В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 9.
Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!
2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.
10 000 остановок. 30 000 фотографий.
6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.
Все реки. Все стелы областей, районов, городов.
Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.
В этой части:
Автодороги: Межмуниципальные автодороги 20К-В12-0 Богучар – Петропавловка и 20К-В24-0 Петропавловка – Калач – Павловск.
Населённый пункт: село Петропавловка.
Расстояние маршрута в населённом пункте: 8 км.
Федеральный округ: Центральный федеральный округ.
Регион: Воронежская область.
Административный район: Петропавловский район.
Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).
Обширная составная часть природного района: Среднерусская возвышенность.
Рельеф местности: Калачская возвышенность.
Часовой пояс (время по отношению к московскому): московское время.
День в пути: 1-й день.
Второй населённый пункт, с которым мы немного познакомимся во время нашего путешествия в Якутию – это село Петропавловка. Автодорога Богучар – Калач проходит прямо сквозь него на протяжении целых восьми километров, и все самые интересные достопримечательности этого села можно увидеть здесь вдоль дороги, никуда не съезжая. Рядом с белым дорожным указателем «Петропавловка» закреплена табличка «фотоаппарат», а это значит, что правила дорожного движения обязывают всех водителей останавливаться в селе для фотосъёмки интересных мест, поэтому нарушать не будем, а именно так и сделаем.
Первое, на что обращаешь внимание при въезде в село на улицу Победы, это несколько старых двухэтажных многоквартирных домов, обшитых сайдингом для придания им более эстетического внешнего вида. И хотя я терпеть не могу отделку уличных стен пластиком, здесь это смотрится действительно неплохо.
Центр села начинается с облезлого круглого фонтана, покрытого с внутренней стороны сине-бело-голубыми (хей-хей, «Зенит»!) квадратиками-ирисками – маленькими плиточками, которые мы так любили в детстве отдирать от стены только что построенной во дворе новой пятиэтажки. Как и в Богучаре, фонтан почему то не работал, наверное сегодня был какой-нибудь день борьбы с дефицитом водных ресурсов на планете.
Напротив фонтана – местная автостанция. Ни автобусов тебе, ни людей, как то всё мрачно здесь и подозрительно тихо. Хотя, если верить красной табличке «Заказ автобуса» на фасаде здания вокзала, то сразу становится понятно, что не так уж и плохо живут петропавловцы, могут позволить себе заказать целый автобус в случае, если вдруг понадобиться куда-то поехать, а не то, что вы там ютитесь в своих тесных такси.
Здесь же, через дорогу, в школьном сквере установлен памятник уроженцу Петропавловского района, командиру комсомольской организации «Молодая Гвардия», Герою СССР Ивану Васильевичу Туркеничу, погибшему в годы Великой Отечественной войны. Чтобы вы понимали, это была немного другая организация относительно современной молодой гвардии «Единой России», а именно подпольная молодёжная антифашистская организация в годы ВОВ, а не нынешняя бессмысленная политическая партия с их бесполезными агитациями, проектами и съездами.
Больше всего в Петропавловке мне понравился памятник военным лётчикам – самолёт Су-25 на постаменте в сквере возле районного дома культуры.
Советский штурмовик Су-25, впервые поднявшийся в воздух в 1975 году, эксплуатируется нашими военными до сих пор. Памятник появился в Петропавловке в 2014 году благодаря главнокомандующему ВВС России генералу Виктору Бондареву, уроженцу этого района.
Свежеотреставрированный районный дом культуры нынче представляет собой безликую и абсолютно неинтересную коробку.
Однако с краю, куда ещё не добралась рука злобного современного реставратора, на стене РДК всё ещё можно увидеть отголоски старого советского прошлого, когда к украшению зданий подходили более творчески и оригинально.
Центральная площадь Ленина выложена современной тротуарной плиткой, но здесь придраться не к чему, смотрится действительно красиво. Однако Владимиру Ильичу, памятник которому здесь стоял раньше, на обновлённой площади места уже не нашлось.
В глубине площади Ленина поставили арочную летнюю сцену, а на стене здания федеральной миграционной службы надпись «Слава КПСС!» издалека читается как «Слаба КПСС!».
Администрация района скромно выходит своим фасадом на площадь откуда-то сбоку, словно оставаясь в стороне, будто сторонясь своего народа, что ли.
Также на площади Ленина со стороны центрального сквера прямо возле дороги можно увидеть памятник отцу русских десантников, Герою СССР, генералу армии Василию Маргелову.
Василий Филиппович не был основателем воздушно-десантных войск, как это принято считать, однако именно он сделал их настоящей армейской элитой, и даже сами десантники в знак уважения к своему «бате» в шутку расшифровывают аббревиатуру ВДВ не иначе как «Войска дяди Васи».
Здесь же мы можем увидеть памятник участникам афганской войны в виде боевой машины пехоты БМП-1, которая в 1966 году стала первой плавающей боевой машиной в мире, а позже широко использовалась во время боевых действий в Афганистане.
Проехав мимо центрального сквера, справа замечаем неплохой по архитектуре, по сравнению с большинством зданий в селе, магазин «Центральный», которому, правда, уже не помешал бы внешний косметический ремонт.
Дальше по улице Победы можно увидеть храм святых апостолов Петра и Павла XVIII века постройки, который и послужил причиной названия этого села. Или наоборот, название села послужило причиной поставить здесь храм в честь именно этих апостолов?
Петропавловская церковь тесно окружена со всех сторон различными пристройками и заборами, поэтому сфотографировать её в полном объёме достаточно сложно, постоянно что-то мешается на переднем плане.
Интересно, что все достопримечательности в центре села расположены по правой стороне, поэтому головой здесь можно сильно и не вертеть.
Возле храма на месте братской могилы установлен мемориал павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны.
В этом месте покоится прах красноармейцев, погибших в боях на петропавловской земле, также сюда были перезахоронены останки бойцов из некоторых окрестных хуторов и сёл.
На этом центральная часть села завершается, и мы подъезжаем к мосту через реку Криуша. Непонятно почему, но именно здесь заканчивается автомобильная дорога 20К-В12-0 Богучар – Петропавловка и сразу же начинается другая автомобильная дорога 20К-В24-0 Петропавловка – Калач – Павловск. Сложные непонятные номера дорог были введены в официальное обращение уже современными умами, поэтому, чтобы не путаться в них, по старинке будем называть эту трассу просто как Богучар – Калач.
Название реки Криуша произошло от слова «кривуша», так в старину называли крутые изгибы рек. Через каких-то 500 метров отсюда расположено её устье, где она впадает в реку Толучеевку.
На берегу Криуши мы видим два красивых высоких белых тополя – в этом месте находится небольшая тополиная роща. Интересно, что в сезон понижения уровня воды в реке она представляет собой цепочку плёсов, не связанных между собой поверхностным стоком, причём на этих небольших временных озёрах вода не пересыхает лишь благодаря питанию из подземных источников.
По берегу Криуши, словно припорошенные снегом, стелятся густые ветвистые травы с большим количеством маленьких беленьких цветочков – похоже, что это травянистое цветковое растение, которое называется качим или гипсофила.
За мостом через реку Криушу улица Победы плавно перетекает в улицу 50 лет Октября, и один из заречных домов попал здесь в объектив моего фотоаппарата. Периодически я буду выкладывать случайные дома из разных населённых пунктов на нашем пути, смотрите внимательно, может быть и ваш дом окажется здесь!
В Петропавловке установлен большой информационный щит с разноцветными сотами – такие часто встречаются в Воронежской области, особенно на трассе М4 «Дон», где на них изображают разные достопримечательности и достижения региона, но здесь мы видим баннер в честь 75-летия Победы.
Если заглянуть налево в один из сельских переулков, а именно на улицу Свердлова, то вдалеке, на самой окраине села, можно увидеть красивый белый склон меловой горы в долине реки Толучеевки. Где-то здесь уже начинается территория Калачской возвышенности, являющейся юго-восточной окраиной большой Среднерусской возвышенности.
Проехав немного дальше по улице 50 лет Октября, обращаем внимание на обновлённый петропавловский стадион, отреставрированный совсем недавно, как и многие другие объекты села, которые мы с вами сегодня уже увидели.
Напротив стадиона – трактор Т-74 на постаменте и КамАЗ-5320 без постамента.
Советский гусеничный трактор Т-74 выпускался с 1962 по 1983 годы и был одним из наиболее популярных в СССР, всего за 21 год было произведено более 880 тысяч таких экземпляров.
Трактор-памятник установлен в честь земляков-хлеборобов рядом со зданием бывшего правления колхоза, он полностью укомплектован и, говорят, даже на ходу, на нём и гос.номер имеется, так что если кто умеет управлять таким, можно прийти сюда глубокой тёмной ночью и попробовать взять покататься.
Ближе к выезду из Петропавловки останавливаемся возле памятника уроженцу этого села, Герою СССР Ивану Евгеньевичу Просяному, прошедшему всю Великую Отечественную войну и участвовавшему в штурме Берлина весной 1945 года. Бюст земляку-герою был установлен на его малой родине в 1967 году, спустя два года после его смерти.
Слева от памятника – сельский дом культуры, образованный в 1957 году, сейчас это культурно-досуговый центр Петропавловского сельского поселения, что, в принципе, одно и тоже, только звучит более длинно и сложно для восприятия.
Справа – полузаброшенное красивое здание бывшего детского сада с очень живописной склонившейся прямо к его входу сосной.
Уже на самом выезде из Петропавловки рядом с гаражами бывшего колхоза в 2017 году на постаменте был установлен советский грузовой автомобиль ГАЗ-51 как памятник землякам-автомобилистам.
ГАЗ-51 выпускался в СССР с 1946 года, и в 1950-1970-х годах был самым массовым грузовым автомобилем в стране. За 29 лет Горьковским автозаводом было выпущено почти 3,5 миллиона таких машин, а конкретно этот экземпляр раньше принадлежал местной автошколе.
Мы выезжаем из села Петропавловка в сторону Калача, и справа от дороги, в том месте, где раньше был стационарный пост ДПС, можем наблюдать небольшую, но довольно симпатичную посадку корабельных сосен.
С другой стороны дороги установлена стела с названием села, одноименных которому хуторов, посёлков, деревень и сёл в одной только России насчитывается как минимум 65 штук – именно столько Петропавловок я насчитал в «Википедии», причём из них в Воронежской области их целых пять! Плюс ещё три десятка населённых пунктов с таким же точно названием есть в соседних странах бывшего СССР, в основном, на Украине. Так что при упоминании Петропавловки никогда не забывайте уточнять, какую именно из этой сотни вы имеете в виду!
А мы продолжаем наш путь дальше по юго-восточной окраине Воронежской области на восток нашей страны. На Дальний Восток!
Читать следующую часть →
Читать предыдущую часть ←
Читать о путешествии с самого начала ☯
Все части моего рассказа о путешествии в Якутию и другие можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».