Найти тему

"Зарплата" и ее составляющие, или Почему бессмысленно просить у начальника прибавки ЧАСТЬ 2

Оглавление

Первая часть тут.

"Ничего личного, просто бизнес"

Владелец бизнеса - не ваш друг, не близкий вам человек, не товарищ, не "земляк". Он ничем не обязан вам, даже если вы "верой и правдой" работали в его фирме десятки лет. Он не обязан повышать вам зарплату, даже если цены выросли в два раза. Все то, что он обязан, прописано в Трудовом кодексе РФ и трудовом договоре. Например, работодатель не может платить меньше установленного МРОТ (минимального размера оплаты труда). Он не имеет права уволить вас просто так, если у компании стало меньше клиентов. Только сократить - и выплатить немалую компенсацию. Он обязан предоставлять вам оплачиваемый отпуск, оплачивать больничные и декрет (получая впоследствии эти деньги из фондов). Но повышать зарплату из-за того, что хлеб подорожал на 15 рублей, он не обязан. И не сделает этого: не из чего.

Что, если владелец клининговой компании все же повысил цены для клиентов, и теперь за каждый офис ему платят не 2000, а 4000 рублей? Обязан ли он увеличить зарплату уборщицы в два раза?

Нет, увы.

Во-первых, повышения цен на услуги еще нужно добиться.

Предприятие рискованное: клиенты могут уйти, а новые, посчитая, что это слишком дорого, обратятся в другие компании. Таким образом, владелец фирмы ориентируется на тот же рынок. Ищет способы повышения, придумывает акции и скидки, предлагает дополнительные услуги etc. Это риск.

Во-вторых, рынок услуг и рынок труда - два разных понятия.

Да, они работают по одним и тем же принципам, но цены на них не растут одновременно. И всегда есть исключения: демперы среди организаций и соискателей.

Рынок труда и рынок услуг зависят от уровня спроса и предложения.

Чем больше клининговых компаний, тем дешевле (до определенного предела) их услуги, чем больше уборщиц, тем меньше зарплату они потребуют (опять же, до определенного предела).

В случае с клинингом и уборщицами все просто: уборщицу легко заменить, и если местные не согласятся, всегда можно взять трудовых мигрантов из бедных стран. Им необязательно даже знать язык: достаточно понимать несколько слов.

С высококвалифицированным трудом дело обстоит точно так же.

Если работодателям требуется 100 инженеров, а советская система образования смогла подготовить 1000 специалистов, инженеры не смогут получать много, и стоимость труда снизится до уровня зарплаты уборщицы.

Если на рынке 1000 предложений о работе программистом, а самих программистов - от силы сотня, получившие образование и имеющие опыт люди смогут требовать лучшей зарплаты. Остальным работодателям придется выкручиваться. Например, обучать своих сотрудников и идти к бывшим студентам, "джуниорам", которым требуется запись в трудовой, чтобы через пару лет улететь в Силиконовую долину.

Да, высокую квалификацию получить сложнее, да, на это уходит время, да, как правило, программистов значительно меньше, чем уборщиц. Но это не гарантирует, что программист всегда будет получать больше уборщицы. Все зависит от спроса на услуги. И уровня предложения.

Можно было бы посоветовать повышать квалификацию и делать работу лучше, чем другие. Это работает. Но далеко не всегда, если речь идет о классическом трудоустройстве и фиксированной заработной плате. Помним: владелец бизнеса - не ваш друг и ничем вам не обязан. Он ориентируется только на экономические показатели, в том числе, средние цены на рынке труда.