Как получилось так, что в историческом центре Петербурга появилось большое здание торгового центра? Что было раньше на месте "Галереи" и можно ли было сносить исторические здания ради нового строительства?
На самом деле снос архитектурных памятников действительно был, но произошёл он совсем не ради строительства "Галереи". Многие помнят, что несколько лет на этом месте был котлован, который даже получил своё народное название - яма. Для чего же понадобился котлован и что стало с этим проектом?
Первоначальный проект
Согласно первым проектам исторический квартал у Московского вокзала должен был сохраниться практически целиком. На остальной территории планировалось строительство вокзала ВСМ - высокоскоростной магистрали по направлению Петербург-Москва.
После начала работ в домах пошли трещины. Их состояние было признано аварийным, и они стремительно были снесены, несмотря на историческую и культурную ценность. Если судить по похожим ситуациям, такой исход планировался с самого начала: довести дома до аварийности, чтобы получить разрешение на их снос. Другие примеры такого обхода закона есть в посте: Главные архитектурные потери Петербурга за последнее десятилетие.
В 1996 году были снесены все дома квартала, на месте которого образовался котлован.
Что было на этом месте
Основную часть уничтоженного квартала составляли доходные дома XIX века. До революции они принадлежали петербургской интеллигенции, а в советское время стали жилыми домами.
Ближайшее к Московскому вокзалу здание - дом культуры железнодорожников. Был построен в начале XIX века как дом призрения малолетних бедных. При двухэтажном здании в классическом стиле была домовая церковь.
Между зданиями внутри квартала был небольшой сквер и зелёные дворы.
Кстати, во время сноса домов трещины пошли и по сохранившемуся дому Перцова - это следующий за "Галереей" дом. Но больше трещин появилось позже - при строительстве торгового центра. Их можно видеть на фасаде и сейчас.
Почему проект вокзала не был осуществлён
Официальный ответ на вопрос о том, почему вокзал всё-таки не появился, - недостаток финансирования. Проще говоря, деньги, заложенные на строительство, были разворованы. Таким образом, бюджет пропал, исторические здания были уничтожены и новый вокзал так и не появился.
На месте уничтоженного квартала появилась яма, простоявшая до 2008 года, когда начала строиться "Галерея".
Многие архитектурные проекты нового торгового центра отклонялись, например, из-за слишком смелой архитектуры и сплошного остекления. В итоге выбор остановили на псевдоклассическом стиле, который вызывает смешанные впечатления у жителей.
Возрождение идеи
В конце 2020 года к идее о скоростной пассажирской магистрали между Москвой и Петербургом вернулись. Пока неизвестно, какое место для строительства вокзала выберут теперь, но жители опасаются, что для нового проекта могут разрушить другие исторические здания Лиговского проспекта.
Возродить идею о ВСМ уже пытались в 2007 и 2012 годах, но проект не вызывал доверия из-за провалившейся прошлой попытки и исчезнувших средств. На реализацию проекта нужны миллиарды, для чего требуется подключение частного инвестора.
Справедливо ли было сносить исторический квартал ради вокзала? Хорошо ли, что появилось место для большого торгового центра прямо у площади Восстания? Напишите ваше мнение в комментарии, действительно интересно узнать.
Подписывайтесь на канал, чтобы видеть больше интересных публикаций.