Найти тему

Витте Е. И. Древнейшие города Волыни - Владимир-Волынский 1912

Оглавление

Древнейшие города Волыни.

1. Город Владимир.

Важнейшим городом Волыни был Владимир, расположенный при впадении реки Случи в Луг. Город был хорошо укреплен толстыми деревянными стенами, валами и глубокими рвами. Внутренний город, в котором находился и княжеский терем, был тоже обнесен стеной и валом, и, кроме того, его окружала еще река Случь. Город раскидывался на огромном пространстве. В городе было несколько ворот, из которых известны только двое: Гридшины и Киевския на берегу Луга; последния находились в восточной стороне города, обращенной к Киеву.

В городе еще до сих пор сохранилась древнейшая церковь во имя Св. Василия, основание которой приписывается Владимиру Святому. Владимир же основал и кафедральный собор Успения Пресв. Богородицы. Кроме того были еще и другия церкви. Кроме православных церквей, во Владимире был еще и католический кафедральный костел, так как тут жило много католиков, в том числе и немцев.

В южном предместии Владимира, в нынешнем селе Зимне, находился княжеский загородный двор и и при нем древняя Успенская церковь, построение которой приписывают Владимиру; ниже ея расположена другая, по архитектуре ей современная, церковь, так

4

называемая Малая Зимнинская. Здесь же, по направлению к селу Шистову, находится треугольное городище, в 400 сажен в окружности, расположенное на берегу Луга, очевидно, остаток древних передовых фортов Владимира.

У устья Луга лежал город (ныне местечко) Устилуг, входивший в состав линии укреплений, окаймлявших берега Западнаго Буга. Немного южнее Устилуга, по течению же Буга, находятся остатки древней столицы Волыни, города Волыня; на месте его, на правом берегу Буга, против устья реки Гучвы и поныне сохранился обширный вал с особым городком «Словенским» и множеством могил внутри его.

Владимир-Волынский, некогда столица Владимиро-Волынскаго княжества, лежавший на большом торговом пути из Киева в Польшу, теперь захудалый уездный город, лежащий в стороне от больших путей. Время основания его, как поселения, теряется в глубокой древности. На основании разных летописцев, отбросив все легендарное, можно допустить, что город Владимир существовал уже в 884 г. под именем Людомира, как город большой и многолюдный, так как Побужье почти во всех иностранных источниках того времени называется Людомирией, вероятно, на основании древних исторических сведений о первоначальном наименовании главнаго города этой области.

Первое историческое известие о городе Владимире относится к 988 г. В этом году князь Владимир просвещает русский народ светом христианской веры и для более успешнаго ея распространения строит города, сооружает церкви и учреждает училища. Для большаго удобства в управлении государством он сажает по городам своих сыновей и каждому из них дает удел. Город Людомир великий князь укрепил и назвал его своим именем — Владимиром. Этот город должен был служить оплотом страны против враждебных соседей и в то же время быть противовесом городу Червеню. Благоустроив этот город, Владимир отдал его Всеволоду; таким обра-

5

зом, первым историческим князем Владимирским был Всеволод Владимирович.

Св. Равноапостольный великий князь Владимир.

Раздавая сыновьям уделы, великий князь Владимир посылал с ними священников, заповедуя им

6

учить и крестить людей и церкви ставить. Таким образом, на первых порах крещения Руси была просвещена и земля Волынская. С умножением храмов явилась необходимость учреждения здесь епископской кафедры. И вот, в 992 г. великий князь Владимир учреждает во Владимире епископскую кафедру и первым епископом ея ставит Стефана, болгарина. С этих пор Владимир-Волынский становится центром политическим и религиозным на западно-русской окраине. В это же время, вероятно, основано здесь училище, так как в 1097 г. преподобный Нестор ездил во Владимир-Волынский «смотрения ради училищ и наставления учителей».

В это время пределы Владимиро-Волынскаго княжества и совпадавшие с ними пределы Владимирской епархии обнимали собою все пространство земель с русским коренным населением, заключавшее в себе почти всю нынешнюю Волынскую губернию (кроме Древлянской земли), Полесье с городами: Брестом, Слонимом, Гродном, Волковыском и Кобрином; Подляшье с городами: Мельником, Дрогичином и Бельском, и равно древние города: Червень, Галич, Перемышль, Бензь, Холм, с их округами.

Впоследствии из Владимирскаго княжества выделились частныя княжества: в 1081 г. Перемышльское, в 1086 г. Теребовльское, в 1100 г. Бужское и в 1125 г. Звенигородское. В 1141 г. все эти мелкия княжества слились в одно княжество Галицкое. В 1187 г. из княжества Владимир-Волынскаго выделяется Бельзское княжество. Равным образом из первоначальной Владимирской епархии в разное время выделяются другия епархии.

Как долго княжил здесь Всеволод Владимирович — неизвестно. С разделением Руси на уделы после смерти Ярослава I, в 1054 г., Владимир-Волынский становится столичным городом удельнаго Волынскаго княжества, из-за котораго сто лет борются князья разных ветвей Владимирскаго дома, пока, наконец, в 1156 г. Владимир не утверждается за Мономаховичами в лице Мстислава Изяславича, правнука Мономаха. При сыне его, Романе, совершается в

7

-2

1188 г. временное возсоединение Галича и Владимира, затем оно возобновляется в 1201 г. Романом же, после смерти котораго, в 1205 г., во время малолетства сыновей его, Даниила и Василька, и Галич и Владимир переходят из рук в руки. Наконец, в 1228 г. сыновья Романовы овладевают Волынью и Галичем и даже Киевской землей, при чем Даниил княжит в Галиче, а Василько во Владимире. С нашествием татар на Русь начинаются частыя вторжения их на Волынь, которую они разоряют и опустошают. При этом каждый раз страдает и стольный город Владимир. В 1261 г. свирепый Бурундай, сподвижник Батыев, потребовал от князя Даниила «разметать укрепления» города Владимира и других городов Волынских, а в 1264 г. Даниил скончался, разделив перед смертью своею Галицко-Волынское княжество между сыновьями, Владимир же с некото-

8

рыми городами предоставил брату своему Васильку. В 1271 г. умер Василько, оставив свои владения сыну своему Владимирку. При нем Владимир был одним из богатейших городов Руси. В 1289 г. умер Владимирко бездетным, назначив своим наследником двоюроднаго брата своего Мстислава Луцкаго, а город Кобрин предоставил своей любимой супруге Елене Романовне (княжне Брянской). Оба владимир-волынские князья, Василько и Владимирко, пользовались уважением родственников, и при них не прекращалось общение Волыни с Галичем, но лишь только скончался Владимирко, как начинаются ссоры между родственниками, и ссорам этим нет конца. Русские князья призывают даже татар на помощь. За это время, начиная с первой половины XIII в., начинают собираться разрозненныя до того племена литовския под властью одного князя, и когда в 1336 г. умирает последний представитель старшей ветви рода Романовичей, литовцы имеют уже своего великаго князя Гедимина, который покорил своей власти целый ряд мелких русских удельных княжеств. С прекращением старшей ветви Романовичей Галицко-Волынское княжество раздробляется, становясь добычей литовских и польских князей. В 1340 г. Галичем и западной Волынью овладевает польский король Казимир Великий; остальная Волынь, по договору между литовскими князьями и Казимиром, остается за литовским князем Любартом-Дмитрием Гедиминовичем, который княжит до 1386 г. и живет в Луцке, стольном городе княжества Луцкаго. С этих пор Владимир перестает быть стольным городом Владимир-Волынскаго княжества, уступая свое место Луцку.

Вокняжение Любарта на Волыни может считаться началом литовскаго владычества в этой стране, которое продолжалось до 1569 г., сохраняя вполне русский характер. В 1569 г. последовало насильственное со стороны поляков политическое соединение Литовско-Русскаго княжества с Польшей. С этого времени начинается решительное изменение Западно-Русскаго края в политическом и религиозном отношении. Начинается усиленное влияние на Волынь польских

9

людей, польских порядков и латинства. С другой стороны, литовские и русские вельможи и дворяне, под давлением польским и латинским, начинают изменять своей вере и народности, принимают латинство и ополячиваются.

Не изменил своей вере народ и низшее духовенство, за что и претерпели они неслыханныя притеснения. Религиозная уния 1596 г., навязанная Западной Руси обманом и насилием, должна была служить только мостом для перехода православных в латинство. Настал, наконец, 1793 г., когда по 2-му разделу Польши большая часть Волыни в числе других русских областей, составлявших достояние России, возвращена была России; а в 1795 г., по 3-му разделу Польши, отошла к России и остальная часть Волыни вместе с городом Владимиром. Но это не был уже древний богатый и многолюдный город. Это был город бедный, незначительный и малонаселенный; от древняго величия его остались только развалины величественнаго храма, эти немые свидетели давно минувшей славы и величия этого города, бывшаго некогда центром политическаго и религиознаго управления и богатым торговым центром, лежащим на пути из Киева в Польшу. Это был уже не тот Владимир, при виде котораго угорский король в 1231 г. воскликнул в восторге: «такого града нет и в немецких странах!».

Древнейшая кафедральная соборная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы в урочище «Старая Кафедра» освящена первым волынским епископом Стефаном. Церковь это некоторое время служила усыпальницей Владимиро-Волынских князей и первых епископов волынских. Можно предположить, что церковь эта была первоначально деревянная, так как первыя церкви на Руси «рубились». В XIII же веке, когда церковь эта разрушилась, великий князь Мстислав Изяславич (1156—1160 г.) построил новый каменный Успенский собор. Эта древняя кафедральная церковь существовала, вероятно, там, где ныне находятся каменныя развалины в урочище «Старая Кафедра». Здесь в 1886 г. были сделаны раскопки археологи-

10

ческой коммиссией и открыты были низы каменнаго храма. Внутренность храма разделена на три части:

-3

Св. Стефан, епископ Владимиро-Волынский.

алтарь, среднюю часть и внутреннюю паперть или бабинец. Все подполье бабинца занято склепами, которые

11

оказались наполненными мусором, смешанным с человеческими костями, без всякаго признака гробов.

Обрушившийся храм образовал из мусора холм; небольшую часть этого холма заняла выстроенная впоследствии на этом месте феодоровская церковь; остальная же часть служила кладбищем; при раскопках наталкивались на целые ряды сгнивших и развалившихся гробов и человеческих костей, сложенных в несколько ярусов. В числе кирпичей найдены кирпичи с рисунком, нацарапанным на сырой глине; рисунок изображает, вероятно, строителя храма, в виде воина в латах; голова не покрыта, волосы с пробором по средине головы, бородка малая, клином; одет он в длинную с шитым одежду, и обе руки подняты вверх; в одной из них нечто в роде булавы, а в другой крест. Рисунки очень грубы. На Луцкой улице, между городским замком и Васильевскою церковью, вблизи р. Луга, возвышается небольшой холм и на нем деревянный крест. На этом холме до 1859 г. стояла церковь во имя Введения во храм. Когда и кем была она построена — неизвестно. Впервые она упоминается в 1554 г. В 1859 г. церковь сгорела до основания. На восточном конце города, на берегу р. Луга, в нынешней деревне Рыловце, уцелели остатки бывших городских крепостных земляных валов. На этом месте, по преданию, стояла Георгиевская церковь, построенная в XIV в. на том самом месте, где пал Юрий I Львович, защищая город Владимир от литовскаго князя Гедимина. За крепкими валами до сих пор видны еще курганы и множество могил. Вблизи вала лежит чуть заметный надгробный камень. Церковь эта существовала еще в конце XVII в. В городском замке находилась церковь во имя свв. богоотец иоакима и Анны и называлась замковою. Церковь эта очень древняя. Время уничтожения этой церкви неизвестно.

Было еще много и других церквей, в числе их церковь во имя Архистратига Михаила и при нем монастырь; она стояла на одной из возвышенностей праваго берега р. Луга, в местности, которая впоследствии стала называться предместьем Михайловкой, а нынешнее урочище — Михайловчиной. Монастырь и

12

церковь были деревянные, на каменном фундаменте. По преданию, Михайловская церковь была построена на том месте, где стоял языческий идол. Первыя историческия известия о монастыре встречаются в Ипатьевской летописи под 1268 г. На месте монастыря и церкви находится теперь деревянный крест и каменная плита. Были еще Апостольский монастырь и церковь 12 Апостолов; церковь св. Онуфрия и при ней монастырь; церковь во имя Преображения и при ней монастырь: церковь во имя пророка Илии и при ней монастырь; Святогорский монастырь и церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы и во имя Животворящей Троицы в селе Зимне, бывшем в древности предместьем города Владимира. Село Зимно расположено в 5 верстах от города, на юг от него, на северном берегу р. Луга. В этом селе на возвышенном берегу реки стоит громадных размеров каменная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы. Немного ниже ея, на северном склоне горы, ютится другая, малая, каменная, теплая церковь Св. Троицы, пещерная церковь. Очаровательный вид открывается отсюда на город и на виднеющуюся широко раскинувшуюся долину, отделяемую городом от с. Зимина. Большая церковь построена в 1495 г. Существует предание, что эта церковь построена на месте древней церкви, сооруженной Св. Владимиром в 1001 г. Построение малой церкви приписывается самому Св. Владимиру. В одну линию с верхней Успенской церковью, в нескольких саженях от нея на запад, находится каменное, с очень толстыми стенами, здание с семью кельями, известное под именем «терема Св. Владимира». На террасе горы, где стоит малая церковь, рядом с нею открывается вход в пещеры, на подобие киевских, которыя проходят под Успенскою церковью и тянутся на протяжении нескольких десятков сажень. Высота пещер вполне достаточна, чтобы пройти взрослому человеку. Быть может, это остатки бывших монастырских пещер, в которых некогда, в первую пору христианства на Волыни, подвизались иноки, и по которым самый монастырь, здесь существовавший, назывался «Печерским на Волыни». В позднейшее время время пещеры были исправлены и приведены

13

в тот вид, в каком оне находятся теперь, и, вероятно, служили тайником во время вражеских нашествий. От пещер и церковь называется «Пещерною». Под большой Успенской церковью находятся каменные склепы, где погребены представители православной Волынской знати: князья Чарторийские, Четвертинские, Козеки и другие.

В 1460 г. литовский князь Свидригайло Ольгердович отдал село Зимно и другия имения около Зимина дворянину Немире. Король Казимир, подтверждая дарственныя записи Свидригайла, пожаловал тому же Немире села: Бубнов, Марков Став, Будятичи и Тышкевичи. Так как в инвентаре Зиминскаго монастыря говорится, что монастырю этому принадлежали «с незапамятных времен» села Зимно и Горычов, то можно думать, что Зимно пожаловано было Немире с известными обязательствами в пользу монастыря. С этих пор этот монастырь подчиняется влиянию разных вельмож волынских, преимущественно князей Чарторийских. В XVI в. Зиминский монастырь, как древнейший в Западной Руси, был предметом заботливости многих православных вельмож волынских. Так, феодор Андреевич Сангушко, князь Богуш Корецкий и другие жертвовали в пользу этого монастыря. Такая заботливость о Зиминском монастыре со стороны представителей православной волынской знати вызывалась тем разстройством, которое стало обнаруживаться и в этом монастыре под влиянием надвигавшагося на православную русскую Волынь латинства и полонизма, что вело за собою притеснения православия. С введением унии в крае (1596 г.) началась тяжелая для монастыря борьба с униатскими епископами. Первому униатскому епископу, Игнатию Поцею, не удалось обратить его в унию. Преемник Игнатия, епископ иоаким Мороховский, особенно настойчиво старался захватить в свое заведывание этот монастырь. Но против него возстал арендатор с. Зимина, православный дворянин Гавриил Иваницкий, энергично отстоявший Зиминский монастырь от домогательств Мороховскаго. Тогда последний подал во Владимирский суд жалобу на Иваницкаго, будто он разогнал монахов Зиминскаго монастыря и допустил праздношатаю-

14

щимся лицам разграбить утварь церковную. Но Иваницкий опротестовал эту жалобу, при чем он подробно описывал плачевное состояние этой обители, «в течение долгаго времени остававшейся без священника и чернецов, так что даже ключи от церкви хранились, за неимением церковнаго сторожа, у какой-то старой женщины Татьяны, прозвиском Безручки».

В 1682 г. Зиминский монастырь был насильственно обращен в унию епископом униатским Львом Заленским, при чем по его распоряжению всем монашествующим были обриты бороды. Православные иноки, не хотевшие принять унию, забрали монастырские документы и удалились в Киев.

В 1724 г. зиминския имения достались каштеляну волынскому и старосте Владимирскому Михаилу Чацкому. Он разграбил все церковныя богатства монастыря, приказал снять с главной церкви три купола и оставить только два фронтовые, «дабы уподобить православный монастырь латинскому». Разсказывают, что Чацкий однажды зашел в церковь Зиминскаго монастыря и стал издеваться над стоявшими здесь иконами Пресвятой Богородицы. Он внезапно ослеп и чрез три года умер слепым, а его потомки, наследовавшие от него награбленное церковное имущество, наследовали от него и небесную кару: каждый из наследников Чацкаго перед смертью терял зрение.

Лишившись своих имений и не встречая никакой поддержки со стороны своих попечителей Чацких, ожесточенных фанатиков-католиков, Зиминский монастырь в 18-м стол. пришел в такой упадок, что другие вылынские монастыри сочли нужным поддержать его пожертвованиями. В последний раз обе зиминския церкви были исправлены в 1860—62 гг. на средства, пожертвованныя Императором Александром II и Императрицей Марией Александровной и некоторыми частными лицами.

Главную святыню как древняго Святогорскаго монастыря, так и Троицкой церкви составляет древняя чудотворная икона Пресвятой Богоматери, которою, по преданию, Константинопольский патриарх благословил

15

греческую царевну Анну на брак с великим князем Владимиром Святославичем.

Согласно указу Св. Синода от 15 марта 1893 г. последовало, по ходатайству Архиепископа Модеста, возстановление в с. Зимине древне-православнаго монастыря, под именем Святогорскаго Успенскаго Зиминскаго женскаго монастыря, с припискою его временно к Корецкому женскому монастырю; затем возстановленному монастырю переданы существующия в Зимине Успенская и пещерная Свято-Троицкая церкви с угодьями и пахотной землей в количестве 84 десятин.

Таким образом, в древнем Владимире-Волынском было 22 церкви, из которых 11 находились в черте города. При 6 из них существовали монастыри. Из всех этих древних церквей уцелели только три: Свято-Васильевская в черте города и две зиминския; остальныя безследно погибли в борьбе с латинством и унией; один только древний Мстиславов храм, этот величественный исторический памятник национально-религиозный борьбы православия с латинством, Руси с Польшей, уцелел в развалинах и ныне возобновлен.

Римский католицизм стал впервые проникать в г. Владимир, как и вообще на Волынь, во второй половине XIV в., когда Волынское княжество, утратив своих национально-независимых православных русских князей из дома Св. Владимира, подпало под власть Литвы. По словам польских писателей, Казимир Великий, временно завладевший Волынью в 1364 г., учредил здесь латинскую кафедру и основал кафедральный костел. Но эта римско-католическая кафедра существовала только по имени. Только шестой латинский епископ Владимирский, Андрей Синовский (1425—1452), перенесший в 1427 г., по желанию великаго князя Витовта, епископскую кафедру в Луцк, стал первым действительным латинским епископом на Волыни, и по месту жительства своего в Луцке стал именоваться Луцким. В это именно время естественный ход развития слагавшагося Русско-Литовскаго, или Западно-Русскаго государства встретил неожиданную преграду вследствие внешней государственной сделки

16

Литвы с Польшей в 1386 г., возобновлявшейся несколько раз и после того. Последствием этого союза было стремление польских королей переделать государственный строй и убеждения жителей великаго княжества Литовскаго, обнимавшаго тогда и Волынь, на подобие того строя, который выработала польская историческая жизнь, совершенно иначе сложившаяся на основ латинства и рабства народа, чем жизнь свободнаго русскаго народа на основе православия,— ослабить православие и водворить в Литовско-Русском государстве латинство с его лжеучением и польский общественный порядок. Надо помнить, что в эту пору на Руси нигде еще не было крепостного права, в Польше же оно давно утвердилось в самой ужасной форме: народ в глазах польскаго шляхтича был «быдло», т.-е. скот *). В это-то время на Волыни стали появляться впервые костелы. Господство латинства и полонизма на Волыни вообще и во Владимире-Волынском в частности сказалось в безпощадном истреблении памятников православия и русской народности. Многочисленные православные храмы и монастыри, украшавшие некогда древне-русский город Владимир-Волынский, почти все исчезли с лица земли, так что в настоящее время от них и следа не осталось. Каким-то чудом уцелел Мстиславов храм, эта величественная святыня Волыни, которую униаты в течение двух веков обладания ею намеренно обезобразили позднейшими переделками в иезуитском стиле, дабы хотя внешним образом скрыть ея искони православное назначение, — да еще малая Свято-Васильевская церковь, древнейшая в городе.

Для поддержания и хранения древняго памятника православия и укрепления начал православия и русской народности на Волыни было учреждено 1 января 1888 г. в г. Владимире Свято-Владимирское Братство.

Для развития в народе религиозно-нравственнаго чувства и поднятия русскаго духовенства Братством устроена братская лавка для продажи крестиков, икон, церковной утвари и пр. В каменном здании, прилегающем к Мстиславову храму и уступленном Брат-

-----------

*) Так смотрит польский шляхтич на народ и теперь еще.

17

ству, устроено древлехранилище (музей) и библиотека. В древлехранилище находятся старинныя иконы, кресты, рукописи, старопечатныя книги и другие предметы древности. Большая часть этих предметов приобретены Братством от частных лиц или же пожертвованы ими; некоторые же предметы только временно хранятся, составляя собственность церквей. Особенное внимание обращено Братством на изследование церковной старины, на собрание рисунков и фотографических снимков с древних церковных зданий и предметов, сохранившихся во Владимире-Волынском и в ближайших к нему местностях. Начало этим коллекциям положил известный знаток церковных древностей, профессор Александр Викентьевич Прохор, который собрал около 100 фотографических снимков и пожертвовал Братству.

В древлехранилище имеются также старинныя монеты, глиняная посуда, копья, стрелы, аллебарды, бердыши, шпоры, ножи, замки, ножницы, серпы, точеные бруски, кремневыя долота, конския удила и подковы, обломки крючков, задвижек и других приборов к дверям, рисунки, гравюры и пр.

С целию ознакомления местнаго населения с историей православия в Западном крае, Братство основало библиотеку, состоящую из книг духовнаго содержания и истории местнаго края.

По поводу важных государственных событий Братством устраиваются публичныя чтения.

При такой полезной деятельности Владимирскаго Братства и его полезных учреждений, нельзя не пожалеть, что город Владимир-Волынск стоит в стороне от железнодорожнаго сообщения *).

*) Н. Теодорович, „Владимир-Волынский“.

[Безплатное приложение к «Поч. Лист.» №№ 74—75 за 1912 г. Библ. Волын. С. Р. Н. № 37. Древнейшие города Волыни. 1. Город Владимир-Волынск. Сост. Е. де-Витте. Почаев. Типография Почаево-Успенской Лавры. 1912 г.]

См.

Витте Е. И. Белоруссы и литовцы, Буковина и Галичина, Владимир-Волынский, Люблин, Как живется галичанам под конституцией, Христианство в Чехии после Войцеха и насаждение латинства, Крещение Руси, Угроруссы

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира