GameInvest поставили в один ряд с финансовыми пирамидами, интернет заполонили отзывы и разоблачения, а Валерия Кудряшова без суда и следствия назначили мошенником — несмотря на то, что все инвесторы исправно получали выплаты:
Это произошло, потому что мы допустили серьезные коммуникационные ошибки, когда превращали проект из частного в публичный.
Честно расскажем, в каких моментах мы ошиблись и как это исправили.
Гарантировали инвесторам доходность
Даже если вы придете к Уоррену Баффетту, он не скажет, сколько заработает в следующем году. Мы тоже не могли посчитать доход вплоть до копейки и гарантировать прозрачность: в конце концов, мы торгуем на рынке, хоть и не на обычном.
Мы понимали, что вложения в стартап, который занимается виртуальными предметами — это крайне рисковая идея. Поэтому решили гарантировать инвесторам безопасность вложений, а часть рисков взять на себя. Вообще, по мнению Центробанка, гарантия доходности — один из признаков финансовой пирамиды. Для профессиональных инвесторов это была красная тряпка.
Что мы поняли. Теперь мы не гарантируем прибыль и не указываем точную доходность за год. С новыми инвесторами делимся третью полученной прибыли, пропорционально их инвестициям.
Не рассказывали о себе нигде, кроме сайта
Основатель Game Invest Валерий Кудряшов занимался и другими игровыми проектами: например, делал для европейцев сайты по открыванию кейсов, когда в России на них была мода, а в Европу она еще не дошла. На сайте мы решили рассказать о его опыте. Правда, этим опытом он нигде раньше публично не делился.
В итоге заявления об опыте выглядели голословно, доверия это не прибавляло.
Что мы поняли. Долгое время наша команда была сосредоточена на развитии проекта. Мы поняли, что недостаток общения с инвесторами вызывает сомнения в нашей честности.
Теперь мы стараемся больше рассказывать о том, как продвигается работа над проектом: в блоге, на странице в ВК или Фейсбуке, в телеграме и в Дзене.
Замыкали связь на звонок по телефону
Первую версию сайта мы сделали максимально просто. Это было в стиле «Привет, это GameInvest, зарабатываем кучу денег, вкладывайтесь в нас. Оставьте свой телефон, мы все расскажем». Казалось, что никто не вложит деньги, пока не пообщается лично с Валерием Кудряшовым и не задаст каверзные вопросы.
В 2019 году со всеми инвесторами Валерий общался сам: считал, что иначе будет не солидно. И лишь когда звонков стало слишком много, делегировал процесс менеджерам.
Но оказалось, что кто-то вообще не хотел звонить: думал, что мы будем психологически обрабатывать их во время звонка. Или подозревал, что мы что-то скрываем.
Что мы поняли. То, как привычно и удобно для создателей проекта, не всегда так же привычно и удобно для инвесторов. Лучше давать больше информации для размышления и больше каналов для связи.
Сейчас мы развиваем сайт, подготовили подробную презентацию и FAQ, которые можно получить на емейл, завели канал на Ютубе. Но первоначальная концентрация на общении по телефону дала повод усомниться в проекте.
Доверяли всему, что советуют маркетологи
Это вообще самая страшная ошибка, которую мы допустили, и за нее вполне справедливо собрали негативные отзывы.
Маркетологи, у которых мы заказали презентацию проекта, уверяли, что чуть ли не главный слайд — это «Наша команда».
Но что делать, если наш программист — сумрачный гений, который не хочет публичности? Консультант по киберспорту просит называть себя по нику, а менеджер боится, что его вычислят и украдут ноутбук, на котором есть доступ к аккаунтам в стиме?
Маркетологи убеждали взять фотографии из интернета и поменять пару букв в ФИО. Говорили, что все так делают и не стоит переживать. Мы подумали, что раз лично Валерий Кудряшов общается с инвесторами, то на остальных «ребят» не обратят внимание. Обратили: пробили фотки через поиск и нашли их на фотостоках. Было стыдно.
Что мы поняли. Нельзя быть профессионалом во всех областях, именно поэтому мы приглашаем экспертов на помощь. Но если они советуют откровенную дичь, лучше доверится голосу разума или хотя бы проконсультироваться с другими специалистами.
Маркетологи взяли деньги за работу и ушли в закат, а нам пришлось оправдываться и извиняться перед инвесторами. Так что, пожалуй, если ваша команда хочет остаться непубличной, то лучше об этом сказать инвесторам прямо.
Оставили нестыковки без объяснений
Еще одна не самая удачная идея — попытаться доказать выплаты скриншотами переводов инвесторам. И дело даже не в том, что при желании такие скриншоты можно нарисовать в фотошопе.
Продвинутые инвесторы проверяют все заявления проекта. Мы показывали выплаты за 2019 год, когда еще привлекали инвестиции через BeBoss и, не поверите, Avito. Сам сайт появился только в 2020 году, и такая нестыковка в датах многих настораживала.
Что мы поняли. Надо предлагать инвесторам как можно больше информации, объяснять не самые очевидные этапы развития проекта. Причем информацию нужно грамотно упаковывать, чтобы это все не показалось «впариванием».
Мы изменили формулировки на сайте и в презентации. Теперь посыл не «посмотрите, какие мы крутые, ни одной задержки по выплатам», а «посмотрите на наши цифры и примите решение сами. Если что — обращайтесь».
И главное — не знали, что про нас пишут
Весь год мы не знали проблем, пока один из действующих инвесторов не скинул отзыв: «ребята, в интернете пишут, что вы — мошенники».
Это звучит банально, но в постоянном потоке задач, встреч, созвонов и юридической волокиты у нас не было времени, чтобы гуглить отзывы. Проект развивался, инвесторы не жаловались, все было хорошо. Но это ошибка выжившего: люди, которые проектом не заинтересовались, не придут и не расскажут о своих претензиях. Их приходится искать самому.
Если бы мы вовремя собрали обратную связь, то быстрее поправили косяки в коммуникации, переделали сайт и изменили бизнес-модель.
А самое страшное, так как мы не знали о существовании подобных отзывов, то не могли дать комментарий и объяснить какие-то нюансы. В глазах потенциальных инвесторов все выглядело так, словно мы отмалчиваемся и сливаемся.
Причем на многие отзывы не могли ответить просто потому, что с нас требовали деньги! Десятки сайтов писали про GameInvest Space «негативные обзоры» лишь для того, чтобы потребовать от 15 до 100 тысяч рублей за удаление. В ближайшее время я планирую выпустить отдельную статью-расследование об этих сайтах.
Что мы поняли. Чтобы про тебя написали негативный отзыв, совсем не обязательно обманывать людей: в интернете существуют сайты, на которых «появляются из воздуха» негативные обзоры на сотни проектов. А отсутствие с нашей стороны обратной связи на таких сайтах может убедить инвесторов, что проекту не стоит доверять.
Это одна из причин, почему мы решили развивать собственный блог, соцсети и канал на Дзене: нужно публично отвечать на такие обвинения и рассказывать, как обстоят дела на самом деле.
Даже если с проектом все в порядке, нужно уделять время на мониторинг отзывов. А в перспективе, стоит нанять человека, который будет за этим следить и отвечать на критику.
Как мы будем работать дальше, если в интернете полно негативных отзывов
Негативные отзывы возникают из-за двух причин. Первая — естественная. Чем крупнее и известнее проект, тем больше у него критиков и хейтеров, которые будут излучать негатив независимо от реального положения дел. Всегда будут люди, которые в любой мелочи найдут подвох и обман.
Вторая причина — недостаток информации о проекте. А недостаток информации зачастую возникает из-за того, что у команды банально не хватает времени, чтобы рассказать о себе.
Важно объяснять инвесторам все огрехи, которые возникли в процессе реализации. Иначе это может превратиться в конспирологические теории и обвинения в мошенничестве.
Как видите, мы не скрываем ошибки, а признаем их и открыто рассказываем, что и как исправили. Это правило мы сохраним и в дальнейшей работе. Если у вас есть вопросы о проекте — оставляйте их в комментариях, постараемся на все ответить.