Дизайн обычно ассоциируется с красивыми картинками и фото, приятной цветовой гаммой и графическими редакторами, баннерами у дороги и этикетками на косметике. В мире диджитал-технологий он немного сложнее.
UX-дизайн — это процесс создания диджитал-продуктов, который делает работу с ними простой, приятной и понятной для пользователей.
Он встречается в email-рассылках, кнопках приложений, описаниях продуктов на сайте, всплывающих на сайтах ошибках, уведомлениях на полях и прочих вещах, с которыми мы соприкасаемся ежедневно.
Правильно построенный, он помогает довести клиента от знакомства до покупки. Его задача — сделать продукт максимально удобным, чтобы клиент не потерялся во вкладках и не ушёл с сайта, разозлившись на бесконечные уведомления, и не впал в ступор от сложной терминологии.
Зачем копирайтеру изучать UX
- возможность работать не над разными текстами, а одним проектом от идеи до реализации;
- опыт работы в команде — погружаться не только в свой пул задач, но и понимать, чем занимаются коллеги и какой будет результат;
- в среднем, оклад UX-копирайтера по сравнению с копирайтером, который работает только с текстами, выше в 1,5–2 раза. Уровень зарплат зависит от опыта, навыков, образования.
Команда и роль UX-копирайтера
Раньше разработкой сайтов и приложений занимался человек-оркестр, который и код пропишет, и текст, и картинки подберёт. У такого подхода есть существенные минусы:
- делать всю работу в одиночку сложно морально и физически;
- сказывается деформация специалистов — «технари» пишут текст языком терминов, который сложно понять рядовому пользователю.
Над продуктами, в которых используется UX-дизайн — сайтами, приложениями, сервисами, рассылками, — трудятся несколько человек. Работа коллективом из разных профессий позволяет каждому члену команды выполнять свои задачи качественно и не распыляться на другие.
В команду входят:
- программисты,
- продакт-менеджеры,
- дизайнеры,
- тестировщики,
- копирайтеры.
Все они глубоко погружены в продукт и работают слаженно, согласовывая друг с другом почти каждый шаг. Копирайтеров в таких командах называют ещё UX-писателями, редакторами, авторами. Их задача — писать тексты, которые не запутают пользователя, а помогут ему — краткие, но понятные описания, грамотный перевод с языка программистов на человеческий, минимум ошибок.
Особенности UX-копирайтинга
Так же как и копирайтер, UX-копирайтер исследует целевую аудиторию, разговаривает на языке читателя, использует понятные описания. Но работа происходит немного иначе, есть свои особенности. Вот некоторые из них:
Изучение поведения пользователя при работе с продуктом — составление пользовательских сценариев. Так исследуют действия потребителя: чего он хочет получить от продукта, с какими препятствиями сталкивается, и, главное — как ему помочь дойти до цели — заказа и покупки.
Пирамида точность-дружелюбность-выразительность. Точность требует от интерфейса удобной навигации, доступного текста, исчерпывающей информации, чтобы пользователь понимал, какие действия нужно совершить для результата. Не должно быть формулировок вроде «Вот это успех». Оптимально — «Оплата прошла успешно».
Дружелюбность — про заботу о читателе. Важно разговаривать на языке целевой аудитории, показывать присутствие, давать ощущение, что тебя не бросят, если с чем-то не разберёшься.
Вершина пирамиды — это выразительность, критерий, который определяет, насколько хорошо текст передаёт ключевую ценность бренда.
Принцип «Чем короче, тем лучше» поможет читателю быстро понять, чем полезен продукт, куда нажать, чтобы сделать заказ, где оплатить картой и какие данные ввести. Цель — чтобы читатель купил, а не уснул :)
Объяснения, зачем собираем информацию, повышают лояльность. Просто так оставлять номер телефона на сайте не хочется, в голову приходят мысли вроде — звонками замучают, спамом в мессенджерах засыпят или даже сольют базу третьим лицам.
Но пометка «Пришлем акции и уведомления о заказах, звонить не будем, данные никому не отдадим» вызывает доверие и располагает поделиться номером. Человек понимает, зачем это нужно, и решает, насколько ему полезна рассылка. Важно, чтобы условия соблюдались, ведь это вопрос честности :)
В итоге UX-копирайтер:
- заботится о пользователе, доносит смысл и цели чётко и ясно;
- работает в команде, погружен в задачи, участвует в проработке каждого шага;
- помогает повысить продажи. Например, в компании выявили, что пользователи быстро уходят с сайта, листают его, но не доходят до конца, выбирают товар, но не кладут его в корзину. UX-копирайтер разбирается, как это предотвратить с помощью интерфейса.
Хотите так же? Узнайте о профессии больше и запишитесь на курс здесь.
Научим создавать хорошие тексты для приложений, сайтов, ботов и прочих диджитал-продуктов и с их помощью повысить эффективность бизнеса.