Вы знакомы с таким украшением, как бандо? Оно было особо популярно в 20-х годах XX века. Но что было его предшественником? Во многих национальных нарядах есть различные варианты аксессуаров подобного вида, которые использовали для создания образа, чтобы подчеркнуть социальный статус человека, в магических обрядах и изготовлении оберегов. Но сегодня мы познакомимся с более молодой предшественницей бандо – фероньеркой.
Феронье́рка (фр. ferronnière) — украшение на голову в виде обруча, ленты или цепочки с центральным элементом в виде подвески или декорированного замочка. Своё название оно приобрело благодаря портрету неизвестной миланской аристократки «Прекрасная Ферроньера» конца XV века, считающейся работой Леонардо да Винчи. Однако сам термин появился лишь в первой половине XIX века, когда возрос интерес к этой работе.
Теперь давайте вернёмся к истории этого украшения и его известным обладательницам. Одной из таких дам являлась вторая супруга Франциска I Элеонора Габсбург, которая в начале XVI века стала активно дополнять им свой образ. Её любовь к данному аксессуару переняли модницы этой эпохи.
В Италии фероньерка в конце XV — начале XVI веков также приобрела популярность. Именно в ней запечатлена герцогиня Елизавета Гонзага на своём портрете, который написал Рафаэль.
Затем фероньерка вышла из моды, а её использование могло считаться дурновкусием. Но в первой половине XIX века модницы вновь обратили на неё своё внимание. В этот период начался рост интереса к эпохе Ренессанса, который и подарил ей вторую жизнь. Она стала восприниматься как «романтическое средневековое украшение». Одной из дам, полюбивших этот аксессуар, была Мария Малибран, которая являлась известным сопрано того времени. Но носила она его по-своему: разделяла волосы на прямой пробор и закрепляла небольшую их часть на затылке, получившуюся причёску украшала фероньеркой. Данный способ ношения получил название «а-ля Малибран».
В этот период было создано много женских портретов, на которых дамы были изображены украшенными фероньеркой. Одним из них является портрет Натальи Пушкиной (Гончаровой), написанный А. П. Брюлловым в 1831—1832 годах.
Начиная с середины XIX века начал спадать интерес к этому украшению, а к концу столетия изменился и его внешний вид, изобилие драгоценных камней и металлов постепенно уменьшалось, их заменили простой бархоткой с небольшим центральным элементом. А уже к началу XX века она уступила своё место ривьерам, представляющим собой ленту из плотно прилегающих друг к другу бриллиантов. Но и они недолго пробыли в моде. В 1920-х годах им на смену пришло бандо, которое идеально подходило к стилю того периода и стало его неотъемлемой частью.
Автор: Григорьева-Белослудцева Ольга