В Римской империи иудаизм считался одной из легальных религий, а потому разрешался самой государственной властью. Со временем история иудейских восстаний была забыта, и еврейские общины, разбросанные по всему Средиземноморью, вновь приобрели отторгнутые права. А когда в 212-м году Каракалла предоставил гражданство всем жителям государства, его получили и дети Сиона.
Эту эпоху, начиная с предоставления гражданства и до признания христианства официальной религией, можно назвать золотым временем для римских евреев. Для них было вновь легализовано oбрeзaниe, синагоги свободно действовали и защищались законом, решения религиозных судов гарантировались государством, иудеи могли без препятствий занимать различные должности и даже имели возможность соблюдать субботу.
По сравнению с другими жителями империи, для них было установлено лишь одно отличие – все это действовало до тех пор, пока они платили иудейский налог. Он был введен сразу же после разрушения иерусалимского храма как кара за восстание и не отменялся до самого позднего времени.
Но когда иудаизм и христианство окончательно разделились, и последнее стало занимать все более высокое положение, прежние законы начали постепенно отменяться. В это время западные провинции уже управлялись из Рима (точнее, из Равенны), а восточные – из Константинополя. В начале 5-о века вышли несколько императорских указов, которые сначала исключили для евреев занятие определенных государственных постов, потом запретили для них всю гражданскую службу, а в конце концов, и службу в армии.
Тем не менее, всегда оставалась должность, которая для евреев никогда не ограничивалась – пост сборщика налогов. Во-первых, такой человек был вынужден все недоимки оплачивать из собственного кармана. Во-вторых, в таком случае дети Сиона не могли наслаждаться плодами своего дела, а должны были смириться со всеобщим неуважением.
Несмотря на то, что на иудейскую религию гонений не было, евреи были лишены многих прав в области рабовладения. Им было запрещено покупать невольников христианской веры, а если раб крестился, его отпускали. Правительство предполагало избежать такой мерой возможности иудейского прозелитизма.
В правление Юстиниана было запрещено строить новые синагоги, но ремонтировать старые не возбранялось. Правда, судя по археологическим находкам, этот закон соблюдался очень слабо – новые храмы возводились достаточно часто, особенно, в Иудее и ближайших провинциях.
Когда в начале 7-о столетия Персидская империя усилила свой натиск на ромеев и захватила весь византийский восток, еврейское население весьма способствовало этой победе и помогало Сасанидам чем только могло. Поэтому, после отвоевания территорий, по всей державе были приняты антиеврейские постановления. Их христианской солидарности, они вводились даже во франкской державе меровингов. А великий полководец император Ираклий оказался первым правителем в истории, который начал принудительно обращать иудеев в государственную религию.
Но относительная стабильность сохранялась до самой эпохи крестовых походов, когда ухудшение положения этого народа уже шло с запада. Воины Христа, которые двигались на восток, нередко нападали на еврейские общины, а когда захватили сам Константинополь, придумывали все новые дискриминирующие меры.
После распада и дезорганизации Византии на ее границах возникли собственные локальные «империи», правители которых могли относиться к детям Сиона по собственному усмотрению. Кто-то отнимал имущество, кто-то заставлял креститься и прочее.
Поэтому, в большинстве своем, евреи приветствовали турок-османов, которые сначала укрепились в Азии, а затем начали захватывать владения в Европе. Один из их султанов даже пригласил к себе сефардов из Испании, которые жили там после много столетий.