Найти тему
Дороги России

Петропавловка. Одна из 65-и в России

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 9.

Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!

2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.

10 000 остановок. 30 000 фотографий.

6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.

Все реки. Все стелы областей, районов, городов.

Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.

В этой части:

Автодороги: Межмуниципальные автодороги 20К-В12-0 Богучар – Петропавловка и 20К-В24-0 Петропавловка – Калач – Павловск.

Населённый пункт: село Петропавловка.

Расстояние маршрута в населённом пункте: 8 км.

Федеральный округ: Центральный федеральный округ.

Регион: Воронежская область.

Административный район: Петропавловский район.

Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).

Обширная составная часть природного района: Среднерусская возвышенность.

Рельеф местности: Калачская возвышенность.

Часовой пояс (время по отношению к московскому): московское время.

День в пути: 1-й день.

-2

Второй населённый пункт, с которым мы немного познакомимся во время нашего путешествия в Якутию – это село Петропавловка. Автодорога Богучар – Калач проходит прямо сквозь него на протяжении целых восьми километров, и все самые интересные достопримечательности этого села можно увидеть здесь вдоль дороги, никуда не съезжая. Рядом с белым дорожным указателем «Петропавловка» закреплена табличка «фотоаппарат», а это значит, что правила дорожного движения обязывают всех водителей останавливаться в селе для фотосъёмки интересных мест, поэтому нарушать не будем, а именно так и сделаем.

-3

Первое, на что обращаешь внимание при въезде в село на улицу Победы, это несколько старых двухэтажных многоквартирных домов, обшитых сайдингом для придания им более эстетического внешнего вида. И хотя я терпеть не могу отделку уличных стен пластиком, здесь это смотрится действительно неплохо.

-4

Центр села начинается с облезлого круглого фонтана, покрытого с внутренней стороны сине-бело-голубыми (хей-хей, «Зенит»!) квадратиками-ирисками – маленькими плиточками, которые мы так любили в детстве отдирать от стены только что построенной во дворе новой пятиэтажки. Как и в Богучаре, фонтан почему то не работал, наверное сегодня был какой-нибудь день борьбы с дефицитом водных ресурсов на планете.

-5

Напротив фонтана – местная автостанция. Ни автобусов тебе, ни людей, как то всё мрачно здесь и подозрительно тихо. Хотя, если верить красной табличке «Заказ автобуса» на фасаде здания вокзала, то сразу становится понятно, что не так уж и плохо живут петропавловцы, могут позволить себе заказать целый автобус в случае, если вдруг понадобиться куда-то поехать, а не то, что вы там ютитесь в своих тесных такси.

-6

Здесь же, через дорогу, в школьном сквере установлен памятник уроженцу Петропавловского района, командиру комсомольской организации «Молодая Гвардия», Герою СССР Ивану Васильевичу Туркеничу, погибшему в годы Великой Отечественной войны. Чтобы вы понимали, это была немного другая организация относительно современной молодой гвардии «Единой России», а именно подпольная молодёжная антифашистская организация в годы ВОВ, а не нынешняя бессмысленная политическая партия с их бесполезными агитациями, проектами и съездами.

-7

Больше всего в Петропавловке мне понравился памятник военным лётчикам – самолёт Су-25 на постаменте в сквере возле районного дома культуры.

-8

Советский штурмовик Су-25, впервые поднявшийся в воздух в 1975 году, эксплуатируется нашими военными до сих пор. Памятник появился в Петропавловке в 2014 году благодаря главнокомандующему ВВС России генералу Виктору Бондареву, уроженцу этого района.

-9

Свежеотреставрированный районный дом культуры нынче представляет собой безликую и абсолютно неинтересную коробку.

-10

Однако с краю, куда ещё не добралась рука злобного современного реставратора, на стене РДК всё ещё можно увидеть отголоски старого советского прошлого, когда к украшению зданий подходили более творчески и оригинально.

-11

Центральная площадь Ленина выложена современной тротуарной плиткой, но здесь придраться не к чему, смотрится действительно красиво. Однако Владимиру Ильичу, памятник которому здесь стоял раньше, на обновлённой площади места уже не нашлось.

-12

В глубине площади Ленина поставили арочную летнюю сцену, а на стене здания федеральной миграционной службы надпись «Слава КПСС!» издалека читается как «Слаба КПСС!».

-13

Администрация района скромно выходит своим фасадом на площадь откуда-то сбоку, словно оставаясь в стороне, будто сторонясь своего народа, что ли.

-14

Также на площади Ленина со стороны центрального сквера прямо возле дороги можно увидеть памятник отцу русских десантников, Герою СССР, генералу армии Василию Маргелову.

-15

Василий Филиппович не был основателем воздушно-десантных войск, как это принято считать, однако именно он сделал их настоящей армейской элитой, и даже сами десантники в знак уважения к своему «бате» в шутку расшифровывают аббревиатуру ВДВ не иначе как «Войска дяди Васи».

-16

Здесь же мы можем увидеть памятник участникам афганской войны в виде боевой машины пехоты БМП-1, которая в 1966 году стала первой плавающей боевой машиной в мире, а позже широко использовалась во время боевых действий в Афганистане.

-17

Проехав мимо центрального сквера, справа замечаем неплохой по архитектуре, по сравнению с большинством зданий в селе, магазин «Центральный», которому, правда, уже не помешал бы внешний косметический ремонт.

-18

Дальше по улице Победы можно увидеть храм святых апостолов Петра и Павла XVIII века постройки, который и послужил причиной названия этого села. Или наоборот, название села послужило причиной поставить здесь храм в честь именно этих апостолов?

-19

Петропавловская церковь тесно окружена со всех сторон различными пристройками и заборами, поэтому сфотографировать её в полном объёме достаточно сложно, постоянно что-то мешается на переднем плане.

Интересно, что все достопримечательности в центре села расположены по правой стороне, поэтому головой здесь можно сильно и не вертеть.

-20

Возле храма на месте братской могилы установлен мемориал павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны.

-21

В этом месте покоится прах красноармейцев, погибших в боях на петропавловской земле, также сюда были перезахоронены останки бойцов из некоторых окрестных хуторов и сёл.

-22

На этом центральная часть села завершается, и мы подъезжаем к мосту через реку Криуша. Непонятно почему, но именно здесь заканчивается автомобильная дорога 20К-В12-0 Богучар – Петропавловка и сразу же начинается другая автомобильная дорога 20К-В24-0 Петропавловка – Калач – Павловск. Сложные непонятные номера дорог были введены в официальное обращение уже современными умами, поэтому, чтобы не путаться в них, по старинке будем называть эту трассу просто как Богучар – Калач.

-23

Название реки Криуша произошло от слова «кривуша», так в старину называли крутые изгибы рек. Через каких-то 500 метров отсюда расположено её устье, где она впадает в реку Толучеевку.

-24

На берегу Криуши мы видим два красивых высоких белых тополя – в этом месте находится небольшая тополиная роща. Интересно, что в сезон понижения уровня воды в реке она представляет собой цепочку плёсов, не связанных между собой поверхностным стоком, причём на этих небольших временных озёрах вода не пересыхает лишь благодаря питанию из подземных источников.

-25

По берегу Криуши, словно припорошенные снегом, стелятся густые ветвистые травы с большим количеством маленьких беленьких цветочков – похоже, что это травянистое цветковое растение, которое называется качим или гипсофила.

-26

За мостом через реку Криушу улица Победы плавно перетекает в улицу 50 лет Октября, и один из заречных домов попал здесь в объектив моего фотоаппарата. Периодически я буду выкладывать случайные дома из разных населённых пунктов на нашем пути, смотрите внимательно, может быть и ваш дом окажется здесь!

-27

В Петропавловке установлен большой информационный щит с разноцветными сотами – такие часто встречаются в Воронежской области, особенно на трассе М4 «Дон», где на них изображают разные достопримечательности и достижения региона, но здесь мы видим баннер в честь 75-летия Победы.

-28

Если заглянуть налево в один из сельских переулков, а именно на улицу Свердлова, то вдалеке, на самой окраине села, можно увидеть красивый белый склон меловой горы в долине реки Толучеевки. Где-то здесь уже начинается территория Калачской возвышенности, являющейся юго-восточной окраиной большой Среднерусской возвышенности.

-29

Проехав немного дальше по улице 50 лет Октября, обращаем внимание на обновлённый петропавловский стадион, отреставрированный совсем недавно, как и многие другие объекты села, которые мы с вами сегодня уже увидели.

-30

Напротив стадиона – трактор Т-74 на постаменте и КамАЗ-5320 без постамента.

-31

Советский гусеничный трактор Т-74 выпускался с 1962 по 1983 годы и был одним из наиболее популярных в СССР, всего за 21 год было произведено более 880 тысяч таких экземпляров.

-32

Трактор-памятник установлен в честь земляков-хлеборобов рядом со зданием бывшего правления колхоза, он полностью укомплектован и, говорят, даже на ходу, на нём и гос.номер имеется, так что если кто умеет управлять таким, можно прийти сюда глубокой тёмной ночью и попробовать взять покататься.

-33

Ближе к выезду из Петропавловки останавливаемся возле памятника уроженцу этого села, Герою СССР Ивану Евгеньевичу Просяному, прошедшему всю Великую Отечественную войну и участвовавшему в штурме Берлина весной 1945 года. Бюст земляку-герою был установлен на его малой родине в 1967 году, спустя два года после его смерти.

-34

Слева от памятника – сельский дом культуры, образованный в 1957 году, сейчас это культурно-досуговый центр Петропавловского сельского поселения, что, в принципе, одно и тоже, только звучит более длинно и сложно для восприятия.

-35

Справа – полузаброшенное красивое здание бывшего детского сада с очень живописной склонившейся прямо к его входу сосной.

-36

Уже на самом выезде из Петропавловки рядом с гаражами бывшего колхоза в 2017 году на постаменте был установлен советский грузовой автомобиль ГАЗ-51 как памятник землякам-автомобилистам.

-37

ГАЗ-51 выпускался в СССР с 1946 года, и в 1950-1970-х годах был самым массовым грузовым автомобилем в стране. За 29 лет Горьковским автозаводом было выпущено почти 3,5 миллиона таких машин, а конкретно этот экземпляр раньше принадлежал местной автошколе.

-38

Мы выезжаем из села Петропавловка в сторону Калача, и справа от дороги, в том месте, где раньше был стационарный пост ДПС, можем наблюдать небольшую, но довольно симпатичную посадку корабельных сосен.

-39

С другой стороны дороги установлена стела с названием села, одноименных которому хуторов, посёлков, деревень и сёл в одной только России насчитывается как минимум 65 штук – именно столько Петропавловок я насчитал в «Википедии», причём из них в Воронежской области их целых пять! Плюс ещё три десятка населённых пунктов с таким же точно названием есть в соседних странах бывшего СССР, в основном, на Украине. Так что при упоминании Петропавловки никогда не забывайте уточнять, какую именно из этой сотни вы имеете в виду!

А мы продолжаем наш путь дальше по юго-восточной окраине Воронежской области на восток нашей страны. На Дальний Восток!

Читать следующую часть

Читать предыдущую часть

Читать о путешествии с самого начала

Все части моего рассказа о путешествии в Якутию и другие можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».