Найти в Дзене
Владимир Марочкин о музыке

Что делали наши рок-музыканты в 1977 году?

В 1977 году на нашей подпольной рок-сцене происходит много событий: уходят люди, распадаются ансамбли, меняется конфигурация составов.

"Удачное Приобретеине"  на гастролях в Одессе
"Удачное Приобретеине" на гастролях в Одессе

Летом группу «Удачное Приобретение» покинул Владимир Матецкий. Позже он объяснял свое решение уйти тем, что каждому новому поколению нужны свои кумиры, независимо от того, были старые хорошими или плохими. Но Матецкий не ушел из музыки совсем: он выбрал стезю композиторства и стал писать песни.

Тем не менее Алексей Белов и Михаил Соколов, соратники Матецкого по «Удачному приобретению», хотели и дальше исполнять свой любимый блюз-рок, и когда Михаил Таратута и Михаил Осокин, редакторы «Radio Moscow World Service», предложили группе записать несколько композиций, то заменить Матецкого «удачники» позвали Андрея Макаревича, с которым были дружны уже много лет и часто выступали вместе. Высокое мастерство музыкантов произвело настолько большое впечатление, что Михаил Таратута и Михаил Осокин предложили группе развить сотрудничество, но при этом выставили два категорических требования: во-первых, нигде не упоминать, что в записи принял участие Макаревич, поскольку он был человеком запрещенным, а во-вторых, сменить название. По их мнению, название «Удачное Приобретение» не очень подходило советскому эфиру, и они предложили новое имя – «Глобус»: то есть группа, исполняющая песни народов мира, что позволило бы ансамблю безболезненно петь блюзы на английском языке. Но тогда музыканты с гневом отвергли это предложение.

Андрей Макаревич
Андрей Макаревич

Из «Машины Времени» ушел Ильченко. «Расставание с Ильченко случилось не вдруг, - рассказывал Андрей Макаревич. - Мы чувствовали, что к этому как-то шло. И все же, когда он сказал, что истосковался по Питеру и не в силах бороться с зовом родной земли, стало грустно. Расстались мы друзьями, но «Машина» наша за эти полгода приобрела такое плотное звучание, что возврат в трио был уже невозможен...»

После ухода Ильченко в «Машине Времени» появились саксофонист Евгений Легусов, трубач Сергей Велицкий, клавишник Александр Воронов (экс-«Виктория»), а также - вновь вернувшийся Игорь Саульский.

Юрий Фокин (фрагмент обложки пластинки группы "Цветы")
Юрий Фокин (фрагмент обложки пластинки группы "Цветы")

В США уехал еще один наш легендарный музыкант — барабанщик группы «Цветы» Юрий Фокин. Там он принял церковное послушание и долгое время жил в штате Нью-Йорк, в православном монастыре, где заведовал монастырской типографией.

"Союз Любителей Музыки Рок"
"Союз Любителей Музыки Рок"

Питерский ансамбль «Союз Любителей Музыки Рок» в этом году стал невероятно популярен. Ансамбль сумел заинтриговать зрителей собственными песнями с их безупречной танцевальной мелодикой. Но поздней осенью, когда «Союз Любителей Музыки Рок» находился на вершине славы, лидер ансамбля Владимир Козлов был призван в армию. Через полгода отбыл в армию и барабанщик «Союза» Андрей Ольшанский и... попал в одну часть с Козловым. Там же служил и их старый коллега Стас Хрусталев. На следующие два года вся компания стала играть в составе гарнизонного ВИА «Товарищ»... Иногда, уходя в увольнительную, Козлов собирал свой «Союз Любителей Музыки Рок» и выступал с ним на подпольных сейшенах.

Александр Пантыкин
Александр Пантыкин

Творческая группа Свердловского Архитектурного Института, назвавшая себя «Студия САИ», в составе которой творил легендарный «Сонанс», выехала на фестиваль в Ригу и вернулась оттуда со званием лауреата. Но вскоре «Студия САИ» распадается, так как большинство ее участников уже окончили институт. В итоге Александр Пантыкин (клавишные), Игорь Скрипкарь (вокал, бас), Иван Савицкий (барабаны) и Татьяна Марамыгина (скрипка) решили писать собственную историю и организовали группу «Сонанс».

"Високосное Лето"
"Високосное Лето"

Стабильно выступала только группа «Високосное лето». На 1977 год пришелся пик популярности этого ансамбля. Летом «Високосное лето» совершило несколько весьма успешных выездов в другие города, с триумфом выступив на Певческом поле в Риге и на 2-м Таллинском фестивале современной музыки. Музыка «високосников» отлично слушалась в такой «эстонской компании», как «Молодая Эстония», «Руя», «Психо», «Магнетик бэнд». Обычно сдержанные жители Таллина во время исполнения «Сатанинских плясок» выбили стекла в столичном Дворце спорта «Калев». По этой причине два последующих выступления группы оргкомитет был вынужден отменить.

В том же году в группу пришел первоклассный вокалист Владимир Варган, который надолго запомнился любителям рока исполнением светлой баллады «Мир деревьев»...

Осенью 1977 года Борис Гребенщиков и его ближайшие друзья и коллеги - Майк Науменко, Юрий Ильченко, битломан Коля Васин и фотограф Наталья Васильева начали издавать рукописный журнал «Рокси». «Первая идея, которая вкладывалась основателями журнала в «Рокси», - это идея человеческого общения. Делать журнал всем вместе и ощущать себя единомышленниками было в кайф, поэтому главной в журнале стала идея чистого кайфа», - рассказывал один из редакторов «Рокси» Олег Решетников в интервью журналу «РИО». В первый номер вошли статьи Гребенщикова «О врубе» и Коли Васина «Время Машины», интервью с лидером группы «Союз Любителей Музыки Рок» Владимиром Козловым, некролог на смерть Марка Болана, отчет о двух концертах «Аквариума», фантастический рассказ Юрия Ильченко, «Сплетень» и «Ленгортоп».