Для аэропорта крайне важна орнитологическая обстановка. При всем стремлении жить в единстве с дикой природой, пернатые представляют серьезную угрозу для самолета на взлетной полосе. Ежегодный ущерб мировых авиакомпаний от столкновения с птицами, составляет более 1 миллиарда долларов в год.
Птичий таран может привести к серьезнейшим проблемам, вплоть до катастрофы. Хотя, степень повреждения зависит от размера птицы и высоты, на которой произошел опасный контакт. По статистике чаще всего пернатые попадают:
- В двигатель, что приводит к его разрушению и воспламенению
- В окно кабины. Сильный удар может вызывать трещину и разбить остекление, что чревато разгерметизацией кабины.
- В носовую часть фюзеляжа
Большая часть столкновений с птицами происходит на небольшой высоте при взлёте и посадке.
К серьезным катастрофам столкновения с птицами приводят редко, но увы, избежать их не удалось. Самый известный пример произошел в 1960-м в Бостоне, когда Lockheed L-188A Electra столкнулся со стаей скворцов. Погибло 62 человека. Гораздо чаще все оборачивается небольшой поломкой без жертв, что не отменяет задержек и отмен рейсов.
Не будем демонизировать пернатых, в конце-концов, они не так жестоки, как в фильме Хичкока. Есть много причин, по которым птицы скапливаются в районах аэропортов. Их привлекает тепло возле взлетно-посадочной полосы, на которую они садятся греться. А иногда причина в свалках, расположенных недалеко от аэропортов. Птицы прилетают туда питаться, что и становится причиной столкновений.
Проблема в том, что птицы совершенно теряют чувство страха и очень быстро привыкают к шуму самолетов. Были случаи, когда гнезда с кладками находили в трех метрах от взлетно-посадочной полосы. Жуткий рев турбин не оказывает на них никакого воздействия.
Для того, чтобы бороться с птичьей напастью существует даже специальное направление в науке — авиационная орнитология, которая изучает закономерности столкновения авиалайнеров с птицами, а также биологические и технологические способы борьбы с подобными происшествиями. Для этих целей у орнитологов есть целый арсенал приспособлений, среди которых акустические остановки, распространяющие звуки, похожие на крики раненых птиц, пропановые пушки, имитирующие звуки выстрелов. Перед каждым взлетом и посадкой по полосе проезжает автомобиль инженера аэродромной службы с биоакустическим отпугивателем проезжает по полосе перед каждым взлетом и посадкой воздушных судов и при необходимости включает сигнал. Кстати, записи птичьих голосов приходится регулярно обновлять, дабы они не привыкали.
Есть эффект и от классических птичьих пугал, расстановленных вдоль взлетной полосы. Как правило, используются зеркальные светобликовые отпугиватели, которые гонят даже умных и хитрых ворон. Птицы принимают блеск зеркал за блики на глазах хищников и держатся подальше от опасной территории.
В некоторых аэропортах, как например Пулково, Домодедово, Махачкала и Стригино работают дрессированные соколы и ястребы. Не подумайте, в их работе нет никакой крови, их задача отпугнуть птиц, а не заклевать. Условная сорока, завидев пернатого охотника покинет территорию аэропорта, оповестив всех остальных. Сокол может преследовать ее до границ аэропорта, но без особой жестокости.
При наличии крупных гнездовий птиц рядом с аэропортом их могут искусственно перенести на другое место, что само по себе очень трудно. Специалисты стараются использовать экологичные методы, которые не причинят вреда птицам, но если ситуация патовая, и решить ее вышеперечисленными методами не получается, то животных, пересекших заграждение, приходится отстреливать.
Однако человек настолько проник в живую природу, что для решения птичьей проблемы требуются новые методы и технологии. По этой причине аэропорт Сочи постоянно обновляет системы обеспечения орнитологической безопасности в аэропорту. В декабре сочинский аэропорт ввел в эксплуатацию новые электронные средства:
- стационарную установку "Универсал Акустик АЭРО-2С"
- мобильную установку "Универсал Акустик АЭРО –М4"
Разработку «Универсал-Акустик» сделала компания «Два Крыла» с участием специалистов Отраслевой группы авиационной орнитологии (ОГАО) и Лаборатории экологии и управления поведением птиц Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева Российской Академии Наук.
Работая над системой, специалисты учитывали преимущества и недостатки всех аналогичных устройств, выпускавшихся ранее и выпускаемых в настоящее время в мире. В проекте используются высокие технологии, самые передовые инновационные идеи и более чем 50-летний опыт применения биоакустического метода отпугивания птиц, накопленный мировой авиационной и лучшими орнитологами.
Еще одно преимущество «Универсал-Акустик» в том, что оно разрабатывается специально для условий аэропортов стран СНГ. А это очень важный нюанс, поскольку у каждого региона свои уникальные. В этом плане превосходит все зарубежные аналоги. Технические средства «Универсал-Акустик» имеют высокую мощность и большой радиус действия. Высокая интенсивность отпугивающего воздействия позволит прогнать птиц не только со взлетной полосы, но и на подходах к ней, тем самым, снижая вероятность столкновения в тех случаях, когда она наиболее высока.
Кстати, опасность для самолетов представляют не только стаи птиц, но и рои насекомых. Особенно опасна саранча, которая сталкиваясь с самолетом размазывается по стеклу, закрывая обзор пилотам, а заодно забивают двигатели, а трубки для измерения скорости оказывались забиты и переставали работать.
Не меньше проблем от выбегающих на взлетную полосу собак и лис. Животных привлекают свалки, расположенные вокруг воздушных портов. Выбегая на полосу, самолетам приходится резко тормозить, потому что давить зверушку жалко и опасно. Набирая скорость, пилоту очень сложно оценить размер и серьезность помехи. Бывали случаи, когда дикие собаки и лисы пробирались в терминалы. Со стороны это может показаться милым, но нельзя исключать, что животное может быть заражено бешенством и повести себя агрессивно.
И хорошо, если дело обойдется собаками. Гораздо страшнее, когда на полосу выбегают значительно более крупные и крепкие кабаны и лоси. Был случай, когда самолет ЯК-40 сильно повредил крыло при взлете из-за внезапного лося. Животные от таких "контактов" сразу-же погибают, а самолет может сильно развернуть и повредить. Чтобы избежать этого в аэропортах есть специальные службы, которые занимаются отловом бродячих и диких зверей.