Ранее мы рассказывали о том, как начинал свой профессиональный путь Василий Динков (1924–2001) - министр газовой промышленности, который развивал топливно-энергетический комплекс позднего СССР. Сегодня вы узнаете о еще одном важном этапе его жизни, связанном с нефтяной отраслью.
Нефть: перезагрузка
Встречая с семьей новый 1985 год, Василий Динков и не подозревал, что в следующем месяце начнется новый этап его жизни, связанный с нефтяной отраслью, в которой между тем назревал кризис. Объемы нефтедобычи в стране снизились: с 616,3 млн т в 1983-м до 612,2 млн т в 1984-м. Были сорваны планы по разведочному и эксплуатационному бурению. Руководству страны стало понятно, что для исправления ситуации надо принимать срочные меры. Многолетний руководитель нефтяной отрасли Николай Мальцев (1928–2001) был досрочно отправлен на персональную пенсию. 13 февраля 1985-го на его место был назначен Василий Динков. Через девять лет в интервью корреспонденту «Газовой промышленности» он так вспоминал об этом времени: «Я раньше никогда не соотносил себя с нефтяной промышленностью, но речь шла о выводе отрасли из кризиса. Я столкнулся с застывшими традициями, которые мешали развитию отрасли. Начинался развал ряда организационных структур. На промыслах и добывающих предприятиях практически отсутствовали геологические службы, в простое находились 27 тыс. скважин. Пришлось многое восстанавливать и реанимировать».
В первый же рабочий день на стене кабинета нового министра появился лозунг: «Тот, кто хочет решить проблему, ищет способ решения. Кто не хочет — ищет оправданий». И все последующие годы в Миннефтепроме СССР Василий Динков придерживался этого девиза.
Среди важных мероприятий в первый год работы Динкова в должности министра нефтяной промышленности была организация посещения в сентябре 1995-го объектов Западносибирского ТЭК генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Перед визитом партийного лидера в регионе находилась правительственная комиссия, обстоятельно изучившая ситуацию в нефтегазовой отрасли. Итоги работы комиссии были подведены 6 сентября 1985 года в Тюмени, на совещании партийно-хозяйственного актива с участием М. С. Горбачева. Комиссия пришла к выводу, что главная причина кризисных явлений в отрасли состояла в отставании ввода в действие новых нефтяных месторождений из-за несвоевременного обустройства. Был отмечен и несвоевременный ввод в действие системы поддержания пластового давления и объектов для газлифтной добычи нефти на разрабатываемых месторождениях. Из-за нехватки оборудования и отставания работ по обслуживанию скважин большая часть их фонда находилась в бездействии. Непригодными для работы в суровых климатических условиях оказывались погружные центробежные электронасосы, станки-качалки, газлифтные компрессорные станции отечественного производства, агрегаты для текущего и капитального ремонта скважин. В принятом постановлении были определены задачи дальнейшего развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, эффективного использования всех имеющихся резервов.
Уже в следующем году ситуация начала меняться в лучшую сторону. В 1986-м в СССР было добыто 614,5 млн т нефти и газового конденсата. На 16 млн т больше, чем годом ранее. В марте 1986-го была восстановлена среднесуточная добыча в Тюменской области в объеме 1 млн т, а к сентябрю западносибирские нефтяники стали выполнять плановые показатели. Итоги работы советских нефтяников в 1988 году в нефтегазовом сообществе назвали триумфом министра Динкова. Из недр страны было добыто 624,3 млн т нефти и конденсата. Ни до, ни после того советская нефтяная промышленность уже не знала подобного достижения. Доля РСФСР в рекордном объеме нефтедобычи составила 568,8 млн т, в том числе 415 млн т в Западной Сибири.
Последние годы
Проблемы со здоровьем вынудили Василия Динкова обратиться к руководству страны с заявлением об освобождении его от занимаемой должности в связи с уходом на пенсию. С 27 июля 1989 года он стал «персональным пенсионером союзного значения». Однако и на заслуженном отдыхе он не прерывал связей с нефтегазом. Вначале его ценный опыт потребовался в секретариате Межправительственного совета по нефти и газу. После распада СССР в 1991 году он занимался вопросами промышленной и экологической безопасности объектов газовой и нефтяной промышленностей. На посту президента совместного российско-швейцарского предприятия «СЖС-Энергодиагностика» участвовал в реализации известных международных проектов «Голубой поток» и «Каспийский трубопроводный консорциум». При его непосредственном участии проведена экспертиза проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», испытано оборудование и дано положительное заключение на ввод в эксплуатацию первых морских ледостойких платформ «Моликпак» и «Орлан». В 1997 году Василий Динков был утвержден председателем Тендерного комитета РАО «Газпром» и вскоре введен в состав Совета директоров этой компании.
25 июня 2001 года после продолжительной болезни Василий Динков скончался и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его именем названы два современных морских судна: сухогруз и первый российский арктический танкер. В ноябре 2010 года в Краснодаре был торжественно открыт памятный бюст В. А. Динкову — первому директору объединения «Кубаньгазпром».
История российской промышленности богата событиями! Оставляйте свои комментарии - нам важно знать, что вы думаете.
Ранее мы рассказывали:
Отец сибирской геологии: выдающиеся достижения академика Обручева
Как изобретатель Виктор Рогозин совершил революцию в «масляном деле»
Кто стоял у истоков советской нефтяной науки
Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/
Текст: Александр Матвейчук
Фото: ТАСС, РИА «Новости»