Сельчане и городские жители, семьи гражданских и военных по-разному отмечали новогодний праздник в Советском Союзе, но у всех он неизменно проходил душевно, с искренней радостью. Уроженцы Минщины поделились своими воспоминаниями о праздновании Нового года во времена, когда человек человеку был другом, товарищем и братом.
Поселок Зеленый Бор, Смолевичский район
На Новый год все приезжали домой, в поселок. Возвращались рабочие, которые перебрались в город, студенты, все везли с собой друзей, приходили жители окрестных деревень. В поселке было не протолкнуться.
С утра в местном Доме культуры был бал-маскарад, разыгрывались призы за костюмы, затем проводился праздничный концерт. К вечеру люди расходились по домам, чтобы посидеть в кругу семьи, но саму новогоднюю ночь приходили встречать снова в ДК.
Лилия Ивановна, выросшая в Зеленом Бору, вспоминает свою счастливую молодость:
— В квартирах обязательно стояла елка. Игрушки были стеклянные, очень интересные. Не одни шары, как сейчас, а домики, человечки, предметы разные. Украшали елку мишурой, дождиком, на макушку ставили шпиль с шаром. Еще на елку вешали конфеты, но к Новому году оставались висеть одни бумажки. Иногда схватишь украдкой конфету на елке, а она уже пустая.
Зеленый Бор находится в окружении леса, поэтому с елками на Новый год проблем не было
Квартиру украшали гирляндой из бумаги, из ваты делали снег, на него ставили игрушечного Деда Мороза
— На стол на Новый год ставили все лучшее. Тогда у многих свое хозяйство было: забивали кабанов, делали домашние колбаски, полендвицу. Доставали соленья: грибы, капусту, огурцы. Раньше закаток никто не знал, все в бочках было. А дети ждали мандарины, которые всегда были в новогодних подарках.
Вечером жители поселка и их гости снова собирались в Доме культуры. Нынешний его директор Валерий Викторович Гусев помнит, как для украшения зала и елки в ДК снимали с работы все заводоуправление торфодобычи.
— В зале стулья расставляли вдоль стен, а посередине украшали живую елку. Она занимала, наверное, половину зала и была высотой под потолок. На потолке тогда висела большая люстра, как в сталинских домах, может, на 30 ламп. Она была на цепи, и перед Новым годом ее спускали. За цепь прикрепляли макушку елки, чтобы она не упала.
Местные жители говорят, что елка была настолько огромная, что некоторые умудрялись отсыпаться под ней в новогоднюю ночь.
— На сцене Дома культуры играл зеленоборский духовой оркестр, а любители частушек и танцев под гармонь собирались в вестибюле.
Новый год в Зеленом Бору в советское время всегда проходил очень весело, одной большой поселковой семьей.
Деревня Узнацк, Крупский район
Мария Семеновна, всю жизнь прожившая в сельской местности, рассказывает, что Узнацк в свое время был культурным центром среди близлежащих деревень. Только здесь был клуб, представлявший собой длинный бревенчатый дом со сценой внутри.
31 декабря молодежь и люди среднего возраста собирались в клубе. Поскольку до 1963-го года электричества в районе не было, под потолок вешали керосинку. Сначала местные жители давали концерт самодеятельности, пели песни. В программе обязательно была «Широка страна моя родная», народ очень любил ее петь. А потом начинались танцы под гармошку.
— У нас было много гармонистов в деревне. Но потом всех хлопцев, кто играл на гармошке, забрали в армию, и остался один Женька-гармонист. А он уже задается и не хочет нам играть. Так мы складывались, купляли ему бутылку «Волжанки», и тады он уже играет. Света не было, даже приемник невозможно было включить, а все равно хотелось же танцевать.
Из клуба молодежь расходилась по домам небольшими компаниями и там продолжала праздновать. Дома́ тогда не украшали, просто вымывали к празднику. Все жили дружно, поэтому на стол накрывали всем миром: каждый приносил, что имел.
— Дюже такого разнообразия, как сейчас, не было. Мы сварим картошки, купим селедки, пожарим яичницу на сковороде, а если ее мало, то и на двух. Холодное варили, было свое сало, колбаса, яйца, соленые огурцы. Еще пекли оладки: обычные, пышные, которые в сметану макают, и сухенькие, сладкие, мы их хрустки называли.
Елка была только в школе, там же дарили подарки ученикам: по 100 грамм конфет-горошка. А среди молодежи и взрослых не было традиции дарить подарки.
— Это уже теперь, в роскошную жизнь так стало: и Новый год все празднуют, и подарки дарят. Раньше так не было. А все равно было весело.
Печи, Борисовский район — военный городок, Монголия
Евгения, будучи советским ребенком, встречала Новый год сначала в Борисовском районе, а потом в Монголии, где служил ее отец. В небольшом военном городке в пустыне Гоби все тесно дружили и Новый год встречали тоже вместе: в одной квартире на праздник собирались несколько семей.
31 декабря у всех женщин проходил одинаково — на кухне. Стол накрывали вскладчину: взрослые договаривались, кто что будет готовить. По столу не чувствовался отшельнический образ жизни: на Новый год оставлялось все самое лучшее. Готовили традиционные блюда: селедка под шубой, оливье.
— Ассортимент в магазинах в Монголии был скудный, но советские женщины выносливые и хозяйственные (голь на выдумку хитра), поэтому в праздник все хвастались своими разносолами, сами пекли торты — медовик, наполеон, и белый хлеб. Майонез тоже сами готовили. А еще летом родители затаривались астраханскими арбузами, и они хранились у нас под кроватями до Нового года.
Живых елок в пустыне, где была воинская часть, не было, поэтому из Союза привозили искусственную. Елку украшали стеклянными игрушками, гирляндами.
— У меня была одна любимая игрушка — снеговичок, но я сама ее и разбила. Для меня это был большой удар.
Под елкой дети находили подарки, которые родители покупали еще летом, будучи в отпуске в Союзе. В них обязательно были книги, которые советские дети очень любили, и наборы для творчества.
Надо сказать, что сами дети очень серьезно относились к празднованию Нового года. Подготовка к нему начиналась за месяц: те, кто постарше, придумывали сценарий новогодней развлекательной программы, раздавали остальным роли. Почти ежедневно проходили репетиции.
— Мы считали своим долгом устроить досуг родителям. Сейчас я думаю, что, возможно, им это было не в радость, им хотелось потанцевать, а мы у них забирали часа 2-3 новогоднего времени. Но тем не менее они все время, и сейчас тоже, с радостью вспоминают наши детские постановки. Мы это делали из альтруизма, энтузиазма, мы сами себе устраивали праздник.
Ближе к полуночи смотрели традиционный «Голубой огонек» по черно-белому телевизору и слушали голос столицы Советского Союза — бой кремлевских курантов.
Родители Евгении из тех, кто умел искренне радоваться малому и в любой обстановке весело встречать Новый год
— Новый год — это было волшебство, музыка, огни, семейные традиции, когда все собираются за одним столом. Сейчас мы эти традиции потеряли. В наше время скучно проходит Новый год, все избалованы изобилием. Тогда люди сами должны были создать себе праздник, причем все старались и делали это с большой радостью. Мы, уже будучи взрослыми, так весело не отмечаем Новый год, как наши родители.
Многие люди, жившие при Советах, с большим теплым чувством и в то же время с горечью потери вспоминают былое.
— Мне всегда нравилось советское время, — время простых людей, которые довольствуются и радуются малому. Все были равны и просто относились к жизни.
Автор статьи: Надежда Саблина
Автор фото: Светлана Курейчик и из личных архивов героев