он старался придерживаться этого правила. Но сегодня он это правило нарушил, прекрасно понимая, что его за это осудят. Он решил сказать. И сказать даже не о супруге, нет. Сказать о настоящем человеке, о своем верном друге и надёжном товарище, которым она для него действительно являлась.
Она очень любила жизнь. Она искренне хотела приносить пользу своей Родине и своему народу, без которого себя просто не мыслила.
Она очень любила и своих родных, и родственников мужа. И они в ней души не чаяли.
"А ты навестил маму? Заходил ты к ней сегодня? Давай хотя бы на этой неделе поедем, навестим твоих родных в Новых Атагах..." - эти слова и увещевания он слышал по несколько раз в неделю.
Она практически никогда не болела. Самое страшное, что с ней могло случиться - лёгкая простуда или головная боль. Даже Ковид летом этого года она перенесла очень легко. И никогда не говорила о смерти. А за недели две до этого дня она вдруг спросила "А где ты меня похоронишь, когда я умру?". Он сначала застыл, удивленный, а потом с улыбкой ответил, что в Новых Атагах, как и положено, ведь он оттуда родом. Она ответила, что хотела бы, чтобы ее похоронили в Чечен-Ауле. Он отшутился, сказав, что так не делается, что это будет только в Атагах. И услышал в ответ "Делахь, и сан весет ду-кх хьуна" ("Тогда считай, что это мое завещание"). Он был очень удивлен этим словам, и хотел сообщить ей, что это он уйдет первым, что он всегда это "знал", был уверен в этом. Поэтому он не боялся рисковать, будучи уверенным, что его время не за горами, и что когда его не станет, он спокоен за сыновей, зная, что она их вырастит достойными людьми... Он был уверен в этом, но не стал продолжать этот разговор, чтобы не расстраивать ее такими мыслями. Но того, что случилось, он и представить себе не мог.
Уже потом, общаясь с родными и знакомыми, он узнал, что был не единственным, кто слышал от нее слова о смерти в последние недели.
Ее уход из жизни сильно расстроил многих людей.
Наш Глава республики Рамзан-Хаджи сообщил, что у них также в доме траур. Несмотря на все ограничения нашего трудного времени и необходимость соблюдать нормы безопасности, их дом посетила Мехкан Нана Аймани Кадырова, чтобы выразить свои соболезнования. И его мама и мама покойной супруги были поражены той скорби, которую они увидели в ее глазах...
Очень много людей пришло на похороны. Мы с трудом пытались выдерживать ограничения этого времени, но особенно в первый день это было очень трудно. Люди приехали не только со всех концов республики, но и из соседний регионов, с Ингушетии, Дагестана, Ставрополя, Астрахани, Волгограда и других... Знакомые и даже незнакомые люди с разных регионов и с Европы звонят и пишут, что все очень расстроены, что это и их потеря...
Много людей пишут, спрашивают, что с ней случилось. В воскресенье, 13 декабря вечером, ей неожиданно стало плохо, схватило сердце. Как мы уже говорили, она практически никогда не болела. Мы вызвали скорую, которая отвезла ее в больницу. Следующие четыре дня она провела в больнице, чувствовала себя хорошо. Провели диагностику, сердце и сосуды были в порядке. Решили в конце недели выехать в Москву для дальнейшего обследования. Но в пятницу утром сердце неожиданно остановилось. Врачи боролись до конца, несколько раз восстанавливая работу сердца. И он все это видел. Видел все, до последнего мгновения.
Мы мусульмане. Мы верим в Аллаха и в его предназначение, верим в Судный день. И мы знаем, что все врачи мира не смогут продлить нашу жизнь ни на секунду, если пришло время, уготованное нам Всевышним.
Когда человек переживает боль и утрату, ему и его родственникам теплее на душе от такого искреннего участия многих людей.
Множество людей проявили свое участие к ее памяти и к ее родным, несмотря на то, что это далеко не единственная потеря за последнее время в республике.
Люди уходят из жизни, когда приходит час, определенный Всевышним. Дай Аллах, чтобы все наши родные и близкие, которых мы потеряли, и мы сами, которые пойдем следом за ними, были озарены Милостью Всевышнего и стали из числа обитателей Рая...
И последнее...
Самым трудным было сообщить сыновьям об этой утрате. Он, их отец, сам сообщил им об этом. Сказал, что они уже мужчины. Сказал, что их Мамы уже нет с ними, и они должны быть сильными, что они должны быть стойкими, и не показывать на людях слабости. И они не показали.
Он видел, как взрослые мужчины на кладбище потрясённо смотрят на лица сыновей, которые мужественно держатся, видя, как хоронят их маму.
Что он мог им сказать? Он сказал им то, что думал сам. Что он верит, что их мама будет ждать их в Раю, а вот им самим надо будет уже очень сильно постараться, чтобы заслужить милость Всевышнего и оказаться обитателями Рая.
Ведь однажды взойдет солнце и настанет новый день. Мир проснется и заживёт своей обычной жизнью, только нас всех, читающих эти строки, уже не будет. И дай нам, о Аллах, силы, мудрости и имана прожить свою жизнь так, чтобы по милости Всевышнего оказаться обитателями Рая, и чтобы когда нас не станет, людям вокруг в этом мире стало чего-то не хватать..
Валлах1и, я не знаю таких слов, в которых я мог бы выразить вам всем благодарность за ваше участие и поддержку. Пусть Всевышний Аллах воздаст вам всем за это благом в этом мире, и в следующем.
Когда ощущаешь свою утрату, острее чувствуешь и чужую боль. Много горя, много похорон мы видим у нас в последнее время. Искренне соболезную всем, кто потерял своих родных и близких. Дала гечдойла царна, Дала иманца собар лойла шуна!