Найти тему

Тренды и драйверы промышленного дизайна

Применение промышленного дизайна при разработке новых продуктов  многократно увеличивает их шансы на коммерческий успех и может стать эффективным инструментом в арсенале технологических ...

Применение промышленного дизайна при разработке новых продуктов многократно увеличивает их шансы на коммерческий успех и может стать эффективным инструментом в арсенале технологических предпринимателей.

По оценке экспертов сегодня более трети инновационных компаний в России нуждаются в промышленном дизайне. Максимально он востребован у производителей бытовой техники, медизделий, робототехники, беспилотных аппаратов – именно в тех сегментах, где активно работают резиденты ОЭЗ "Технополис "Москва".

Существующие на сегодняшний день кейсы показывают возможности привлечь в стартапы от 10 до 40 млн долларов, причем себестоимость затрат на промдизайн в себестоимости продукции не превышает 1 процента. Но помощь в финансировании даже столь небольшой доли вложений может оказать существенную поддержку инноваторам и содействовать развитию промышленного дизайна как отдельного направления бизнеса.», - рассказал генеральный директор ОЭЗ "Технополис "Москва" Геннадий Дегтев.

Глобальная цель промышленного дизайна - сделать мир более удобным доступным, экологичным и практичным. Наибольшие шансы реализовать эти принципы находятся в руках частных предприятий, считает генеральный директор центра промышленного дизайна Man & Technologies lab Михаил Крапивной.

генеральный директор центра промышленного дизайна Man & Technologies lab Михаил Крапивной.
генеральный директор центра промышленного дизайна Man & Technologies lab Михаил Крапивной.
"Анализируя потребность в услугах промдизайна, мы выявили в России около тысячи инновационных компаний, треть из которых выразили готовность сотрудничать и в той или иной мере начинают работать в этом направлении. В то же время крупные корпорации, которые гордятся своими разработками, не готовы менять дизайн, даже когда он продается не так, как хотелось бы. У госкомпаний шансов на перемены еще в меньше в силу бюрократии, а для ВПК, несмотря на диверсификацию, товары гражданского назначения все же не являются флагманской продукцией. Таким образом, будущее за инноваторами, а рождаются они в частных компаниях. И если есть шанс создать что-то сопоставимое по привлекательности с айфоном, то он - именно в этом сегменте".

Несмотря на то, что промышленный дизайн в России еще не сильно популяризирован, рынок этих услуг растет и сегодня достигает 500-600 млн рублей в год. Удачным примером промышленного дизайна он назвал «умную» колонку от Mail.ru , Яндекс. Станцию, медицинские приборы.

Понятие промышленного дизайна генеральный директор студии промышленного дизайна Smirnov Design Сергей Смирнов приравнивает к конкурентоспособности. Промышленный дизайн — междисциплинарная деятельность, связанная с исследованиями, проектированием и разработкой новых изделий, которая определяет облик и эстетику будущей системы как с точки зрения пользовательских свойств, так и с точки зрения повышения конкурентоспособности и решения экономических, социальных, экологических и прочих задач, поставленных бизнесом или инициатором, а также с учётом технологических ограничений и инвестиционных возможностей.

Однако сосредоточенность технологичных компаний исключительно на своих ноу-хау приводит к тому, что промышленный дизайн в России, по его мнению, пока недооценен.

Сергей Смирнов, генеральный директор студии промышленного дизайна Smirnov Design
Сергей Смирнов, генеральный директор студии промышленного дизайна Smirnov Design

"Специалист по промышленному дизайну – это такой системный инженер-эстет, который пытается предусмотреть все составляющие успеха продукта и заложить их в него при проектировании. В себестоимости изделия затраты на промдизайн являются минимальными, но зачастую именно он является решающим для успеха продукта у потребителей. Тем не менее, не все сегодня уделяют этому должное внимание".

Эксперт убежден, что сферу промдизайна необходимо поддерживать на государственном уровне.

"Сумма помощи может и не превышать нескольких миллиардов рублей, что в государственном масштабе является суммой умеренной. Но это принесет десятикратный экономический эффект и создаст целую отрасль инновационной деятельности. Формой поддержки могут быть оплаченные часы работы по дизайну, которыми компании могут воспользоваться. Поэтому можно и эффекта добиться, и отрасль развить, и целевое расходование средств гарантировать".

Разработка мер поддержки отрасли на государственном уровне уже началась.

В июне 2020 года главой правительства РФ Михаилом Мишустиным утверждена дорожная карта в сфере инжиниринга и промышленного дизайна. План мероприятий охватывает два направления: строительство и дизайн изделий – непосредственно тот сегмент, который стал предметом обсуждения в рамках конференции «Промышленный дизайн для инновационного бизнеса: основы, кейсы, выгода», которая состоялась в ОЭЗ «Технополис Москва» 18 декабря 2020 года.

Дорожная карта предусматривает создание новых центров на базе научно-исследовательских организаций и университетов, а также меры поддержки малого и среднего бизнеса и стимулирования экспорта инжиниринговых услуг.

Между тем экспорт, выход российских стартапов на зарубежные рынки уже начался, и в этом процессе промышленный дизайн сыграл не последнюю роль.

О реальных примерах получения российскими инноваторами инвестиций и реализации проектов в Китае рассказал директор по развитию центра больших данных НТИ при МГУ им. Ломоносова Мехри Алиев.

Мехри Алиев, директор по развитию центра больших данных НТИ при МГУ им. Ломоносова
Мехри Алиев, директор по развитию центра больших данных НТИ при МГУ им. Ломоносова

"Широкую известность приобрел Mishka AI - плюшевый мишка с искусственным интеллектом, который может взаимодействовать с ребенком, отвечать на вопросы, обучать. Российский стартап, сотрудничая с бизнес-акселератором TealDANCE, приехал на акселерационную программу в Китай, в результате работы по программе и над дизайном изделия он сократил издержки по производству, вышел на массовость, получил от Сбербанка инвестиции и дальнейшую возможность пройти обучение в США".

Создание контента для локальных версий соцсетей, по его опыту, требует привлечения коренных китайцев или долго живущих в стране специалистов, владеющих всеми тонкостями языка и подачи информации. Одним из таких проводников в бизнес Китая он назвал известного блогера Артема Жданова, помогающего предпринимателям выстраивать контакты на территории этой страны. Еще одним мостиком на китайский рынок, по его наблюдениям, выступают наши российские дизайнеры, которые учатся в университетах Китая, а после учебы оказываются востребованы в местной индустрии.

«На данный момент выходцев из России немного, да и российский промышленный дизайн пока не оказывает значительного влияния на Китай, но чтобы была перспектива влияния – на него надо выходить», - считает Мехри Алиев. Он при этом убежден, что частных инициатив для продвижения стартапов за рубеж недостаточно, платформами поддержки дол. университеты могут стать институциональными платформами для поддержки инновационного бизнеса в его выходе на мировые рынки.

Больше интересных статей читайте на нашем канале.