Что делать, если вы актер, иностранец, веселый нравом, не придерживаетесь норм этикета и король вводит против вас санкции? Правильно! Продолжать заниматься любимым делом! Посмотрим на опыт одной труппы, выступавшей во Франции на рубеже XVII и XVIII веков.
Формально претензии возникли к постановкам по произведениям французского драматурга Анны Мадуи де Фатувилля, отличавшихся грубостью и пошлостью диалогов. Однако согласно ряду источников причиной стала пьеса «La Fausse prude» («Фальшивая ханжа»). Последняя жена короля мадам де Мантенон усмотрела в ней и стоит отметить, не без оснований, злую сатиру на себя любимую. Вняв жалобам супруги, в 1697 году Людовик XIV лишил привилегий труппу Comédie italienne и официально изгнал из страны.
Но итальянцы так быстро не сдаются и труппа начала искать себе приют.
На левом берегу Сены в Париже располагалась грандиозная ярмарка, во внутренних дворах которой стояло четыре или пять театральных подмостков. Там проходили выступления акробатов, танцоров и комедиантов. Часть из них ранее составляли труппу Comédie italienne. Во время ярморочных фестивалей власти на многое закрывали глаза, в том числе и на присутствие Арлекина, Коломбины и Меццетина. Так появился новый жанр действа, когда на сцене одновременно присутствуют акробаты и актеры, разворачивая перед зрителем единое театральное представление.
С юридической точки зрения на ярмарках запрещался показ драмы, а право на диалоги на французском языке принадлежало исключительно Comédiefrançaise, поэтому первоначально итальянцы показывали свои представления в форме пантомимы. Персонажи были хорошо знакомы публике: Арлекин – гениальный интриган, которому свойственна гибель от собственных интриг, Пьеро Жиль – меланхоличный обманщик и фаворит толпы, Коломбина – кокетка, Панталоне – деспотичный отец или муж-рогоносец, поэтому с идентификацией героев не возникало проблем. Но сюжетная часть без диалогов реализовывалась методами, понятными толпе – низкий фарс и непристойные позы, шокирующие мораль зрителя, чем заслужила широкую популярность.
Фактически, изгнание вернуло commedia dell’arte к начальным корням жанра, смахнув элитарность и рафинированность диалогов, которыми труппа обросла с момента начала работы во Франции (публичное упоминание Comédie italienne начинается с 1680 года, чтобы отличить их от Comédie française, образованной в том же году. Итальянские труппы упоминаются при дворе Екатерины Медичи и Марии Медичи).
Быть может из-за тяжких детских комплексов короля в отношении итальянцев (вспомним Мазарини), из-за коррумпированности чиновников, подкупленных Comédie française, или из-за распространения консервативной цензуры, но труппа Comédie italienne на ярмарке Сен-Жермен постоянно подвергалась гонениям со стороны органов правопорядка. Со временем способы избежать преследований сами по себе стали частью представления. Например, при наличии запрета на французские диалоги актеры выступали в форме монолога (актер появлялся на сцене, произносил реплику и убегал, уступая место своему коллеге) или чередовали реплики на французском и итальянском языках. Допускался откровенный фарс, когда актеры выходили в костюмах Comédie française, полностью повторяли легальный сценарий, но вместо диалогов произносили бессмысленный набор слов.
В 1715 году две труппы с ярмарки приобрели у оперы права петь, танцевать и менять декорации, так был создан полноценный альтернативный театр Opéra-comique, а типичные итальянские персонажи (Арлекин, Пьеро, Коломбина и др.) стали частью культурного наследия Франции.
- Еще больше интересных историй на нашем сайте art-publication.ru
- Красивые картинки со смыслом в нашем instagram
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, помогайте нам писать интересные статьи для Вас.